Недостаточное признание преподавания

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 65-66.

08 апреля 2015 г.

Рональд М. Харден

Только что ознакомился с информацией о финансировании университетов в Англии на основании результатов работы системы оценки качества исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Великобритании - 2014 Research Excellence Framework. В то время как одним университетам финансирование увеличили, другим его урезали, причем иногда весьма существенно - до 17%. Статьи в "Times Higher Education" (от 26 марта 2015 г.) утверждают, что университеты основывают свои решения на исследовательских приоритетах более чем когда-либо. Забыто заявление правительства в Белой книге-2011 о высшем образовании, о том, что "студенты - в сердце системы" и что "мы хотим заострить внимание на высоком качестве преподавания в университетах, чтобы оно имело такой же авторитет, как и научные исследования". В Белой книге обещали, что "высшие учебные заведения сконцентрируются на высоком качестве преподавания и финансовом поощрении сотрудников за преподавание, а не только за исследовательскую деятельность".

"Times Higher Education" задает вопрос: а может, данная идея потерпела фиаско?

В Университете Суррея было предложено сократить рабочие места в отделе, демонстрирующем великолепные результаты преподавательской деятельности. Было отмечено, что финансовое вознаграждение за хорошее преподавание и взыскание за плохое отсутствует, хотя взыскания за плохие оценки исследовательской работы очевидны. Есть потребность как в преподавании, так и в оценке совершенства исследовательской работы. С этой целью два года назад была основана инициатива ASPIRE-to-Excellence в медицинском образовании, и она привлекает много внимания. На этой неделе были обнародованы оценки стендовых материалов для конференции Международной ассоциации по медицинскому образованию AMEE-2015, которая пройдет в Глазго. Аналогично ситуации, сложившейся с краткими сообщениями и семинарами, мы получили больше заявок, чем можем включить в программу. Мы просмотрели все презентации, но принять окончательное решение о том, какие материалы будут включены, очень непросто. Каждый год стандарты повышаются. Некоторые авторы энергично берутся за такие глобальные вопросы, как обучение в ходе реализации проектов (Project-Based Learning, PBL), или обучение, ориентированное на решение задач (Task-Based Learning, TBL), скрытые учебные программы и роль пациента. Другие рассматривают более специфические вопросы: роль быстрых знакомств при выборе карьеры или что происходит, когда студент приглашен на ужин к врачу, вышедшему на пенсию.

Я всегда был сторонником поступления на медицинский факультет сразу после школы, меня не убеждали аргументы в пользу поступления выпускников, получивших степень бакалавра. В связи с этим меня заинтересовали две стендовые презентации. В одной из них приводятся доводы в пользу того, что возраст студента не препятствует решению сложных проблем человечества; в другой было установлено, что студенты старшего возраста, несмотря на то что они иногда даже более успешно учились на медицинском факультете, хуже справляются с поставленными задачами после получения квалификации.

Я уезжаю дней на 10 в Малайзию, на ученый совет Международного медицинского университета, кроме того, я приму участие в Международной конференции по медицинскому образованию.

Работаю над своим новым выступлением на пленарном заседании; его пилотное название "Истинное обучение и переход от оторванности от действительности к реальному миру". А также я организую семинар по оценке компетентности в клинической практике.

Из Куала-Лумпура я улечу в Перт, где займусь некоторыми подготовительными мероприятиями для конференции в Оттаве в 2016 г. Я думаю, Перт - это прекрасное место. Жду с нетерпением встречи с вами.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»