Научная фантастика или будущее медицинского образования?

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 63-65.

21 мая 2015 г.

Рональд М. Харден

Наверное, сейчас это воспринимается как научная фантастика, но, возможно, за этим будущее медицинского образования. Что имеет в виду Джейн Найт (Jane Knight (Ph. D, Adjunct Professor, Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto, Canada).), описывая возможное будущее международного высшего образования? Ответом на этот вопрос являются так называемые образовательные конгломераты. В своей увлекательной статье "Международные университеты: недоразумения или новые модели?" (Journal of Studies in International Education (Jane Knight International Universities: Misunderstandings and Emerging Models? // Journal of Studies in International Education. - 2015, May. - Vol. 19, no. 2. - Р. 107-121.)) она обращает внимание на то, как интернационализация трансформировала учреждения и системы высшего образования. В то же время пока до конца не определились со значением прилагательного "международный" в контексте университетского образования.

Автор описывает три современные модели. Первая - это классическая модель, в которой у университета есть международные партнеры и виды деятельности. Например, сотрудничество с международными университетами-партнерами, при этом партнерство охватывает ряд академических и административных инициатив, включая академическую и студенческую мобильность, а также совместную научно-исследовательскую деятельность. Как полагает автор, на сегодняшний день наиболее распространен такой тип международного университета. Второй тип - это сателлитная модель: университеты обозначают свое присутствие в других странах мира посредством сателлитных исследовательских центров или кампусов-филиалов. Это автономные независимые кампусы, но они могут входить в состав местных институтов-партнеров. В качестве примера автор приводит Университет Монаш в Австралии, у которого есть кампус в Малайзии, Объединенную высшую школу в Китае, Образовательный центр в Италии, Исследовательский центр в Индии и филиал кампуса в ЮАР.

В последнее время поговаривают о совместном учреждении, в которое преобразовывается новый независимый университет с участием одного или более иностранных образовательных учреждений-партнеров. Его отличие от модели международного кампуса-филиала заключается в том, что он функционирует не как сателлит основного университета. Ключевой элемент - активное участие академических партнеров из разных стран в основании нового учреждения. Меня, например, озадачивает международное сотрудничество как вариант классической модели, в которой один университет направляет другому, находящемуся в иной стране, свою учебную программу или ее отдельные элементы. Как правило, резуль- таты такого сотрудничества часто разочаровывают, так как программа не соответствует локальным потребностям, и в итоге местные преподаватели не владеют данной программой.

Однако, возвращаясь к картине будущего- Найт представляет следующее поколение международных университетов в виде образовательных конгломератов, в которых студенты могут смешивать и сочетать курсы и учебный опыт различных локальных или международных учреждений, предоставляющих образовательные услуги. Однако это нужно связать с общепризнанной системой зачетных учебных единиц, или кредитов.

С развитием образования, ориентированного на результат, и появления более совершенных стратегий оценки это можно попробовать осуществить. Образовательные конгломераты могли бы стать валидированной завершенной курсовой работой, включающей обучение в ходе непосредственного общения, а также виртуальное образование. В таком сценарии лицензионное соглашение, касающееся сертификата об образовании, более значимо, чем лицензионное соглашение о самой академической программе. Эта разработка учитывает необходимость более персонализированного или адаптивного обучения, а также развитие технологии и образования, ориентированного на компетентность.

Одной из целей Международной виртуальной медицинской школы (IVIMeds), основанной более 10 лет назад, была поддержка университетов при обмене образовательным опытом. В рамках данной инициативы было продемонстрировано (Khogali и соавт. // Medical Teacher. - 2011. - Vol. 33. - P. 311-331.), что интернет-ресурс с участием 14 медицинских школ может играть важную роль в смешанном учебном процессе. К сожалению, учебные заведения отклонили такое сотрудничество, и направление IVIMeds стало заниматься разработкой пакетов программного обеспечения для интернета, облегчающего разработку учебными учреждениями собственных программ.

IVIMeds никогда не рассматривали как образовательный конгломерат; Найт считает, что это было важным шагом в данном направлении. Возможно, как концепция медицинского образования она просто опередила свое время.

Я только что окончил свои комментарии о межпрофессиональном обучении на первых курсах медицинского вуза для Anatomical Science Education. Это издание будет опубликовано наряду с тематическими исследованиями прикладного характера по межпрофессиональному образованию в анатомии. Я вспоминаю, как много лет назад был очарован презентацией Wojciech Pawlina из клиники Mayo на Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию (APMEC). Автор описывал, как курс анатомии в Mayo не только внес вклад в понимание и усвоение данной дисциплины студентами, но и способствовал выработке коммуникативных навыков, а также учил работать в команде. Авторы некоторых образовательных разработок поддержали использование межпрофессиональных образовательных программ в первые годы обучения. Эти разработки включают переход к модели образования, ориентированной на результат, а также вертикальную интеграцию учебной программы. Кроме того, общепризнанно, что научные установки формируются на начальном этапе обучения, но, для того чтобы это произошло, важно создать соответствующую образовательную среду.

Несмотря на множество выступлений на конференциях, посвященных медицинскому образованию, меня всегда интересовало, как я могу улучшить свою продуктивность. Я был заинтригован работой Amy Cuddy. Она считает, что поддержание уверенной позы на протяжении двух минут влияет на уровни тестостерона и кортизона в головном мозге и приводит к более продуктивному выступлению или интервью. В это сложно поверить, но можно попробовать сделать это. Прослушайте ее выступление на конференции TED talk. Кстати, когда я заглядывал туда в последний раз, количество просмотров достигло 25 951 217.

Комментарий: Daniel Richard Kambey*

03 июня 2015 г.

Хорошая пища для размышлений, профессор Харден. Проживая в одной из развивающихся стран Азии я познакомился с тремя моделями международного высшего образования. Некоторые из них были успешны, в то время как другие, к сожалению, не оправдали моих ожиданий. Тем не менее я считаю, что некоторые моменты следует принять во внимание. Во-первых, государственное регулирование не всегда поддерживает вторую и третью модели. Во-вторых, локальный контекст, ссылаясь на рассуждения д-ра Шарма (Dr. Neel Sharma discusses national licensing exams in the United Kingdom. (http://www.mededworld.org/reflections/reflection-items/October-2014/A-case-for-a-national-licensing-exam.aspx).), не универсален. Можно ли, заимствуя наилучшую практику из других стран мира, безболезненно перенести ее на иную почву? Кроме того, потребности систем здравоохранения в разных странах будут различаться. Я думаю, именно поэтому первая модель наиболее популярна. Я поддерживаю идею сотрудничества при разработке содержания учебных программ, но при этом я спрашиваю: а кто будет их разрабатывать и кто будет их использовать? Согласятся ли центры, не принимающие участия в фазе разработки, использовать эти результаты? Скорее всего, они будут чувствовать себя на обочине. Я думаю, это самая большая проблема на пути реализации данной идеи. Я работаю над некоторыми проектами межпрофессионального образования (IPE) за пределами высшего учебного заведения. Постараюсь описать свои впечатления о запуске проектов. Надеюсь, это поможет нам найти некоторых партнеров для сотрудничества над проектами по разработке IPE.

*Daniel Richard Kambey Secretariat division staff PPI United Kingdom (PPI UK).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»