Об образовании и здоровье (из наследия Иммануила Канта, 1724-1804)

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 59-62.

Кенигсбергский мыслитель Иммануил Кант является основоположником классической философии и "принадлежит к тем великим умам, образ которых меняется вместе с изменением истории" [1].

Значительная часть кантовского наследия посвящена философским вопросам, которые сегодня принято обозначать как область философии образования. Понятия "просвещение, воспитание, образование" часто встречаются на страницах работ И. Канта, им посвящены и специальные его сочинения. Проработка концепций просвещения, воспитания и образования в свете глубокой философской теории содержит в себе уроки для сегодняшней теории и практики. Философский кантовский подход к воспитанию и образованию обнаруживается в его концепции просвещения [2].

Для специалистов, работающих в высших учебных заведениях, особенно важны взгляды И. Канта на систему образования, которая должна содействовать максимальному прогрессу научных знаний и распространению культуры разума. Кантовский девиз просвещения: "Имей мужество пользоваться собственным умом", - сохраняет свое значение и в наше время и вполне может быть использован как принцип современного образования, нацеленного на создание условий для возникновения критической массы образованных, самостоятельно мыслящих молодых людей, способных оказывать влияние на развитие современного российского общества.

По мнению И. Канта, "просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Просвещение не столько эпоха общественной жизни, сколько состояние нашей собственной личности". Причины непросвещенности людей И. Кант видит в их личных свойствах.

Просвещение есть область личной ответственности человека - таково основное положение концепции Канта. И. Кант ставит вопрос: каков тот общественный механизм, который позволит добиться состояния личного просвещения? Ответ И. Канта на данный вопрос прост. "Публика сама себя просветит, если только предоставить ей свободу. Для просвещения требуется только свобода, и притом самая безобидная- а именно свобода во всех случаях публично пользоваться своим разумом" [3].

Это состояние личности, в котором человек осмеливается руководствоваться собственным разумом, есть цель всех педагогических и образовательных усилий.

Человек - единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек нуждается в образовании. Образование включает дисциплину и обучение. Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. Человек может быть воспитан только человеком - людьми, также получившими воспитание.

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все природные способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению.

Провидению было угодно, чтобы человек воспроизводил добро из самого себя. Человек еще должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанности человека. Поэтому воспитание - величайшая проблема и труднейшая задача для человека, так как сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания. Поэтому-то воспитание и может двигаться вперед лишь постепенно и благодаря тому, что одно поколение передает свой опыт и сведения последующему, а оно прибавляет что-нибудь в свою очередь и в таком виде передает их дальнейшему поколению. Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать, однако до сих пор существуют разногласия даже относительно их идеи. Итак, при воспитании человека следует приучать к дисциплине. Дисциплинировать - значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам.

Человека следует развивать умственно.

Человек должен быть умен и пригоден для человеческого общества, приятен и пользовался влиянием. Сюда относится цивилизованность, для которой необходимы манеры, вежливость, такт.

Воспитание нравственности. Человек должен выработать такой образ мыслей, чтобы избирать исключительно добрые цели. Мы живем в эпоху дисциплины, культуры, цивилизованности, но еще далеко не в эпоху распространения нравственности. Воспитание включает и образование. Образование включает два аспекта: 1) отрицательный - дисциплину, которая удерживает от ошибок; 2) положительный - обучение и руководство. Руководить - это значит указывать, как применять то, чему научились. Воспитывать личность, которая свободно действует, может стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в собственных глазах. Воспитание состоит из образования, цель которого приобретение умения, поэтому оно (воспитание) носит дидактический характер. Воспитанию присущ прагматический характер (достижение разумности), а также моральный характер (нравственность).

К практическому воспитанию относятся умение, знание, нравственность. Что касается умения, нужно следить за тем, чтобы оно было основательно, а не поверхностно.

Основательность присуща умению и постепенно должна обратиться в привычку в образе мыслей. Что касается знания, оно состоит в искусстве применять умение к определенному человеку, т.е. оно учит, как пользоваться людьми для своей цели. Нравственность относится к характеру. "Терпи и воздерживайся" - вот в чем подготовка к мудрой умеренности.

Юношеству следует привить любовь к другим людям, а затем и всемирногражданский образ мыслей. В нашей душе есть нечто такое, что заставляет нас интересоваться самим собой, теми, с кем выросли, возможностью способствовать всеобщему благу. Наконец нужно обратить внимание на необходимость ежедневного отчета перед самим собой, чтобы в конце дней своих можно было правильно определить ценность своей жизни. И. Кант наметил пути сознательного и разумного отношения к ценностям жизни, им обоснована тесная взаимосвязь между психикой и телом с возможностями контроля их функций. Это современная медицина и практическая психология, раскрывающие психосоматическое здоровье человека, совершенствующие его развитие.

В Кенигсбергском университете И. Кант читал курсы не только по избранной специальности, но и по другим дисциплинам (логика, метафизика, антропология, минералогия, педагогика и ряд других). В этом списке нет медицинских наук, но, как известно философ тяготел к ним [1]. Об этом свидетельствуют его труды, сформулированные в диететике и антропологии человека, характеризующие человека в сфере здоровья и болезни. "Физиологическое знание о человеке исследует то, что природа делает из человека, прагматическое - то, что он в качестве свободно действующего существа делает или может и должен сделать из себя сам" [2, 4]. "Врач - искусник, подчинен как ученый тому факультету, на котором он учился и должен покориться его оценке. Правительство вправе установить надзор за публичной деятельностью врача через высшую медицинскую коллегию и медицинские предписания, равно как и через совет избранных специалистов факультета (практикующих врачей). Задача правительства - через фармакопею и устройство больниц оказывать содействие специалистам-медикам в их врачебной деятельности" [5].

Проблемы сохранения здоровья человека и адекватного включения личностных технологий его укрепления, поддержки жизненного цикла и состояния сферы здоровья, в настоящее время весьма актуальны. Значительные научные достижения современной медицины и психологии только подтверждают его взгляды [6-9]. Это современные работы по здоровью человека: понимание непосредственного влияния нравственного облика на устойчивость психосоматических функций организма и состояние сферы здоровья; 2) осознание психологических особенностей и закономерностей формирования своих основных психических состояний; 3) выработка необходимых навыков психогигиены, рациональных здоровье ценностных предпочтений, а также формирование здорового образа жизни, особенностей характера и свойств личности; 4) овладение приемами сохранения и укрепления собственного психического здоровья, саморегуляции, эмоциональной устойчивости, уровнем работоспособности; 5) понимание психологических механизмов преодоления психоэмоционального напряжения (стресса).

Что касается гигиенической программы сохранения здоровья (И. Кант), она не так наивна, как ее обычно комменти- руют. Гигиенические принципы И. Канта просты, доступны, требуют неукоснительного соблюдения (как это продемонстрировал сам И. Кант). Вот они: режим труда и отдыха, трудовая и физическая постоянная деятельность, тренировки холодом, правильное дыхание, режим сна и отдыха [2].

Идеи и принципы И. Канта и в современных условиях XXI в. сохраняют свою общечеловеческую, здоровье, ценностную направленность и важны не только для разработки вопросов психофизиологии здоровья, но и для практической работы медиков, психологов, использующих здоровье, сохраняющие и развивающие технологии.

Итак, по И. Канту, у каждого есть свой собственный способ быть здоровым, отступать от которого нельзя, не подвергая себя опасности.

Литература

1. Зиммель Г. Кант Избранное : в 2 т. М., 1996. Т. 1.

2. Кант И. Избранные сочинения. Т. 2. / под ред. А.П. Клемешева, В.Н. Брюшинкина. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.

3. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Избранные сочинения / под ред. А.П. Клемешева, В.Н. Брюшинкина. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.

4. Царевский Л.П. Диететика Канта или искусство быть здоровым. Калининград, 2004.

5. Кант И. Особенность медицинского факультета // Избранные сочинения. Т. 2 / под ред. А.П. Клемешева, В.Н. Брюшинкина. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.

6. Романцов М.Г., Лисовская Н.И. Здоровье как проблема гуманитарного знания. Калининград : Издательство КГУ им. И. Канта, 2004.

7. Царевский Л.П., Алалыкина Н.Н., Романцов М.Г. Здоровье сохраняющее образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты. М. : РУСАКИ, 2003.

8. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

9. Кошелев В.П., Адаменко А.М., Шпанка А.В. Пифагор: от здорового образа жизни до основ медицины // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 2. С. 61-67.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»