Рефераты

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 13-16.

Эффективность преподавания доказательной медицины студентам медицинских высших учебных заведений: систематический обзор BEME (Effectiveness of teaching evidence-based medicine to undergraduate medical students: A BEME systematic review)

Авторы: Seyed-Foad Ahmadi, Hamid R. Baradaran, Emad Ahmadi (1Iran University of Medical Sciences, Iran; 2University of California Irvine, USA; 3Tehran University of Medical Sciences, Iran; 4Harvard Medical School, USA) Medical Teacher. 2015. Vol. 37, N 1. P. 21-30 (doi:10.3109/0142159X.2014.971724)

Состояние проблемы. Несмотря на широкое распространение преподавания доказательной медицины (ДМ) в медицинских институтах, обобщенного анализа литературы, рассматривающего ценность и эффективность данного обучения, до сих пор не проводилось.

Цель - систематический обзор литературы, касающейся влияния преподавания ДМ студентам-медикам на их знания по ДМ, научные взгляды, навыки и деятельность.

Методика исследования. Был выполнен поиск в базах данных Medline, SCOPUS, Web of science, ERIC, CINAHL и Current Controlled Trials начиная с мая 2011 г. с выявлением и изучением ссылок, цитируемых в идентифицированных статьях, а также идентификацией публикаций, созданных после оригинальных статей и цитирующих их. Два исследователя независимо друг от друга извлекали данные и оценивали качество исследований.

Результаты. Первоначально было идентифицировано 10 111 исследований, потенциально соответствующих критериям поиска; 27 из них были включены в обзор. В 6 исследованиях изучали эффект клинически интегрированных методов; качество 5 из них было низким, а в оставшемся использовали невалидированный инструмент оценки. В 12 исследованиях оценивали влияние семинаров, практических групповых занятий и кратких курсов; качество 11 из них было низким, а еще в одном отсутствовал валидированный инструмент оценки. 6 исследований было посвящено изучению электронного обучения; результаты 5 из них (качество которых было высоким или удовлетворительным) показали, что электронное обучение с точки зрения улучшения знаний, научных взглядов и навыков так же эффективно, как и традиционное. Результаты 1 надежного исследования выявили, что проблемно-ориентированное обучение менее эффективно по сравнению с обычным преподаванием. 2 исследования высокого и среднего качества установили связь между многокомпонентными вмешательствами и улучшением знаний и научных взглядов. Ни в одном исследовании, включенном в обзор, не выполнена оценка долгосрочных эффектов на преподавание ДМ.

Выводы. Результаты показали, что некоторые стратегии обучения ДМ обладают потенциалом для улучшения знаний, взглядов и навыков у студентов медицинских высших учебных заведений, однако доказательная база не показала превосходства ни одного метода. Доказательства, демонстрирующие перенос знаний в клиническую практику, отсутствуют.



Как мы даем персонализированную звуковую обратную связь после итоговых объективных структурированных клинических экзаменов (ОСКЭ) (How we give personalised audio feedback after summative OSCEs)

Авторы: Harrison Ch.J., Molyneux A.J., Blackwell S., Wass V.J. (Keele University, UK) Medical Teacher. 2015. Vol. 37. N 4. P. 323-326 (doi:10.3109/0142159X.2014.932901)

Состояние проблемы. Зачастую студенты получают небольшую обратную связь после итоговых объективно структурированных клинических экзаменов (ОСКЭ), что позволяет им улучшить их продуктивность. Электронная звуковая обратная связь проявила себя как перспективный метод в других образовательных областях.

Цель - изучить возможность применения электронной звуковой обратной связи в ОСКЭ.

Методика исследования. Была разработана электронная система ОСКЭ, включавшая приложение для iPad, позволяющее экзаменаторам делать заметки в доменах ключевых навыков консультирования пациентов, отмечать сильные и слабые стороны, а также записывать комментарии экзаминатора; 2) веб-сайт для обратной связи, предоставляющий студентам возможность просмотреть/прослушать результаты разными способами. Приемлемость звуковой обратной связи исследовали при помощи фокус-групп со студентами, а также посредством анкетирования, в котором принимали участие как экзаменаторы, так и студенты.

Результаты. 87 (95%) студентов прослушали голосовые комментарии экзаменаторов; 83 (90%) сочли комментарии полезными, и 63 (68%) сообщили, что в результате получения обратной звуковой связи изменили способ выполнения процедур. Они посчитали комментарии в высокой степени персонализированными, значимыми и более полезными по сравнению с письменной обратной связью. 89% экзаменаторов предоставили звуковую обратную связь всем студентам на своих станциях. Несмотря на то что многие нашли этот метод простым, в качестве его минуса отмечали недостаток времени.

Выводы. Электронная звуковая обратная связь обеспечивает своевременную персонализированную обратную связь для студентов после итогового ОСКЭ при условии достаточного количества времени, выделенного для данного процесса.



Изучение рефлексии начинающих врачей в дебрифинге после симуляционных сценариев (Investigating novice doctors’ reflections in debriefings after simulation scenarios)

Авторы: Per Kihlgren, Lene Spanager и Peter Dieckmann (Danish Institute of Medical Simulation, Center for Human Resources, Capital Region of Denmark) Medical Teacher. 2015. Vol. 37, № 5. P. 437-443 (doi:10.3109/0142159X.2014.956054)

Состояние проблемы. Подведение итогов, или дебрифинг, имеет решающее значение для процесса обучения с применением симуляции, а рефлексия, цель которой заключается в содействии развитию, является основным принципом в экспериментальном обучении. Несмотря на его значимость, важные аспекты дебрифинга до сих пор неясны.

Цель исследования - изучить рефлексию в дебрифинге посредством оценки уровня рефлексии участников при обсуждении руководителей/учеников или распределения ролей и сравнить ситуации проявления высокой рефлексии с ситуациями с более низкими уровнями рефлексии.

Методика исследования. Данные исследования включали видеозаписи 38 дебрифингов с 10 производящими опрос специалистами (дебриферами) из Датского института медицинской симуляции. Для анализа использовали адаптированную структурную схему уровней рефлексии. Сравнивали высказывания дебриферов в ситуациях высокой и более низкой рефлексии.

Результаты. Участники достигали только низких уровней рефлексии. Из 5 уровней рефлексии наиболее часто достигался второй, а самым высоким из уровней был третий. Характерных различий между высказываниями дебриферов в ситуациях высокой и низкой рефлексии не выявлено.

Заключение. Уровни рефлексии участников в данной когорте начинающих докторов, обучающихся лидерским качествам в критических ситуациях, были низкими. В то же время желаемый уровень рефлексии должен быть адаптирован к определенному контексту. Оценка уровня рефлексии - многообещающий подход к анализу рефлексии в обсуждении в ситуациях обучения на основе опыта.



Влияет ли опыт публичных выступлений студентов на результаты их первого объективного структурированного экзамена? (The first OSCE: does students’ experience of performing in public affect their results?)

Авторы: Michael Chan1, Nigel Bax2, Caroline Woodley2, Michael Jennings2, Rod Nicolson3, Philip Chan2 (1Bart’s and the London Medical School, London, UK; 2University of Sheffield Medical School, Sheffield, UK; 3Department of Psychology, University of Sheffield, Sheffield, UK) BMC Medical Education. 2015. Vol. 15. Р. 59 doi:10.1186/s12909-015-0343-0

Обоснование. Ранее было продемонстрировано, что личностные качества студентов влияют на результаты экзаменов. Мы изучили влияние имеющихся на момент поступления в медицинскую школу опыта и уровня публичных выступлений в таких областях как музыка, театральное мастерство, танцы, спорт и публичные дискуссии на результаты первого объективного структурированного экзамена клинических навыков (ОСКЭ).

Методика исследования. В исследовании приняли участие студенты 3 курса медицинской школы (n=265), которые сдали свой первый ОСКЭ в 2011 г. Заявления абитуриентов с указаниями о достижениях в публичных видах деятельности на момент поступления в медицинскую школу были закодированы в соответствии с достигнутым уровнем в публичной деятельности; уровень публичной деятельности у каждого студента оценивался по шкале от 0 до 3, где оценка "0" соответствовала отсутствию указаний о публичных выступлениях, оценка "1" - публичные выступления в свободное время, "2" - публичные выступления в школе или на местном уровне, "3" - публичные выступления на региональном или национальном уровне. При помощи модели линейной регрессии и t-теста оценивалась выраженность корреляции между данными оценками и результатами ОСКЭ. Также при помощи t-теста было выполнено сравнение между студентами с наивысшими оценками деятельности в своей сфере публичных выступлений и студентами с оценкой, равной "0", в той же сфере. Такое сравнение было выполнено для всех оцениваемых сфер публичных выступлений.

Результаты. В изученной когорте наблюдалось колоколообразное распределение оценок публичных выступлений. Не выявлено статистически значимой линейной зависимости между суммарной оценкой публичных выступлений и результатами экзамена ОСКЭ, так же как и оценками для отдельных видов публичных выступлений. Была выявлена статистически значимая разница в результатах ОСКЭ между студентами с высокими оценками в таких сферах, как театральное мастерство, публичные дискуссии и вокал, которые были объединены в группу вербальной публичной деятельности, и студентами с оценкой, равной "0", в данных видах публичной деятельности (р<0,05, t-тест) при эффекте равном 0,4.

Выводы. Мы выявили умеренное положительное влияние вербального опыта публичных выступлений, полученного до поступления в медицинскую школу, на результаты ОСКЭ. Ввиду того что эти результаты были получены при анализе вступительных заявлений студентов, мы подвергаем сомнению полученное замечание о возможной недостоверности указанной в них информации.

Ключевые слова: ОСКЭ, тревога, связанная с оцениваемой деятельностью, личностные качества, заявления абитуриентов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»