Анонсы мероприятий

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 4-10.

VI Международная конференция "РОСМЕДОБР: инновационные обучающие технологии в медицине" и IV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине

1-2 октября 2015 г., Москва

Конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине" проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ, Национальной медицинской палатой, Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК) и Российским обществом организаторов здравоохранения. Она продолжает серию конференций, посвященных развитию медицинского образования, начатую АСМОК в 2010 г. Так, при поддержке Минздрава России в 2010 г. была проведена конференция "Медицинское образование в России и мире: традиции и современность", в 2011 г. - "Медицинское образование", в 2012 и 2013 гг. - "Инновационные обучающие технологии в медицине" и съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД), в 2014 г. - Международная конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине-2014", посвященная непрерывному медицинскому образованию, электронным и дистанционным технологиям в медицинском образовании, а также симуляционному обучению в медицине.

Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России, Национальная медицинская палата, Ассоциация медицинских обществ по качеству и Российское общество симуляционного обучения в медицине приглашают принять участие в VI международной конференции "РОСМЕДОБР: инновационные обучающие технологии в медицине-2015" и IV съезде Российского общества симуляционного обучения в медицине, которые традиционно состоятся в начале осени - 1-2 октября 2015 г.

Основные направления научной программы конференции:

- Непрерывное медицинское образование.

- Обеспечение учебного процесса в медицинском вузе.

- Симуляционные технологии в медицине.

- Организация деятельности симуляционного центра.

- Международный опыт симуляционного обучения.

Научная программа конференции предусматривает пленарные и секционные заседания, а также проведение мастер-классов и лекций ведущих мировых специалистов в области медицинского образования.

В рамках конференции будет организована тематическая выставочная экспозиция компаний, которые работают в сфере медицинского образования: производители медицинских тренажеров и симуляционного оборудования, электронных продуктов для медицинского образования.

Накануне открытия конференции, в среду, 30 сентября, состоится программа "Пре-конференц", включающая серию лекций и мастер-классов от ведущих отечественных и зарубежных экспертов.

Регистрация участников и прием тезисов проводится на сайте конференции http://www.rosmedobr.ru.



Конференция "AMEE-2015"

Глазго, Великобритания 5-9 сентября 2015 г.

Ассоциация по медицинскому образованию в Европе была основана в 1972 г. в Копенгагене, чтобы способствовать коммуникации среди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии национальных ассоциаций по вопросам медицинского образования по всей Европе. AMEE является Европейской региональной ассоциацией Всемирной федерации медицинского образования и членом Исполнительного совета ВФМО. Ряд европейских национальных медицинских ассоциаций являются корпоративными членами AMEE, в их число входит и АСМОК. За последние десятилетия AMEE постоянно расширялась как в размере, так и в сфере своей деятельности, и в настоящее время она является всемирной ассоциацией с членами и контактами в более чем 90 странах. Начиная с 1973 г. AMEE организует ежегодную конференцию в европейских городах. Конференции AMEE в последние годы регулярно привлекают около 3000 участников со всего мира, это мероприятие стало основным местом встречи всех заинтересованных в образовании в области здравоохранения, местом установления связей, обмена идеями и информацией о происходящем в медицинском образовании во всем мире.

В 2015 г. заседания конференции AMEE-2015 будут проходить в Шотландском выставочном центре и конференц-зале (SECC).

Основные темы:

Обеспечение образования в контексте ограниченных ресурсов - проблема, с которой сталкиваются как в развитых, так и в развивающихся странах.

Межпрофессиональное образование - каким образом мы можем совместно учиться и сотрудничать, чтобы обеспечить пациентам лучшую помощь.

Гарантия качества образования - как мы можем гарантировать не только минимальные стандарты, но и стремиться к передовому опыту в образовании.

Профессионализм, стипендия и развитие преподавателей - быть в курсе современных требований и проблем, с которыми сталкиваются специалисты в области здравоохранения.

Континуум образования - признание потребности в бесшовном переходе через стадии медицинского образования.

Формирование технологически усовершенствованного обучения - захватывающая возможность принять участие в 1,5-дневном симпозиуме, чтобы бросить вызов существующим взглядам и рассмотреть будущее технологий в обучении.

AMEE Hackathon - объединение преподавателей, разработчиков программного обеспечения, графических дизайнеров и менеджеров проектов, чтобы предложить творческие решения технологических проблем, с которыми мы сталкиваемся в образовании.

Симпозиум AMEE/RCPSG: Оценка клинической компетентности: практические приложения от академического курса бакалавриата до непрерывного профессионального развития (4 сентября 2015 г.) Этот симпозиум будет посвящен оценке клинической компетентности - фундаментального вопроса для практики всех медицинских преподавателей, обучающих медицинских работников всех специальностей. Делегаты будут иметь возможность слушать, задавать вопросы и общаться с ведущими мировыми экспертами по актуальным проблемам оценки клинической компетентности, которые будут присутствовать в Глазго на конференции AMEE-2015. Основное внимание данного симпозиума будет неизменно сфокусировано на практическом приложении обсуждаемых концепций.

Мероприятие включает вечерний прием от имени Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго (RCPSG), где вы будете иметь возможность встретиться с известными деятелями (которых уже играли актеры!) областей медицины, такими, как Джозеф Листер, отец современной хирурги и маэстро Мейстер Питер Лоу, основатель колледжа.

Ключевые докладчики:

Katherine Boursicot (Наньянский технологический университет, Сингапур) Richard Fuller (Университет Лидса, Великобритания) Ronald Harden (Данди, Великобритания) Trudie Roberts (Университет Лидса, Великобритания) Cees van der Vleuten (Маастрихтский университет, Нидерланды) Симпозиум по электронному образованию: Формирование будущего технологически усовершенствованного образования (4-6 сентября 2015 г.) Симпозиум предшествует конференции AMEE-2015 (6-9 сентября 2015 г.). Участники симпозиума получат скидку на участие в конференции.

Мозговой штурм AMEE - совместная работа медицинских преподавателей, психологов, специалистов по технологиям обучения, работников системы образования, разработчиков программного обеспечения, проект-менеджеров, графических и интерактивных дизайнеров над созданием технологических решений для проблем, с которыми сталкиваются в образовании.

Мозговой штурм по медицинскому образованию будет проходить параллельно с симпозиумом по электронному образованию. Он предоставит замечательную возможность соединить усилия медицинских преподавателей и разработчиков компьютерных программ по решению проблем и продвижению инновационных идей с целью совершенствования медицинского образования. Мозговой штурм открыт для преподавателей, студентов, разработчиков и дизайнеров. Если у вас есть идеи по улучшению любых аспектов медицинского образования, приходите, набирайте команду для реализации своих идей. Данное мероприятие также открыто для виртуального участия.

Первое пленарное заседание (5 сентября 2015 г.): Влияние новейших технологий на образование будущих медицинских работников

На первом пленарном заседании в центре нашего внимания как медицинских преподавателей, наряду со значением новейших технологий для образования будет рассматриваться мыслящий практик будущего. Как изменятся роли преподавателя и студента? Будут ли те же педагогические стратегии более эффективными в результате применения технологий? Каковы перспективы технологий и обучения в медицинской специальности?

Второе пленарное заседание (6 сентября 2015 г.): Экосистема MOOC

Стивен Даунс (Руководитель исследовательской программы Национального исследовательского совета Канадской системы поддержки образования и функционирования, Канада) Первоначальный ажиотаж, связанный с созданием и участием в массовых открытых дистанционных курсах (MOOCs) несколько спал; сейчас многие провайдеры предлагают курсы, видеоматериалы и другие обучающие ресурсы. Какова ситуация в настоящее время? Следующим этапом технологии MOOC будет развитие экосистем обучающих технологий и служб с целью совершенствования опыта учащегося и оказания помощи в получении максимальной отдачи от этих курсов. Например, люди хотят иметь возможность получать зачетные единицы (кредиты) за прохождение MOOC, и накопить необходимое количество этих единиц для получения степени или сертификации. Кроме того, сторонние приложения, такие как социальные сети и форумы, хотели бы иметь возможность поддерживать режим диалога за пределами MOOC, например, в социальных сетях и неформальных встречах местных сообществ. Как будут выглядеть эти новые экосистемы MOOC, как они будут функционировать и как они будут спроектированы?

В презентации Стивен Даунс, исходя их своего опыта создания сетей, основанных на MOOC, вносит предложения для современных приложений, а также делится прогнозами относительно типов сетей, которые нам предстоит увидеть в будущем.

Заключительные обсуждения: "Есть ли новое платье у короля?": дебаты по поводу рекламной шумихи вокруг электронного образования и реальности

Натали Лафферти (Университет Данди, Великобритания) и Дэвид А. Кук (Клиника Mейo медицинского колледжа, США) Обещания о том, что дистанционное обучение сможет совершить переворот в образовании, привлекли внимание многих преподавателей. Действительно ли это будущее образования или "голый король", шествующий по городу? На данном заседании два опытных специалиста в области дистанционного образования будут обсуждать ценность образовательных технологий. Поскольку они будут сопоставлять рекламные мифы с реальностью, будут рассматриваться следующие вопросы: насколько эти технологии соответствуют нашим ожиданиям, насколько они дороги, и оправданы ли дополнительные затраты, станут ли эти новые технологии прорывной инновацией с долгосрочными положительными эффектами или же это очередная неудачная попытка.

Полная информация о конференции на сайте:

https://www.amee.org/conferences/amee-2015



Истории в медицинском образовании*

25 марта 2015 г.

* Из блога Рональда М. Хардена на портале www.mededworld.org

Рональд М. Харден

Распределять тезисы, поданные для конференции AMEE-2015, которая состоится в Глазго, по секциям очень увлекательно. Учитывая продолжительность сессии, можно отобрать до 8 статей в зависимости от времени, которое будет запланировано в конце секции для общего обсуждения. В частности на предстоящей конференции будет сессия, посвященная способности сопереживать, причем оппоненты будут дискутировать о том, снижается эта способность у медиков во время обучения или нет. Кроме того, будут оцениваться различные роли пациента в образовательном процессе и мотивация. Заявлена еще одна очень интересная тема - образование в отдаленных районах и на труднодоступных территориях.

Меня всегда удивляло, как мало сделано в области составления учебного плана, и я надеюсь услышать ряд выступлений по этой теме. Среди присланных статей большинство посвящены межпрофессиональному образованию и отбору студентов. По тематике преобладают хирургия и неотложная медицинская помощь.

Более 100 человек оказали помощь при критическом анализе этих статей, большое всем спасибо. Результаты окончательного отбора будут представлены на веб-сайте AMEE в июле 2015 г.

В мартовском выпуске "Educational Leadership" обсуждалась тема "более глубокой оценки". Брайан Гудвин подчеркивает, согласно результатам исследований, любые попытки инициировать улучшение образования с использованием оценивания и отчетности, связанного с "высокими ставками", т.е. когда результаты оценки имеют значимые положительные или негативные последствия, обладают существенными недостатками. Он рассказывает, как в 1970-х гг. Дональд Кэмпбелл, бывший в то время президентом Американской психологической ассоциации, предположил, "чем больше в процессе принятия социальных решений используется количественных социальных показателей, тем большее коррупционное давление будет оказываться на индивидуума и тем в большей степени социальные процессы, которые предполагается контролировать, будут подвержены искажениям и коррупции". Иными словами, в соответствии с правилом Кэмпбелла, чем более высокие ставки привязаны к какому-либо показателю, тем менее достоверным становится данный показатель.

Как я уже утверждал ранее, несмотря на возможные достоинства, оценивание с высокими ставками, например, Медицинский лицензионный экзамен (USMLE) в США, может иметь непредвиденные последствия и препятствовать изменениям в медицинском образовании. Гудвин напоминает нам о том, что, согласно Кэмпбеллу (1976), "одним из способов предотвратить коррупцию или искажение показателя является использование нескольких показателей продуктивности".

Еще один путь, как показывают данные исследований, - это акцент на формативные данные - оценивание с низкими ставками в рамках учебной аудитории, которое разрабатывают преподаватели для проведения занятий; данный вид оценивания может иметь значительное положительное влияние на продуктивность и мотивацию студентов (Wiliam D., Thompson M. Integrating assessment with instruction: What will it take to make it work? / C.A. Dwyer (Ed.). The future of assessment: Shaping teaching and learning. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2007. Р. 53-82).

Дилан Вильям выступил по данной теме на пленарном заседании на конференции AMEE в Малаге. Конечно, медицинские школы значительно различаются в плане заинтересованности в медицинском образовании. Это предположение основано на информации, полученной из тезисов, поданных для конференций AMEE, и статей, опубликованных в журнале "Medical Teacher". Это весьма перспективная и интересная тема.

В настоящее время совет инициативы ASPIRE (Ежегодная научная премия в области инноваций, научных исследований и образования) рассматривает поданные документы для признания качества достижений в таких областях, как вовлечение студентов, социальная ответственность и оценивание. И я с удивлением узнал, что в этот раз, как и в предыдущие, заявок на признание качества в таких аспектах, как вовлечение студентов и социальная ответственность, подано больше, чем в области оценивания. И это заставляет задуматься. Я предполагал, что мы получим больше заявок по оцениванию. Неужели медицинские школы не заинтересованы в признании качества оценивания или же предложенные критерии оценивания слишком требовательны?

Рон Берк, имеющий опыт в психометрии и оценке обучения, проанализировал работу советов экспертов по вовлечению студентов и социальной ответственности.

Исследование процесса оценивания ASPIRE в некоторой степени может пролить свет на причину небольшого количества заявок в данной области. Я с интересом прочел в февральском выпуске 2015 г. нового издания Ассоциации по надзору и разработке учебных программ (ASCD) "Education Update" об инициативе Mystery Skype.

В этом виде учебной деятельности две группы студентов общаются друг с другом по Skype, задавая наводящие вопросы, чтобы угадать, где находится каждый классов (education.skype.com/mysteryskype). Эти группы могут находиться в одной или в разных странах и даже регионах. Цель данного проекта - развить у студентов исследовательское, критическое мышление, побудить их изучать географию, а также научить навыкам слушания и речи. А возможно ли применение данной инициативы в медицинском образовании с учетом интереса глобальных перспектив?

"Преподавание - это творческий процесс, стимулирующий и вознаграждающий интеллект, и в то же время он неуловим и сложен", - считает Пауль Эшвин, профессор Ланкастерского университета (см. "Times Higher Education" от 26 февраля 2015 г.).

Он утверждает, что благодаря этому преподавание стало областью, порождающей множество мифов. Например, миф о том, что разные методы преподавания приво- дят к различным типам обучения. И для сравнения он приводит в пример лекцию при обучении в малой группе, утверждая, что не метод определяет, что именно изучают студенты, а преподаватели и студенты, понимающие цели своего взаимодействия.

Последние несколько недель на телевидении и в прессе активно обсуждали цвету платья: около половины населения считали, что оно голубое с черной отделкой, в то время как другие утверждали, что оно белое с золотой отделкой. Мы видим разное, когда смотрим на одно и то же. Аналогично этому мы по-разному воспринимаем различные методы преподавания.

Открытый университет выпустил проект Badged Open Courses. Цифровые эмблемы, присуждаемые за каждый короткий курс, означают, что учащийся не только принял участие в онлайн-курсе, но и прошел онлайн-викторину для получения эмблемы и сертификата открытого университета. Предполагается, что это поможет учащимся сформировать компетентность и мотивацию для обучения и фиксировать свои достижения, о которых они могут рассказать друзьям, сотрудникам и учреждениям образования.

На прошлой неделе Труди Робертс прочла вторую лекцию Рональда Хардена в Университете Данди. Тема лекции - обман. Она описывала ситуацию, когда студент фальсифицировал свой сертификат по факультативному курсу, изменив 4 недели обучения на 8, поскольку именно 8 недель требовалось для университета.

И знаете, мнения слушателей о том, как бы они отреагировали на эту ситуацию, разделились.

Обман и плагиат на повестке дня и у нас. Йен Скотт из Университета Oxford Brookes, упомянутый в последнем списке SEDA*, дал ссылку на веселое, хотя и неполиткорректное видео о плагиате (https://www.youtube.com/watch?v=Mwbw9KF-ACY).

Источник: http://www.mededworld.org/reflections/reflection-items/

*SEDA, the Staff & Educational Development Association, has some 300 individual & institutional members, mostly in UK higher education. This forum for SEDA members & staff in member institutions seeks to develop good educational practice in HE, including staff development & curriculum development.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»