Организационно-методическое обеспечение освоения хирургических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

Резюме

В статье в связи с развитием симуляционных центров представлен опыт и материалы кафедры по организационному и учебно-методическому обеспечению освоения студентами хирургичес­ких умений. Приведены рекомендации по орга­низации этой работы.

Ключевые слова:• Хирургические умения • Кафедра оперативной хирургии

Начало XXI в. отмечено весьма позитивным процессом в совершенствовании высшего медицинского образования России - усилении практической подготовки будущих врачей на основе  использования в учебном процессе комплексов симуляционных тренажерных устройств. Организационной формой освоения мануальных врачебных умений становятся вузовские симуляционные (лучше тренажерные) центры, в которых концентрируются такие устройства (тренажеры).

Организация этих центров освоения практических мануальных умений порождает целый ряд организационных и методических вопросов, среди которых одним из важнейших является взаимодействие такого центра с кафедрами, одной из основных учебных задач которых является практическая подготовка студентов по своему профилю. Этопрежде всего кафедры общей хирургии, пропедевтики внутренних болезней, оперативной хирургии и топографической анатомии, анестезиологии и реаниматологии, акушерства и гинекологии и ряд других.

Малопродуктивна крайняя точка зрения о концентрации всей мануальной подготовки только в таких центрах и только с использованием симуляционных устройств. Она не находит поддержки в большинстве высших медицинских учебных заведений как в нашей стране, так и за рубежом (Большаков, 2011).

Более обоснована такая форма, когда в структуру тренажерных центров включаются и заинтересованные кафедры в части, касающейся практической подготовки студентов, так, как это, например, делается в Курском медицинском университете (Хисамов, 2011). При таком подходе освоение хирургических умений должно быть сконцентрировано на базе кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии. Эти кафедры располагают многолетними традициями и богатейшим опытом практической хирургической подготовки студентов - от текущей работы на практических занятиях до использования виртуальных технологий, организации хирургических олимпиад вплоть до республиканских, проводимых кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова [3, 4, 6, 9, 10,12].

Освоение студентами мануальных хирургических умений на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии проводится с использованием трупного материала, экспериментальных животных, информационных технологий, тренажерных устройств (электрифицированных стендов хирургического инструментария, эндохирургических тренажеров и др.). Затруднения, испытываемые кафедрами с получением трупного материала и экспериментальных животных, не могут быть причиной и оправданием исключения этих методов освоения хирургических умений. Это решаемые вопросы.

Вместе с тем кафедры, конечно, нуждаются в оснащении комплексом хирургических симуляционных тренажеров. В практической подготовке студентов должен использоваться весь диапазон возможностей.

Важной составной частью обеспечения работы по освоению студентами практических навыков является наличие у кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии изданных практикумов по хирургическим навыкам как общефедерального, так и локального использования  (Большаков, 2011; Каган, 2000; Алипов, 2011).

Именно с развитием и совершенствованием практической хирургической подготовки на до- и последипломном этапе связаны перспективы дальнейшего развития кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии (Дыдыкин, 2010; Каган, 2006).

Интенсивное формирование тренажерных центров по освоению практических мануальных умений и дальнейшее развитие на этой основе всей работы по практической подготовке будущих врачей делает актуальным представление конкретных материалов по организации и методическому обеспечению каждого из направлений практической подготовки.

Такие конкретные материалы по освоению хирургических умений представляются в настоящей статье так, как они сформировались на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С. Михайлова Оренбургской государственной медицинской академии.

Прежде всего все этапы и виды этой части учебного процесса должны быть объединены в целостную систему практической подготовки студентов.  Структура такой системы включает в себя:

1. Определение содержания практической подготовки студентов на разных факультетах.

2.  Создание организационных форм и материальное обеспечение.

3. Учебно-методическое обеспечение.

4. Определение форм, организация учета и контроля практической подготовки.

5. Межкафедральная  координация в практической подготовке студентов.

На кафедре применяются следующие организационно-методические формы практической подготовки студентов:

1) выполнение типовых операций и оперативных приемов в ходе практических занятий на трупах и отдельных органах;

2) выполнение типовых операций на животных на специальных практических занятиях в экспериментальном отделении кафедры с соблюдением всех требований оперирования и обращения с подопытными животными;

3) проведение практикума по общей хирургической технике в учебное время;

4) самостоятельная работа студентов по освоению общехирургических умений во внеучебное время;

5) решение анатомо-хирургических задач и анатомическое обоснование операций на практических занятиях и лекциях;

6) анализ  магнитно-резонансных, компьютерных томограмм и рентгенограмм на практических занятиях;

7) использование  компьютерных иллюстраций и презентаций;

8)  разбор принципов и хода операций с использованием наглядных пособий на практических занятиях и лекциях;

9) демонстрация учебных кино- и видеофильмов на лекциях и практических занятиях;

10)  работа группы по освоению техники оперативных вмешательств научного студенческого кружка;

11) элективный курс по неотложным хирургическим  манипуляциям для студентов VI курса лечебного факультета.

Кафедрой разработаны и внедрены уровни освоения практических хирургических умений и навыков, преподаваемых на протяжении всего курса:

А)  уровень "Умения": видел и многократно делал;

Б) уровень "Знакомства": видел и пробовал выполнить;

В)  уровень "Знания": видел и теоретически изучал.

Введение таких уровней позволяет четко выделять группу хирургических умений, которыми студент должен овладеть (а кафедра должна обеспечить их освоение), и хирургические умения, с которыми студенты на этом этапе обучения должны быть знакомы или иметь о них представление.

Общая характеристика  уровней усвоения практических умений представлена на схеме 1.

Для уровня "Умения" составлен перечень обязательных компонентов для студентов разных специальностей, представленный в табл. 1.

Для уровней "Знакомства" и "Знания" также составлены соответствующие перечни (табл. 2).

Для каждого уровня составлены алгоритмы взаимосвязанных последовательных этапов и методов, выполнение которых обеспечивает освоение хирургических умений на соответствующем уровне (табл. 3).

Освоение практических умений, как и изучение теоретической части учебной дисциплины, должно сопровождаться контролем процесса и результата этой работы.

Формы контроля практической подготовки студентов указаны на схеме 2.

Учет современных принципов практической подготовки студентов в медицинском вузе, работа по созданию вузовских тренажерных центров и конкретный опыт кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии по организационному и методическому обеспечению освоения хирургических умений позволяют прийти к следующему заключению:

1. При создании вузовских тренажерных центров кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии должны быть их составной частью и базой освоения хирургических умений.

2. При организации этой работы следует использовать накопленный кафедрами организационный и методический опыт.

3. Освоение студентами хирургических умений должно происходить с комплексным использованием трупного материала. экспериментальных животных, информационных технологий, симуляционных и других тренажерных устройств.

4. Актуальной задачей материального обеспечения деятельности по освоению хирургических умений является обеспечение тренажерами кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии.

Схема 1.

Таблица 1. Перечень обязательных компонентов уровня "Умения" для студентов разных специальностей

Таблица 2. Перечень обязательных компонентов уровней "Знакомства" и "Знания"

Таблица 3. Алгоритмы взаимосвязанных последовательных этапов и методов для освоения хирургических умений

Схема 2.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»