Начало XXI в. отмечено весьма позитивным процессом в совершенствовании
высшего медицинского образования России - усилении практической подготовки
будущих врачей на основе использования в
учебном процессе комплексов симуляционных тренажерных устройств. Организационной
формой освоения мануальных врачебных умений становятся вузовские симуляционные
(лучше тренажерные) центры, в которых концентрируются такие устройства
(тренажеры).
Организация этих центров освоения практических мануальных
умений порождает целый ряд организационных и методических вопросов, среди
которых одним из важнейших является взаимодействие такого центра с кафедрами,
одной из основных учебных задач которых является практическая подготовка студентов
по своему профилю. Этопрежде всего кафедры общей хирургии, пропедевтики
внутренних болезней, оперативной хирургии и топографической анатомии,
анестезиологии и реаниматологии, акушерства и гинекологии и ряд других.
Малопродуктивна крайняя точка зрения о концентрации всей
мануальной подготовки только в таких центрах и только с использованием
симуляционных устройств. Она не находит поддержки в большинстве высших
медицинских учебных заведений как в нашей стране, так и за рубежом (Большаков,
2011).
Более обоснована такая форма, когда в структуру тренажерных
центров включаются и заинтересованные кафедры в части, касающейся практической подготовки
студентов, так, как это, например, делается в Курском медицинском университете
(Хисамов, 2011). При таком подходе освоение хирургических умений должно быть
сконцентрировано на базе кафедр оперативной хирургии и топографической
анатомии. Эти кафедры располагают многолетними традициями и богатейшим опытом
практической хирургической подготовки студентов - от текущей работы на практических
занятиях до использования виртуальных технологий, организации хирургических
олимпиад вплоть до республиканских, проводимых кафедрой оперативной хирургии и
топографической анатомии Первого Московского государственного медицинского
университета им. И.М. Сеченова [3, 4, 6, 9, 10,12].
Освоение студентами мануальных хирургических умений на
кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии проводится с
использованием трупного материала, экспериментальных животных, информационных технологий,
тренажерных устройств (электрифицированных стендов хирургического
инструментария, эндохирургических тренажеров и др.). Затруднения, испытываемые
кафедрами с получением трупного материала и экспериментальных животных, не
могут быть причиной и оправданием исключения этих методов освоения хирургических
умений. Это решаемые вопросы.
Вместе с тем кафедры, конечно, нуждаются в оснащении
комплексом хирургических симуляционных тренажеров. В практической подготовке студентов
должен использоваться весь диапазон возможностей.
Важной составной частью обеспечения работы по освоению
студентами практических навыков является наличие у кафедр оперативной хирургии
и топографической анатомии изданных практикумов по хирургическим навыкам как
общефедерального, так и локального использования (Большаков, 2011; Каган, 2000; Алипов, 2011).
Именно с развитием и совершенствованием практической
хирургической подготовки на до- и последипломном этапе связаны перспективы
дальнейшего развития кафедр оперативной хирургии и топографической
(клинической) анатомии (Дыдыкин, 2010; Каган, 2006).
Интенсивное формирование тренажерных центров по освоению
практических мануальных умений и дальнейшее развитие на этой основе всей работы
по практической подготовке будущих врачей делает актуальным представление
конкретных материалов по организации и методическому обеспечению каждого из
направлений практической подготовки.
Такие конкретные материалы по освоению хирургических умений
представляются в настоящей статье так, как они сформировались на кафедре
оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С. Михайлова Оренбургской
государственной медицинской академии.
Прежде всего все этапы и виды этой части учебного процесса
должны быть объединены в целостную систему практической подготовки
студентов. Структура такой системы
включает в себя:
1. Определение содержания практической подготовки студентов
на разных факультетах.
2. Создание
организационных форм и материальное обеспечение.
3. Учебно-методическое обеспечение.
4. Определение форм, организация учета и контроля
практической подготовки.
5. Межкафедральная
координация в практической подготовке студентов.
На кафедре применяются следующие организационно-методические
формы практической подготовки студентов:
1) выполнение типовых операций и оперативных приемов в ходе
практических занятий на трупах и отдельных органах;
2) выполнение типовых операций на животных на специальных
практических занятиях в экспериментальном отделении кафедры с соблюдением всех требований
оперирования и обращения с подопытными животными;
3) проведение практикума по общей хирургической технике в
учебное время;
4) самостоятельная работа студентов по освоению
общехирургических умений во внеучебное время;
5) решение анатомо-хирургических задач и анатомическое
обоснование операций на практических занятиях и лекциях;
6) анализ магнитно-резонансных,
компьютерных томограмм и рентгенограмм на практических занятиях;
7) использование
компьютерных иллюстраций и презентаций;
8) разбор принципов и
хода операций с использованием наглядных пособий на практических занятиях и
лекциях;
9) демонстрация учебных кино- и видеофильмов на лекциях и
практических занятиях;
10) работа группы по
освоению техники оперативных вмешательств научного студенческого кружка;
11) элективный курс по неотложным хирургическим манипуляциям для студентов VI курса лечебного
факультета.
Кафедрой разработаны и внедрены уровни освоения практических
хирургических умений и навыков, преподаваемых на протяжении всего курса:
А) уровень "Умения":
видел и многократно делал;
Б) уровень "Знакомства": видел и пробовал выполнить;
В) уровень "Знания":
видел и теоретически изучал.
Введение таких уровней позволяет четко выделять группу
хирургических умений, которыми студент должен овладеть (а кафедра должна
обеспечить их освоение), и хирургические умения, с которыми студенты на этом
этапе обучения должны быть знакомы или иметь о них представление.
Общая характеристика
уровней усвоения практических умений представлена на схеме 1.
Для уровня "Умения" составлен перечень обязательных
компонентов для студентов разных специальностей, представленный в табл. 1.
Для уровней "Знакомства" и "Знания" также составлены
соответствующие перечни (табл. 2).
Для каждого уровня составлены алгоритмы взаимосвязанных
последовательных этапов и методов, выполнение которых обеспечивает освоение
хирургических умений на соответствующем уровне (табл. 3).
Освоение практических умений, как и изучение теоретической
части учебной дисциплины, должно сопровождаться контролем процесса и результата
этой работы.
Формы контроля практической подготовки студентов указаны на схеме
2.
Учет современных принципов практической подготовки студентов
в медицинском вузе, работа по созданию вузовских тренажерных центров и конкретный
опыт кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии по организационному
и методическому обеспечению освоения хирургических умений позволяют прийти к
следующему заключению:
1. При создании вузовских тренажерных центров кафедры оперативной
хирургии и топографической анатомии должны быть их составной частью и базой
освоения хирургических умений.
2. При организации этой работы следует использовать
накопленный кафедрами организационный и методический опыт.
3. Освоение студентами хирургических умений должно
происходить с комплексным использованием трупного материала. экспериментальных
животных, информационных технологий, симуляционных и других тренажерных
устройств.
4. Актуальной задачей материального обеспечения деятельности
по освоению хирургических умений является обеспечение тренажерами кафедр оперативной
хирургии и топографической анатомии.
Схема 1.
Таблица 1. Перечень обязательных компонентов уровня "Умения"
для студентов разных специальностей
Таблица 2. Перечень обязательных компонентов уровней
"Знакомства" и "Знания"
Таблица 3. Алгоритмы взаимосвязанных последовательных этапов
и методов для освоения хирургических умений
Схема 2.
Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru