Тезисы конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине" Москва, 26-27 сентября 2013 г.

Мед. образование и проф. развитие. 2013. № 2-3. С. 154-175.

Егорова И.А.1, Шевченко С.Б.1, Куличенко В.П.1, Казаков В.Ф.2, Турзин П.С.2

Инновационные образовательные технологии в непрерывном медицинском образовании врачей

1Главное медицинское управление Управления делами Президента Российской Федерации, Москва

2 ФГБУ "Учебно-научный медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации, Москва

Здоровье граждан в значительной степени определяется качеством оказываемой им медицинской помощи, которое в свою очередь в немалой степени зависит от уровня квалификации медицинских кадров, характеризующей успешность выполнения ими профессиональной деятельности.

В настоящее время сформирован новый подход к непрерывному медицинскому образованию врачей (НМО), заключающийся в органичном сочетании послевузовского, дополнительного профессионального и самостоятельного образования в целенаправленном процессе повышения уровня последипломного образования, как в теоретическом, так и в практическом плане. Этот процесс должен не прекращаться на протяжении всей жизни врача, помогая ему оставаться хорошим специалистом, ежегодно повышающим свою квалификацию.

Приказами Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 № 1475н и № 1476н регламентированы федеральные государственные требования к структуре основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (ординатура) и (интернатура). Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н утверждены порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам. Приказом Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365 регламентированы федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

В связи с этим в ФГБУ "Учебно-научный медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации (ФГБУ УНМЦ) разработан и реализован комплекс современных образовательных медицинских технологий, направленных на совершенствование системы послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских работников подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации медицинских организаций, включающий:

1) Технологии электронного обучения с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Для этого в 2012 г. создана Электронная медицинская библиотека, фонд которой составляет около 200 полнотекстовых электронных материалов и около 100 авторских страниц. Пополняется электронная медицинская библиотека научными, методическими и учебными материалами кафедрами ФГБУ УНМЦ, а также за счет приобретения электронных версий книг через библиотечный коллектор. Организована подписка на доступ к электронной библиотеке "Консультант врача" ("ГЭОТАР-Медиа"). Читателям предоставлена возможность создания паролей для дистанционного доступа к электронной библиотеке. В читальном зале предоставлен доступ пользователей к электронной библиотеке с организацией компьютеризированных рабочих мест, подключенных к сети Интернет.

2) Дистанционные образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии с обучающимися. Сформирован комплекс технических средств, позволяющих использовать дис- танционные образовательные технологии при всех формах получения послевузовского и дополнительного профессионального образования (в процессе проведения различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля и промежуточной аттестации) сотрудников подведомственных медицинских организаций, расположенных как в городе Москве, так и в различных регионах страны.

3) Симуляционные образовательные технологии. На базе ФГБУ "УНМЦ" в 2010 г, основываясь на ключевые принципы передового международного опыта создан и успешно функционирует учебный научно-практический "Центр инновационной стоматологии" для централизованного методического обеспечения непрерывного профессионального обучения и инновационного развития стоматологической службы. На базе ФГБУ УНМЦ в 2011 г. создан и эффективно функционирует первый в стране мультидисциплинарный "Медицинский аттестационно-симуляционный центр", оборудованный комплексами с высокой степенью реалистичности, позволяющий обеспечить современное системное виртуальное обучение по формированию профессиональных практических, коммуникативных и деонтологических умений и навыков у медицинских работников, а также их аттестацию без необходимости присутствия пациентов. При виртуальном обучении используется общемировой опыт и применяются перспективные образовательные концепции и уникальные медиатехнологии.

4) Сетевую форму реализации образовательных программ в виде практической подготовки лиц, получающих профессиональное образование в ФГБУ УНМЦ, путем осуществления ими медицинской деятельности в подведомственных, оснащенных самым современным оборудованием, медицинских организациях, являющихся клиническими базами кафедр. Применение новых образовательных технологий, соответствующих реальным потребностям практической медицины и обеспечивающих объективные оценки их применения, в процессе непрерывного медицинского образования работников подведомственных медицинских учреждений, приводит к значительному повышению их квалификации и уверенности в собственных силах, для того чтобы применять полученные знания, умения и навыки в клинической практике.



Шестак Н.В.

Симуляционные технологии в непрерывном медицинском образовании при реализации концепции конвергентности

ГБОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования" Минздрава России, Москва

В основе новой системы организации науки и образования лежит концепция конвергентности. Понятие "convergence" (конвергенция) переводится как "схождение в одной точке". В современном тезаурусе "конвергенция" трактуется как объединение, взаимопроникновение наук и технологий. Причиной такого взаимопроникновения можно считать появление информационных технологий, которые применяются во всех отраслях науки, производства, культуры.

Симуляционные обучающие технологии в медицине являются непременной частью современной образовательной среды, отвечающей требованиям инновационности при формировании компетентного врача. Роль симуляционных обучающих технологий проявляется не только в приобретении мастерства без риска для пациента и в объективной оценке выполняемых манипуляций, но и в обеспечении конвергентного эффекта в процессе создания образовательной среды, так как они применяются в рамках междисципли- нарной подготовки студентов и врачей, опираются на другие образовательные технологии (проблемно-ориентированное обучение, метод конкретных ситуаций, методы решения клинических задач) и имеют единую методическую базу с разными средствами представления учебного содержания. Здесь следует отметить, что важной характеристикой конвергентности в обучении является распространение одного и того же контента с помощью текстовых, звуковых, видеоносителей, компьютерных программ и симуляторов, что позволяет адаптировать учебный процесс к каждому обучающемуся, учесть его психологические характеристики, а также повысить скорость восприятия и усвоения учебной информации. Значение концепции конвергентности обусловлено тем, что междисциплинарная подготовка на всех уровнях непрерывного образования медицинских кадров - одно из важнейших условий формирования компетентного врача-специалиста. Врач должен обладать не просто знаниями, выраженными в виде понятий и представлений, умениями и навыками, а совокупностью компетенций, определяющих его способность действовать в различных профессиональных ситуациях. Под компетенциями подразумеваются характеристики специалиста, выраженные через способность действовать, базирующиеся на единстве знаний, профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией. Такая позиция обусловливает требование более полного и обоснованного описания методики обучения специалиста, функционирование которого предполагает проявление как его способности к выполнению тех или иных действий в рамках типовой сферы деятельности, так и готовности к работе в условиях нестандартных ситуаций, для которых характерно отсутствии в его базе знаний ранее изученных и апробированных алгоритмов. При этом он должен прогнозировать как позитивные результаты своей деятельности, так и ее возможные негативные последствия.

Качественное и достоверное описание задач, которые должен решать работник; профессиональных ситуаций, типичных для данного рабочего места и тождественных результатам обучения специалиста, позволяет формировать компетенции не только на основании опыта, приобретаемого в процессе профессиональной деятельности, но и в процессе обучения. Содержание профессиональной компетентности следует рассматривать в контексте функциональных обязанностей, задач, характеризующих деятельность специалиста по отношению к возможным вариантам его профессиональной деятельности. В данной работе компетентность рассматривается как совокупность сходящихся, или конвергентных, компетенций, обладающая при этом синергетическим эффектом. В компетентности проявляется не простое сложение сформированных компетенций, а некий результат, обусловленный ориентированными взаимосвязями, направленным влиянием одной компетенции на другую. Компетентности могут состоять из большого числа компетенций, многие из них относительно независимы друг от друга и относятся к совершенно разным сферам. Структура компетентности отличается многообразием когнитивных и некогнитивных компонентов (теоретические и практические умения, навыки, знания, интуиция, мотивация, ценностные ориентации, этические принципы, поведенческая составляющая, установки и др.), способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности. Отсюда следует необходимость междисциплинарного подхода к организации учебного процесса для формирования наддисциплинарных специалистов. Решение этого вопроса достигается применением различных образовательных технологий, как традиционных, так и инновационных, развивающихся на базе информационных, в том числе симуляционных технологий. Таким образом, мы можем говорить о взаимном влиянии различных наук, учебных дисциплин, с одной стороны, и взаимопроникновении технологий, обеспечивающих усвоение учебного содержания, определяющего формирование компетенций - с другой стороны. Такое стирание границ, слия- ние научного контекста, синергетический эффект, проявляющийся и в профессиональном, и в образовательном, и в организационном аспектах, составляют концепцию конвергентности. Здравоохранение не может существовать в отрыве от тенденций XXI в., одной из которых является то, что знания становятся инструментом к действию в самых различных жизненных ситуациях, спрогнозировать которые не представляется возможным. В системе высшего образования слова студентов: "Не рассказывайте, что, может быть так или иначе, скажите как надо, мы это запомним и будем воспроизводить", - звучат очень часто.



Макарян А.С.

Модернизация управления здравоохранения в условиях глобализации

ООО "Медицинское информационное агентство", Москва

Цель настоящего исследования - раскрыть содержание процессов управления и глобализации в сфере охраны здоровья населения страны. В настоящей публикации изложен фрагмент материалов, отражающих актуальность для отечественного здравоохранения процессов глобализации в различных сферах медицинской помощи и секторах народного хозяйства.

Материалы и методы исследования составляют данные, полученные с помощью социологических, библиографических, экспертных и статистических методов. Разработанные анкеты анализируются по разделам, и в конце будет дана обобщающая оценка результатов.

Обсуждение результатов. Предварительные данные показали: глобализация - процесс неоднозначный. Резко увеличивая степень открытости национальных общественных систем, она интенсифицирует взаимный обмен информацией, кадрами, научными и медицинскими знаниями и технологиями. С одной стороны, как показывают исследования, глобальные процессы несут положительные импульсы развития отечественного здравоохранения и способствуют повышению показателей здоровья населения. С другой стороны, глобальные процессы вытесняют отечественные менее развитые способы и средства лечения и диагностики, что замедляет развитие национальных медицинских технологий, разработку новых лекарственных средств и приводит к ориентации на зарубежные модели. В конечном счете это может привести к снижению интенсивности научных исследований и зависимости от иностранных медицинских технологий и оборудования. Тем не менее все же существуют некоторые как общие, так и частные тенденции медико-социальной сферы жизни стран, из которых можно выделить определенные направления для организации взаимодействия процессов глобализации в сфере здравоохранения России. Признанные специалисты в области глобализации, данные отечественных исследований показывают: данные соотношения глобализации и здоровья, демографических процессов и медицинской помощи, а также на основные структурные тенденции развития здравоохранения, направленные на интеграцию национальных систем здравоохранения. Вопросы касаются формирования концептуальной структуры и принципов здравоохранения разных стран. Системы здравоохранения находятся во взаимосвязи с экономической глобализацией и здоровьем населения, а также национальной и международной политикой в здравоохранении при условии ее благоприятного влияния на здоровье населения. В настоящее время очевидны положительные стороны воздействия глобальных партнерских взаимосвязей с передовыми мировыми медицинскими технологиями на совершенствование здравоохранения России. Чтобы избежать негативных сценариев развития глобализации в условиях модернизации здравоохранения, необходима аналитическая работа для правильной оценки трендов показателей здоровья и состояния системы отечественного здравоохранения в процессе глобализации. Известны косвенные эффекты влияния глобализации на здоровье народов мира через сложившиеся национальные и межнациональные экономические, профессиональные и общественные союзы. Экспертные данные показывают, что в отдаленной перспективе эффекты глобализации в здравоохранении будут оптимизированы, усовершенствование системы оказания медицинской помощи станет основной целью национальной политики. Следует подчеркнуть, что в настоящее время исследование взаимосвязей между процессом глобализации и здоровьем находится на начальной стадии, очевидных доказательств "за" или "против" практически нет. В некоторых работах, с которыми сложно не согласиться, здравоохранение в целом рассматривается как глобальная система. Сформулированы 3 основных критерия для определения глобального характера проблемы здравоохранения: 1) затрагивает ли она интересы здоровья каждого человека, а может, и всего человечества в целом; 2) приобретает ли она действительно международный или континентальный характер; 3) принимаются ли для ее решения глобальные международные акты и меры сотрудничества. Кроме того, успешное осуществление некоторых программ ВОЗ по ликвидации или снижению угрозы некоторых опасных заболеваний в мире наглядно доказывает, что объединение и концентрация усилий требует разработки глобальной концепции.

Заключение. В ранг чрезвычайно актуальных выходят меры эффективного использования открываемых глобализацией возможностей для развития и совершенствования отечественного здравоохранения. Целью научно-практических разработок и исследований становится выявление факторов отрицательного воздействия глобализации на здоровье населения, изучение опыта других стран в этой сфере, разработка мер по ограничению отрицательного влияния глобальных процессов на общественное здоровье. Плодотворная работа Всемирной организации здравоохранения свидетельствует об эффективности принятия решений в подлинно международных масштабах проблемы охраны здоровья населения.



Кузнецова Т.А., Бойцова И.В.

Внедрение системы непрерывного медицинского образования в ФГБУ "ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России

ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России

Переход от сертификации специалиста к процедуре аккредитации подразумевает постоянное самообразование врачей и медицинских сестер как в области получения теоретических знаний, так и в овладении практическими навыками. Учитывая то, что ННИИПК является научно-исследовательским учреждением, перед ним стоит задача повышения квалификации научных сотрудников, мотивированных на создание качественной научной продукции, интересной как в России, так и за рубежом. Для того чтобы соответствовать данным тенденциям, в ННИИПК с 2012 г. внедряется система непрерывного медицинского образования для сотрудников института. На первом этапе главными специалистами института совместно со службой персонала проводится аттестация сотрудников по отдельным вопросам (оценка знаний и навыков анестезиологов-реаниматологов, кардиохирургов, нейрохирургов, медицинских сестер, уровень владения английским языком, навыки работы в сфере баз данных, оценка необходимых навыков у научных сотрудников и пр.). Работа по оценке компетенций проводится в различных формах (тестовый контроль, устное собеседование, демонстрация навыков на симуляторах). На втором этапе по результатам аттестации выявляется потребность в организации образовательных семинаров и мастер-классов, формируется учебная программа и расписание отдельных курсов. Данная работа проводится учебным центром института совместно с ведущими специалистами. На третьем этапе учебный центр организует занятия, после которых проводится экзамен, позволяющий судить об эффективности обучающих мероприятий и изменении уровня квалификации сотрудников. В 2013 г. в качестве основных образовательных мероприятий для сотрудников института можно выделить следующие:

1. Симуляционные занятия для кардиохирургов, анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, врачей функциональной и ультразвуковой диагностики, медицинских сестер различных специальностей в соответствии с разработанными образовательными программами.

2. Семинар по проведению сердечно-легочной реанимации (для 2000 сотрудников) в рамках подготовки ННИИПК к международной сертификации по системе Joint Commission International.

3. Занятия английским языком для всех желающих (группы различного уровня).

4. Семинар по работе в базах данных "Российский индекс научного цитирования", "Scopus" (для 120 научных сотрудников).

5. Семинар "Современные стандарты научной деятельности: от разработки до публикации", проведенный членами Европейской ассоциации кардиоторакальных хирургов.

На сегодняшний день ННИИПК находится в начале пути внедрения НМО. В течение 2014-2016 гг. будет разработано около 70 новых образовательных программ для специалистов различного профиля. За основу взят опыт европейских центров, в которых сотрудники посещают образовательные курсы по собственному выбору, согласно расписанию, составленному на календарный год. Посещение данных курсов учитывается при назначении на должность и распределении заработной платы. Благодаря имеющемуся опыту ННИИПК уже сегодня можно сделать вывод о том, что внедрение непрерывного медицинского образования в лечебных учреждениях необходимо. Проведение образовательных курсов, мастер-классов, тренингов позволяет уменьшить число ошибок и повысить качество медицинской помощи и результативность научной деятельности.



Смаилова Ж.К., Каражанова Л.К., Смаилов Н.С.

Освоение практических клинических навыков как основная составная часть профессиональной компетентности будущих врачей

Государственный медицинский университет г. Семей, Казахстан

Одним из направлений повышения профессиональной компетентности выпускников является совершенствование обучения навыкам мануальных действий, которые должен уметь выполнять каждый врач. В данном контексте авторы рассматривают вопросы освоения практических клинических навыков для эффективной подготовки будущих врачей.

Актуальность. Одним из основных направлений Концепции развития медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан является создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции выпускника. Совершенствование новых клинических технологий диагностики и лечения, развитие медицинской науки, расширение спектра фармакологических препаратов определяют повышение требований к качеству подготовки медицинских специалистов, которые должны соответствовать новым стандартам общественного здравоохранения. Обязательным условием развития системы здравоохранения является повышение качества подготовки выпускников медицинских вузов на основе компетентностного подхода. Реализация этого направления предусматривает оснащение учебно-клинических центров современной аппаратурой, фантомами и муляжами для закрепления практических манипуляций и совершенствования клинических навыков и способности принятия правильных клинических решений в кратчайшие сроки. Главное условие реализации этих целей - обоснование организации образовательного процесса по освоению практических (клинических) компетенций. При правильной организации учебного процесса по освоению практических (клинических) компетенций теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных навыков.

Цель. Научное обоснование организационных направлений освоения практических клинических навыков на основе компетентностного подхода в медицинском вузе.

Задачи.

1. Разработать индикаторы оценки организации образовательного процесса, направленного на освоение практических клинических компетенций.

2. Провести анализ результатов внедрения в процесс подготовки будущих специалистов показателей оценки достижений (портфолио) и профессиональной компетентности.

Обсуждение результатов. Важным компонентом формирования профессиональной компетентности будущих врачей является мониторинг процесса освоения практических (клинических) навыков. Для этого была разработана карта индикаторов организации освоения практических (клинических) компетенций обучающихся. Карта состоит из 6 групп индикаторов: обеспеченность ресурсами, использование ресурсов, доступность, адекватность, оценка компетентности и индикатор степени удовлетворенности пациента качеством медицинского обслуживания:

- обеспеченность ресурсами (индикаторы: оснащение образовательного процесса оборудованием, уровень использования образовательных возможностей, показатель обновления учебного оборудования, доля преподавателей с учеными степенями, показатель повышения квалификации);

- использование ресурсов (индикатор: удельный вес часов, проведенных в учебноклиническом центре по специальности);

- доступность (индикатор: количество обучающихся, осваивающих практические навыки по специальности, в %);

- адекватность (индикаторы: удельный вес часов занятий по освоению практических навыков; удельный вес занятий, проводимых с использованием симуляционных технологий;

удельный вес часов рабочего учебного плана курса, отведенного на обучение в УКЦ);

- оценка компетентности (индикаторы: показатель освоения практических навыков по специальности; оценка практических навыков по методике ОСКЭ - объективного структурированного клинического экзамена; показатель освоения симуляционных клинических ситуаций);

- индикатор степени удовлетворенности пациента качеством медицинского обслуживания (индикаторы: доля преподавателей и обучающихся, удовлетворенных качеством образовательного процесса в УКЦ, в %; доля преподавателей и обучающихся, удовлетворенных качеством организации объективного структурированного клинического экзамена, в %).

Выводы. Совершенствование деятельности Учебно-клинического центра позволяет реализовать задачи Концепции развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 гг. по совершенствованию методических подходов в медицинском образовании. Использование индикаторов оценки процесса освоения практических клинических навыков как важной части профессиональной компетентности будущих врачей позволяют совершенствовать качество образовательного процесса и провести обеспечение всеми необходимыми ресурсами. Разработанные индикаторы позволяют оценить эффективность образовательного процесса, направленного на освоение практических (клинических) компетенций. Разработанные показатели оценки результатов достижений (портфолио) и профессиональной компетентности по разделам определенной специальности обеспечивают повышение качества подготовки выпускников медицинского вуза.



Васильева Е.Ю., Федотова Е.В.

Деловая игра в изучении хирургических дисциплин: дань моде или осознанная необходимость?

ГБОУ ВПО "Северный государственный медицинский университет", Архангельск

В статье обосновывается необходимость включения в учебный процесс активных и интерактивных методов обучения при изучении хирургических дисциплин в медицинском вузе. На конкретном примере деловой игры "Погружение в историю" раскрывается методика ее подготовки и проведения. Приводятся рекомендации по организации игры и критерии оценки деятельности участников.

Медицинское образование и академическое сообщество врачей является чрезвычайно прогрессивной и чуткой средой к изменениям и новациям в медицине и относительно консервативной, когда речь идет о новых методах обучения будущих врачей. Принцип "Делай, как я!" по-прежнему остается ведущим в педагогической деятельности преподавателей клинических кафедр. Не умаляя его возможностей и достоинств, отметим главный недостаток метода - активность преподавателя доминирует над активностью обучающихся, поскольку зачастую они просто наблюдают, но не выполняют манипуляцию. Смена парадигмы обучения на парадигму учения требует от преподавателей не только знать о возможностях активных и интерактивных методов обучения, но и проектировать и внедрять их в учебный процесс. Очевидно, что одним из первых шагов на этом пути должно быть осмысление содержания дисциплины с точки зрения потенциала использования активных методов. Репертуар инновационных методов в настоящее время довольно широкий - от различного рода симуляций, в том числе компьютерных, до многовариантных деловых игр, применяемых при обучении в медицине. Хирургические дисциплины еще вчера, по мнению опытных преподавателей, менее всего нуждались в обновлении методов и методик преподавания, так как онисвязаны с непосредственной активностью студентов во время занятий на клинической кафедре. И проблема при изучении хирургических дисциплин вовсе не в том, что преподаватели плохо учат студентов, используя традиционные методы, а в том, что студенты стали другими. Они не всегда мотивированы на изучение хирургии, часто не понимают, где и когда им понадобится использовать это знание и практические навыки. Поэтому смысл учебного моделирования посредством диагностических и лечебных задач, проблемных ситуаций и, особенно, учебных игр - обеспечить высокую мотивацию к изучению хирургических дисциплин и профессиональную подготовку, чтобы впоследствии безупречно оказать неотложную хирургическую помощь, независимо от выбранной врачебной специализации. Для достижения этой цели незаменимым средством в обучении является деловая игра.

Исследуя потенциал содержания темы "Хирургическое лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки" (специальность: "лечебное дело", 5-й курс, 10 сем.), на предмет разработки и проведения деловой игры, в данной работе авторы исходили не только из типично ожидаемых дидактических результатов, которые формулируются в виде триады "знать-уметь-владеть" и составляют основу профессиональной компетенции, но и включили в нее составляющие социального взаимодействия, как основы общекультурной компетенции.

Основная идея игры состояла в том, чтобы посредством идентификации с личностью хирурга и имитации научной полемики показать вклад конкретных исторических лиц в совершенствование хирургической техники при операциях на желудке и двенадцатиперстной кишке и сформировать понимание возможностей и ограничений различных хирургических методик в оперативном лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки при преимуществе резекций желудка Бильрот I и Бильрот II. Студентам на выбор были предложены следующие возможные роли: Пеан Жюль, Бильрот Христиан Альберт Теодор, Гофмейстер, Фиснтерер, Браун Христофер Хайнрих, Финней, Я.Д. Витебский. Они получили инструкцию: прочитать монографию С.С. Юдина "Этюды желудочной хирургии", найти необходимые материалы, используя интернет-ресурсы, в том числе на английском языке, для "вживания" в образ исторического персонажа и эпохи; идентифицировать себя с личностью хирурга, подготовив выступление от первого лица, где будет представлена "собственная" методика операции, обоснованы ее преимущества, показаны результаты, даны объяснения неудач и отражена полемика с коллегами; подготовить вопросы (3-4) для дискуссии и с предшественником "собственной" операционной методики, которую "Вы" улучшаете. Игра "Погружение в историю" начинается со вступительного слова преподавателя, который обозначает тему, ее актуальность, задачи, характеризует эпоху и уровень развития медицины. Затем студенты по очереди, последовательно представляют исторических персонажей и их операционные методики, полемизируя друг с другом. Оценка студентов осуществляется на основе следующих критериев: полнота представления методики, способность к перевоплощению и корректному ведению дискуссии. Игра длится около 50 мин и является частью 5-часового занятия. Обязателен подготовительный и заключительный этап, где студентам предоставляется возможность анализа игры.

Позиция преподавателя в игре зависит от уровня подготовленности группы. В одном случае он ведущий, в другом - эксперт. Опыт проведения игры "Погружение в историю" показывает, что деловые игры привносят в учебный процесс эмоциональную составляющую, которая является мощным средством, активизирующим познавательную активность студентов.



Ходжаян А.Б., Зарытовская Н.В., Муравьева А.А., Рой С.В.

Центр практических навыков как новый инструмент в системе учебной работы медицинского вуза

ГБОУ ВПО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России

Участие Центра практических навыков СтГМУ в реализации приказа Минздравсоцразвития России № 239н позволяет говорить о большом потенциале использования учебносимуляционных подразделений в различных формах учебной работы.

Программы модернизации краевого здравоохранения, проводимые в последние годы, положительно сказались на материально-техническом оснащении ЛПУ, однако дефицит врачебного и, особенно, сестринского персонала все острее ощущается в повседневной лечебной работе. Хорошо известные профессионалам особенности работы в традиционно сложных, ургентных подразделениях стационаров приводят к значимой текучести сестринских кадров и, как следствие, высокому коэффициенту совместительства и снижению качества оказания медицинской помощи. В связи с этим реализация приказа Минздравсоцразвития России № 239н в части: "Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных об- разовательных программ высшего медицинского образования к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала" представляется очень важным и своевременным, особенно для комплектования экстренных служб и "ночных" бригад стационаров краевого центра и близлежащих муниципальных образований. Реализация этого приказа в ГБОУ ВПО СтГМУ ведется через Комиссию по аттестации и допуску лиц к сестринской деятельности. Ключевая роль в этой системе отведена Центру практических навыков, на базе которого осуществляются тренинговая подготовка и аттестационные мероприятия I и II этапов междисциплинарного экзамена по допуску студентов к сестринской работе. Практические занятия проводятся у студентов I-III курсов всех факультетов по дисциплине "основы сестринского дела" и этапов прохождения учебно-производственной практики на клинических базах. Занятия в Центре проводят преподаватели клинических кафедр, на клинических базах большую роль играют сестры с высшим сестринским образованием. Аттестация практической подготовки соискателей осуществляется на основании требований ФГОС III поколения и включает экспертную оценку практических умений в разделах: "общий уход за больным", "сердечно-легочная реанимация", "сестринские манипуляции". Работа Центра в этом направлении в течение последнего года вызвала большой интерес у студенчества. Аттестационные мероприятия прошли 374 студента, из них 185 получили сертификат, дающий право на практическую сестринскую работу. Следует отметить, что первые аттестуемые в основном уже работали на должностях сестринского персонала, а весенний семестр характеризовался наплывом желающих без опыта работы. Мониторинг трудоустройства, проведенный в мае-июне 2013 г. показал, что более 35% впервые аттестуемых уже устроились на работу. Вектор трудоустройства - отделение неотложной хирургии, гнойной хирургии, ОИТАР, операционные блоки.

Реализация данного проекта - важное мероприятие. Студенты-медики, начиная свой профессиональный путь изнутри, постигают все особенности своей профессии, начинают понимать и уважать труд медицинских сестер, приходит постепенное осознание своего долга и ответственности перед пациентами и коллегами. Кроме того, этот процесс можно рассматривать и как один из элементов формирования индивидуальной образовательной траектории учащегося, о которой сейчас так много говорят в системе высшего медицинского образования.



Сухинин А.А., Истратова Т.С.

Обучение базовым навыкам лапароскопических манипуляций

ГБОУ ВПО "Кубанский государственный медицинский университет" Минздрава России, Краснодар

Для решения проблемы мануальной подготовки хирургов для проведения ряда неотложных лапароскопических операций на базе Центра практических навыков создана виртуальная лапароскопическая операционная, позволяющая отрабатывать практические навыки лапароскопического вмешательства на тренажерах и симуляторах. При работе в виртуальной операционной основной упор сделан не на теоретическую подготовку, а на доведение практического мастерства при выполнении моделируемой операции на тренажерах и симуляторах до необходимого уровня.

К неотложным хирургическим заболеваниям органов брюшной полости относят острый холецистит, острый аппендицит, острый панкреатит, перфоративные гастродуоденальные язвы, желудочно-кишечные кровотечения, ущемленные грыжи, острую непроходимость кишечника, различные виды травм. Сюда же можно отнести ряд острых гинекологических заболеваний: кровотечения при прервавшейся внематочной беременности, разрывах кист яичников и т.д. Оперативное вмешательство, проводимое по неотложным показаниям, зачастую вы- полняется у пациентов с отягощенным соматическим статусом, в состоянии шока или полиорганной недостаточности, нередко на фоне сопутствующего алкогольного опьянения. При этом высок риск развития послеоперационных осложнений. Кроме того, оказание неотложной хирургической помощи часто сопряжено с необходимостью выполнения неограниченного количества лечебных мероприятий за ограниченное время. Более 6% смертельных исходов можно было предотвратить, поскольку их причиной были врачебные ошибки (Блохин Б.М. и др., 2012). Таким образом, практическая подготовка хирургов, оказывающих неотложную хирургическую помощь, должна быть доведена до высочайшего уровня. Современная неотложная хирургия непредставима без мини-инвазивных, прежде всего эндовидеоскопических технологий. Для решения проблемы мануальной подготовки хирургов для проведения ряда неотложных лапароскопических операций на базе Центра практических навыков Кубанского государственного медицинского университета создана виртуальная лапароскопическая операционная, позволяющая отрабатывать практические навыки лапароскопического вмешательства на тренажерах и симуляторах. При работе в виртуальной операционной принципиально изменена идеология подготовки хирургических кадров: основной упор сделан не на теоретическую подготовку, а на доведение практического мастерства при выполнении моделируемой операции на тренажерах и симуляторах до необходимого уровня. Обучение в виртуальной лапароскопической операционной проводится на виртуальном симуляторе Lap Mentor II, а так же на коробочном тренажере, в основу которого была положена модель брюшной полости, и лапароскопической стойки Storz с использованием для работы биологического материала и искусственных тканей. Обучение лапароскопическим навыкам состоит из трех этапов: обучение элементарным приемам и базовым навыкам, обучение выполнению неотложных оперативных вмешательств, зачетное занятие. При выполнении последнего на симуляторе Lap Mentor II проводится компьютерная оценка приобретенных навыков, что нивелирует элемент субъективизма в занятии. Виртуальное моделирование оперативных вмешательств при обучении навыкам неотложных операций имеет следующие возможности: работа в клинической ситуации, возможность ее воспроизведения, объективная оценка приобретенных навыков (Шубина Л.Б. и др., 2012). Наиболее целесообразна отработка на базе виртуальной лапароскопической операционной навыков выполнения холецистэктомии, наложения кишечного шва, а для гинекологов - операций на придатках матки. В то же время освоение элементарных приемов, как элемент развития хирургических навыков, актуален для выполнения любых лапароскопических операций.



Сухинин А.А., Арутюнов А.В., Ушмаров Д.И.

Обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП

ГБОУ ВПО "Кубанский государственный медицинский университет" Минздрава России, Краснодар

Ежегодно в России в результате ДТП погибают около 30 тыс. человек. Основными факторами, приводящими к смерти пострадавших, являются бездействие или неправильные действия очевидцев. Разработана и используется программа курса "Оказания первой помощи при ДТП" объемом 18 ч, использующаяся при обучении студентов спасательного отряда Кубанского государственного медицинского университета, волонтеров, а также студентов начальных курсов, желающих расширить собственные знания и умения в оказании первой помощи и выработать устойчивые навыки работы в чрезвычайных ситуациях.

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают около 30 тыс. человек и более 250 тыс. получают ранения. При этом основными факторами, приводящими к смерти 70% пострадавших в ДТП, являются бездействие или неправильные действия очевидцев ДТП. Для того чтобы не терять драгоценное время, важно, чтобы на месте происшествия оказался человек, владеющий хотя бы минимумом знаний и умений, позволяющих оказать первую доврачебную помощь. Правила дорожного движения (п. 2.5) ориентированы именно на это и обязывают водителя при ДТП оказать доврачебную помощь пострадавшим. Водитель, причастный к ДТП, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим и вызвать бригаду "скорой медицинской помощи". Неоказание необходимой помощи влечет ответственность в соответствии с законом, что отражено в ст. 124 и 125 уголовного кодекса РФ. Очевидно, что четкие отработанные действия очевидцев происшествия или непострадавших участников ДТП по оказанию первой помощи могут значительно сократить уровень смертности. Таким образом, важным и социально значимым элементом совершенствования комплекса оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП является повышение процента лиц, владеющих навыками оказания первой (доврачебной) помощи, а также самопомощи. Кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф совместно с Центром практических навыков Кубанского государственного медицинского университета разработана учебная программа факультативного курса "Оказания первой помощи при ДТП" объемом 18 ч. Программа включает 4 ч лекций, в которых рассматриваются основные теоретические и организационные основы оказания первой помощи и 12 ч практических занятий на муляжах и фантомах на базе Центра практических навыков. В конце занятий студенты сдают экзамен по изученным темам, включающие знание теоретических основ оказания первой помощи при ДТП и практические умения. Программа включает следующие разделы: краткие сведения об анатомии и физиологии человека; вызов бригад скорой помощи и службы спасения на место ДТП; алгоритм определения состояния пострадавшего; оказание доврачебной помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии комы либо клинической смерти, а также при ранениях, ушибах, вывихах, переломах, кровотечениях, асфиксии, при отравлении, ожогах и обморожении; извлечение пострадавших из транспортного средства, перенос и транспортировка пострадавших (на руках, с помощью подручных средств, на носилках); использование автомобильной аптечки первой помощи; наложение бинтовых повязок и повязок из лейкопластыря. Программа используется при обучении студентов спасательного отряда Университета и волонтеров Волонтерского центра КубГМУ, а также студентов начальных курсов, желающих расширить собственные знания и умения в оказании первой помощи и выработать устойчивые навыки работы в чрезвычайных ситуациях.



Павлов В.Н., Викторов В.В., Крюкова А.Г.

Симуляционное обучение врачей-неонатологов в системе послевузовского образования

ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России, Уфа

В рамках реализации программы развития Башкирского государственного медицинского университета в 2012 г. на базе Клиники БГМУ открылся новый учебный центр симуляционного послевузовского и последипломного обучения. Открытию центра предшествовала серьезная работа по приобретению необходимого оборудования, подготовка преподавателей, разработка рабочих учебных программ. На кафедре факультетской педиатрии с курсами педиа- трии, неонатологии и симуляционным центром для обучения врачей-неонатологов и детских анестезиологов-реаниматологов родовспомогательных учреждений организовано обучение на цикле тематического усовершенствования "Интенсивная терапия в неонатологии: практические навыки и умения (на базе обучающего симуляционного центра)". Цикл рассчитан на 72 ч, основное время (до 90%) занимают семинарские и практические занятия по работе с фантомами и компьютерными манекенами, 10% времени рассчитано на лекции и зачеты. Цель тренингов - обучить курсантов теоретически и практически правильно осуществлять манипуляции в соответствии с современными алгоритмами и региональными стандартами оказания неотложной помощи. Курсанты проходят несколько этапов обучения: теоретический курс, тестирование, этапы приобретения практических навыков, использования реанимационных инструментов, умения пользоваться различной аппаратурой, отработки навыков первичной реанимации новорожденных и детей с экстремально низкой массой тела. Заключительный этап включает проведение тренингов на время, прогнозирование изменений состояния "больного", выявление и коррекция допущенных ошибок при оказании экстренной помощи, анализ и обсуждение ошибок, а также поиск альтернативных решений ситуационных задач и подача предложений по совершенствованию обучения. В основу обучения курсантов положен принцип оказания неотложной помощи: "оценка-решение-действие". На тренингах отрабатывается умение анализировать и адекватно оценивать состояние пациента в ситуации с острым дефицитом времени. Курсант оценивает состояние фантома по объективным данным: оценка сознания, пальпация большого родничка, характер крика, дыхания, изменение цвета кожных покровов, аускультация легких, изменение ритма и характера тонов сердца, выслушивание шума перистальтики кишечника, оценка мышечного тонуса. В зависимости от модели фантома или манекена эффективность проведенных манипуляций оценивается различными способами. Правильность наложения лицевой маски, этапы интубации трахеи, установки ларингиальной маски, отработки движений компрессии грудной клетки при проведении непрямого массажа сердца, катетеризации периферических вен и пупочной вены контролируются преподавателем. Задача данного этапа обучения -

формирование мышечной памяти, что достигается многократными повторениями манипуляций, тренировкой движений. Для решения ситуационных задач используются компьютерные манекены с искусственным интеллектом. Разработанный сценарий ситуации изменяется в зависимости от правильности действий испытуемого, эффективность манипуляций оценивает компьютерная программа. За 2012-2013 учебный год в симуляционном центре прошли обучение 82 курсанта. Качественный состав курсантов следующий: 9 врачей анестезиологовреаниматологов со стажем работы до 5 лет, 14 участковых педиатров и 59 врачей-неонатологов.

Отмечено, что неэффективность действий врачей и позднее начало оказания помощи обусловлены различными факторами: неправильная оценка или неспособность оценить "состояние" манекена, неорганизованность, страх принятия ответственности за свои распоряжения, перспектива неоказания помощи, неэффективности выполняемых манипуляций и/или проведения неправильных действий ("вдруг неправильно"). Например, в группе неонатологов, имеющей большой стаж работы при проведении сердечно-легочной реанимации характерны чрезмерные манипуляции: компрессия грудной клетки и сжатие дыхательного мешка выше "зеленого коридора". Особенно активизирует курсантов работа на время, однако большинство (94,1%) курсантов забывали включить таймер. Перед началом работы курсанты не озвучивали основное правило оказания неотложной помощи "позвать на помощь", несмотря на то что в своей повседневной работе они редко оказывают неотложную помощь в одиночку. Врачи-неонатологи, работающие в условиях центральных районных больниц, быстрее создавали команду и организовывали распределение в ней обязанностей для оказания помощи. Положительный результат обучения спо- собствовал дальнейшему проведению тренингов и переходу к более сложным заданиям. Важная роль стимулирования к работе в симуляционном центре отводиться преподавателю, очень важна его способность ясно и доступно преподавать материал, хорошо владеть манипуляциями и приемами решения ситуационных задач. Необходимо поддерживать обучающихся, поощрять правильные действия. При проведении первых занятий рекомендуется увеличивать процент ошибки и/или время для обдумывания ситуации и проведения действий. Использование симуляционного обучения в послевузовском образовании врачей позволяет приобретать, тренировать практические навыки и умения, способствует совершенствованию профессиональных компетенций и повышает эффективность профессиональной коммуникации.



Данилов А.Б., Казинов В.А., Покровский К.П., Федоров В.В.

Интегральные системы для операционных залов, палат интенсивной терапии, диагностических и лечебных кабинетов - новое качество медицинского образования

Группа компаний DiViSy

Интегральные системы для операционных залов, палат интенсивной терапии, диагностических и лечебных кабинетов позволяют принимать, регистрировать, обрабатывать и передавать все виды медицинской информации, которые используются при проведении операций, диагностики и лечения. Данные системы являются основой новой системы дистанционного медицинского обучения непосредственно в процессе проведения различных медицинских манипуляций. Накопленные данные позволяют создавать динамические, иллюстрированные учебные и научные материалы, а также стандарты и технологические карты проведения различных процессов оказания медицинской помощи

Что такое интегральная система операционного или гибридного залов (ИОЗ)? В любом операционном зале используется различное медицинское и инженерное оборудование и приборы, а также информационные и инженерные системы:

- медицинское оборудование, на выходе которого имеется аналоговое или цифровое видеоизображение. Это может быть видеокамера операционного поля, видеокамера эндоскопа, видеокамера операционного микроскопа, видеокамера общего вида операционного зала, видеосигналы от аппаратов УЗИ, рентгеновских или ангиографических аппаратов, и т.д.;

- медицинские приборы, на выходе которых имеются данные. Это монитор пациента, наркозный аппарат, станция инфузионной терапии, аппарат искусственного кровообращения, аппарат ИВЛ, медицинские анализаторы, и т.д.;

- инженерные приборы, создающие стерильную зону и обеспечивающие жизнеспособную среду в операционном зале. На выходе датчиков этих систем содержится информация об электропитании, температуре, влажности, чистоте воздуха, расходе и запасе различных газов и т.д.;

- медицинские информационные системы, в которых содержится электронная история болезни пациентов с анамнезом и клиническими данными, результаты различных медицинских манипуляций проведенных с пациентом (например, рентгенорадиологические изображения в системе PACS, или результаты ранее проведенных анализов).

В ИОЗ все виды информации от вышеперечисленных медицинских и инженерных приборов и оборудования, а также клинических и информационных систем в кратчайшие сроки становятся доступны как врачам и сестрам операционной бригады, так и врачам или менеджерам здравоохранения, которые находятся за пределами ИОЗ с учетом их прав доступа к той или иной информации. В ИОЗ обеспечивается высокое качество проведения хирургических манипуляций за счет:

- персональной визуализации, когда каждому члену операционной бригады на его персональный дисплей выводятся те виды информации, которые ему необходимы;

- мгновенного доступа к электронной истории болезни пациента, результатам анализов, рентгенорадиологической информации;

- автоматизации заполнения отчетных форм, таких как, например, автоматическое заполнение наркозной карты пациента;

- дистанционного консультирования точно в то время, когда это необходимо;

- дистанционного авторского сопровождения внедрения новых медицинских технологий, препаратов, протезов.

После проведения операции пациент перемещается в интегрированную палату интенсивной терапии, где с ним проводят необходимые терапевтические действия для его восстановления. При проведении интенсивной терапии пациенту врачи используют видеоинформацию как изображения самого пациента, лежащего на больничной койке, так и изображение, передающее все ручные манипуляции врачей и сестер с пациентом, звуковую информацию, информацию от монитора пациента, аппарата искусственной вентиляции легких, станции инфузионной терапии, аппарата искусственной почки и т.д. Вся эта многоканальная информация преобразуется в цифровой вид в реальном времени и далее параллельно и синхронно регистрируется, обрабатывается и транслируется. Благодаря дистанционному доступу к интегральной системе палаты интенсивной терапии может осуществляться анализ реального состояния пациента в любой момент времени и сравнение этого состояния с назначенными процедурами. Аналогичным образом работают интегральные системы практически для всех методов диагностики и лечения пациентов. На базе интегральных систем создается принципиально новый уровень медицинского обучения непосредственно в процессе проведения хирургических операций, интенсивной терапии, диагностики и лечения. Студенты медицинских вузов, молодые врачи, врачи на курсах повышения квалификации получают возможность интерактивного дистанционного взаимодействия с оперирующими, диагностирующими и лечащими врачами в процессе их работы. Такая система является качественно новым дополнением к традиционному обучению на базе лекций и семинаров. В данную систему могут быть включены и симуляционные центры, где проводится обучение на медицинских тренажерах. Кроме этого, появляется новое направление медицинского обучения на базе мастер-классов ведущих врачей - авторов новых методов малоинвазивного хирургического вмешательства, диагностики, лечения, создателей новых медицинских препаратов и протезов. Появляются динамические, иллюстрированные научные и учебные материалы, на базе которых могут быть созданы учебные пособия, экспертные системы и стандарты проведения различных медицинских манипуляций. Данные системы уже созданы в России и внедрены в клиническую практику.



Хан Н.В.1, Царанов К.Н.2, Тяжельников А.А.3

Создание стажировочных площадок в медицинских организациях в целях распространения лучших управленческих практик

1Центр развития долгосрочных программ РАНХиГС при Президенте РФ

2Центр развития здравоохранения МГУУ Правительства Москвы

3ГБУЗ Городская поликлиника № 5 ДЗМ

В Центре развития здравоохранения МГУУ Правительства г. Москвы при поддержке Департамента здравоохранения г. Москвы и РАНХиГС при Президенте РФ в целях обобщения и передачи инновационного управленческого опыта в государственных медицинских организациях, разработан проект создания стажировочных площадок в медицинских организациях, реализующих лучшие и наиболее эффективные управленческие практики.

Введение. В настоящее время вся российская система здравоохранения находится в процессе реформирования: изменилась нормативно-правовая база здравоохранения, определившая новые организационно-правовые формы государственных медицинских организаций и переход на одноканальную систему финансирования отрасли. Реализуется государственная программа "Модернизация здравоохранения". Наряду с общефедеральными реформами в Москве проводятся не менее масштабные организационные изменения в структуре сети амбулаторно-поликлинических и стационарных ЛПУ, реорганизация целых направлений оказания медицинской помощи, таких как онкологическое, наркологическое, психиатрической службы. Цель это заключается в обеспечени большей преемственности при оказании медицинской помощи, повышение ее качества и доступности. Для достижения заявленных целей Правительством Москвы утверждена госпрограмма "Столичное здравоохранение" на 2012-2016 гг., предполагающая развитие сети лечебных учреждений, капитальный ремонт и техническое перевооружение всех городских медицинских организаций. Вместе с тем на сегодняшний момент отсутствуют организационно-методические условия и механизмы обобщения и передачи инновационного управленческого опыта в государственных медицинских организациях. Решить эту задачу поможет, в том числе, создание стажировочных площадок в медицинских организациях, реализующих в пилотном режиме инновационное управленческое решение общественно-значимых социальных проблем. Актуальность настоящего проекта определили: 1. Потребность в повышении конкурентоспособности медицинских организаций за счет внедрения лучших управленческих практик. 2. Потребность в формировании резерва управленческих кадров в здравоохранении г. Москвы, в том числе путем активного поиска главных врачей, реализующих инновационные методы управления, как одно из необходимых условий реализации подпрограммы "Развитие кадрового потенциала" ГП "Столичное здравоохранение". 3. Потребность в создании механизмов проведения практико-ориентированного обучения высшего и среднего управленческого персонала (заведующих отделениями) медицинских организаций по приоритетным вопросам развития столичного здравоохранения. 4. Потребность использования потенциала оргметодотделов ДЗМ для повышения эффективности учебных программ.

Материалы и методы. Условиями создания стажировочной площадки являются: 1. Инициатива рассмотрения вопроса о создании СП, исходящая от Департамента здравоохранения Москвы, окружных Дирекций или непосредственно от медицинской организации. 2. Обязательное согласование принятого решения с Департаментом здравоохранения г. Москвы (ДЗМ), признающим представленное управленческое решение актуальным и общественно-значимым.

Защита СП будет производиться на рабочей группе ДЗМ. 3. Добровольное согласие руководства медицинской организации распространять положительный управленческий опыт и проводить на своей базе обучение организованных групп слушателей. Для создания стажировочной площадки необходимо: 1. Заключение договора с медицинской организацией на создание и обеспечение деятельности СП. 2. Разработка программы стажировки и учебно-методических материалов. 3. Набор групп слушателей, формирование расписания. 4. Консалтинговое сопровождение СП на весь период функционирования. Программы обучения на стажировочной площадке определяются такими взаимозависимыми характеристиками, как модульность, функциональность и возможность трансформации. Важнейшими темами для формирования стажировочных площадок будут: 1. Разработка и реализация программ развития платных услуг. 2. Разработка и реализация новой системы оплаты труда сотрудников медицинской организации. 3. Система внутреннего контроля в медицинской организации. 4. Внедрение системы менеджмента качества ISO. 5. Оптимальные организационные решения работы в ЕМИАС. 6. Разработка и реализации программ распределения потоков пациентов. Успешное создание и работа стажировочных площадок потребует тесного сотрудничества всех участников на основе реализации принципа партнерства. Департамент здравоохранения г. Москвы возьмет на себя задачу установления приоритетов и общественной значимости стажировочных пло- щадок; РАНХиГС при президенте РФ - методическое сопровождение проекта; МГУУ Правительства Москвы - организацию учебного процесса, обобщение и оформление опыта; Медицинская организация - сопровождение групп.

Результаты и выводы. Ожидаемые эффекты от реализации проекта: 1. Создание базы лучших управленческих практик столичного здравоохранения. 2. Формирование кадрового резерва ДЗМ на основе объективных критериев отбора. 3. Стимулирование внедрения и использования инновационных методов управления. 4. Формирование здоровой конкурентной среды.



Эфендиев В.У. , Кузнецова Т.А.

Симуляционное обучение сердечно-сосудистой хирургии

ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России

Сегодня в России предпринимаются шаги по реформированию медицинского образования, в том числе пересматриваются программы подготовки сердечно-сосудистых хирургов. В частности в программу обучения включен модуль "симуляционный курс", объем которого составляет 3 единицы. Отработка практических навыков должна происходить с использованием симуляции в обучении, предусматривающей отработку навыков на манекенах, роботах, искусственных тканях, лабораторных животных. В ФГБУ "ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России (далее ННИИПК) разработана программа симуляционных занятий по сердечно-сосудистой хирургии, направленная на развитие практических навыков и позволяющая молодым специалистам развивать хирургическое мышление. Программа включает теоретическую подготовку в объеме лекционного материала по теме симуляционного занятия и самоподготовку с практическими занятиями (занятия на симуляторе, dry-lab, wet-lab). Программа апробирована на 50 ординаторах, обучающихся в ННИИПК по специальности сердечно-сосудистая хирургия. Практические занятия на симуляторах позволяют будущим сердечно-сосудистым хирургам понять и самостоятельно отработать все возможные особенности операции, развить алгоритм действий, способствующий точному выполнению хирургического вмешательства без излишних действий и ошибок, которые неприемлемы при лечении пациентов. В течение 2 лет ординатуры сердечнососудистый хирург обучается в 4 блоках симуляционных занятий: первый год ординатуры включает блок занятий по топографической анатомии органов средостения и магистральных сосудов, специфику применения хирургического материала в сердечно-сосудистой хирургии, общехирургическую технику операции, отработку хирургических швов, особенности работы с разными видами тканей в кардиохирургии. На втором году ординатуры хирург проходит обучение по трем тематическим направлениям: 1) коронарная хирургия и хирургия магистральных сосудов; 2) хирургия приобретенных пороков сердца; 3) хирургия врожденных пороков сердца. В качестве преподавателей привлекаются ведущие специалисты учреждения по направлениям (врожденные и приобретенные пороки сердца, хирургия аорты, коронарных и периферических артерий и пр.). Важным аспектом при привлечении хирурга-преподавателя в учебный процесс является его профессиональная подготовка - это должен быть практикующий хирург, что гарантирует его постоянное самосовершенствование, параллельно с развитием технологий в медицине, и позволяет передать свежие знания обучающимся. Количество обучающихся в группе зависит от оснащения тренинг-центра. Для wetlab и dry-lab необходимо четное количество участников, что позволяет разбиться на пары хирургассистент, но оптимальным количеством участников в группе является 14-16 человек и 2 преподавателя. Помимо обязательной программы, которую обязаны посетить ординаторы в полном объеме, очень важно создать в образовательном учреждении условия, когда обучающийся имеет возможность в удобное для него время получить необходимый инструментарий, расходный материал, чтобы отрабатывать необходимые ему навыки в учебном классе индивидуально. На индивидуальном занятии необходимо присутствие опытного хирурга, который сможет направить обучающегося, и оценить результаты его занятий. Дебрифинг кардиохирургического тренинга включает подробное обсуждение ошибок, допущенных слушателями во время проведения тренинга. Ведущий и его ассистенты синтезируют информацию о работе каждого слушателя, планируют дальнейшую работу и исправление ошибок, допущенных ранее. Важной составляющей проведения дебрифинга являются критерии, по которым оценивается каждый участник. В ННИИПК оценки симуляционного тренинга проводятся с учетом заранее подготовленных балльных таблиц, включающих10 критериев оценки, разработанных кардиохирургом, профессором П. Сержантом (г. Левен, Бельгия). Организация симуляционного курса для сердечно-сосудистых хирургов зачастую не требует дорогостоящего симуляционного оборудования, прежде всего необходим хирургический инструментарий, а также искусственные ткани и изолированные органы животных. Один из вариантов решения проблемы обеспечения данных занятий хирургическим инструментарием, симуляторами и пр. - это государственно-частное партнерство с компаниями-производителями расходных материалов и медицинского оборудования. Однако, несмотря на определенную важность материальнотехнического оснащения симуляционного курса в сердечно-сосудистой хирургии, самым важным является наличие идеи, творческого подхода и энтузиазма со стороны преподавателей и сопровождающего процесс персонала.



Хузина Г.Р., Богданов Э.И.

Современные образовательные тенденции в подготовке врача-специалиста клинического профиля

ГБОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Представлено обсуждение наиболее значимых аспектов современного клинического медицинского образования, которые являются определяющими в плане создания эффективной поэтапной системы непрерывного образования врача-клинициста. Обсуждены вопросы соответствия медицинского образования общеевропейским требованиям ВОЗ, международным стандартам всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), а также потребностям российского здравоохранения. Уделено внимание формам объективизации оценки профессиональной компетенции выпускников медицинских вузов и врачей, а также показаны наиболее значимые причинно-следственные связи в возникновении проблем и сложностей, сопутствующих процессам изменения системы медицинского образования. Только комплексный подход к организации поставленных перед медицинским образованием задач с учетом современных тенденций позволит добиться решения вопросов эффективной клинической подготовки врачей-специалистов, повышения качества медицинского образования и, как следствие, эффективной работы системы здравоохранения.

Введение. В многоплановом обсуждении современной ситуации в клиническом медицинском образовании следует выделять 3 важнейшие составляющие, или задачи:

- повышение качества клинической подготовки врача-специалиста в соответствии с общеевропейскими требованиями ВОЗ, международными стандартами ВФМО и потребностями российского здравоохранения;

- изучение опыта стран-членов ЕС по формированию клинических умений и навыков у студентов-медиков, а также формы объективизации оценки профессиональной компетенции выпускников медицинских вузов и врачей;

- разработка рекомендаций по необходимым мероприятиям как на региональном, так и на федеральном уровнях, для решения проблем клинической подготовки и повышения качества медицинского образования и эффективной работы системы здравоохранения.

Результаты. Базовыми инструментами для решения этих основных задач следует рассматривать 2 непрерывных процесса: во-первых, проведение клинической подготовки от обще- го неструктурированного базового профессионального обучения до систематизированных программ, реализуемых на разнообразных клинических базах, и во-вторых, оценка клинической подготовки от классического устного опроса по ведению "индивидуального" больного до комбинации методов оценки с объективным структурированным клиническим экзаменом.

Организация работы в этих направлениях должна строиться с учетом международных стандартов, что определяется выраженной миграцией врачебных кадров, потребностью в межгосударственном медицинском образовании, наличием общих учебных стандартов и программ и необходимостью управления тенденциями в их изменениях. Общеевропейская стандартизация медицинского образования является надежным инструментом улучшения качества медицинского образования, основой для международной аккредитации образовательных учреждений медицинского профиля и эффективным средством, обеспечивающим использование врачебных кадров в условиях интернационализации. К общим для медицинского образования тенденциям, которые определяют его качество, на сегодняшний день можно отнести следующие:

1. Тенденции в системе медицинских кадров:

- понимание взаимосвязи между дальнейшим развитием системы здравоохранения, качественными и количественными потребностями в медицинских кадрах;

- повышение уровня осознания социальной ответственности за медицинское образование;

- понимание взаимосвязи между ролью врача в структуре кадров здравоохранения, предъявляемыми к нему квалификационными требованиями и медицинским образованием.

2. Тенденции в предметной структуре учебных планов медицинских вузов:

- исключение из учебного плана не связанных с медициной курсов или предметных областей;

- уменьшение объема преподавания фундаментальных медико-биологических дисциплин (ввиду повышенного внимания к многопредметности);

- интеграция или устранение резкого деления между доклиническим и клиническим разделами учебного плана;

- сокращение числа отдельных (небольших) учебных курсов.

3. Тенденции в организационной структуре учебных планов медицинских вузов:

- различие между стержневой или обязательной частью учебного плана и факультативными курсами, элективами или специальными учебными модулями наряду с последующим повышением значимости элективов;

- внедрение продольных курсов, сквозных дисциплин или потоков (например, навыки коммуникации);

- усиление преподавания и профессиональной подготовки в области изучения научных принципов и методов проведения научных исследований;

- совершенствование преподавания и подготовки по доказательной медицине.

4. Тенденции в методиках преподавания в медицинских вузах:

- использование активных методов обучения студентов (методы малых групп, проблемноориентированное обучение (ПОО), ведение тематических больных и т.д.);

- использование информационных технологий;

- изменение в соотношении между принципами выведения сводной оценки и формативным оцениванием;

- использование других, новых методов оценки знаний;

- осмысление релевантности, доверенности и применимости методов оценки знаний;

- повышение профессионализма в управлении медицинским образованием;

- укрепление руководящего начала в сфере образования, создание внутреннего механизма для непрерывного мониторинга и оценки качества программы обучения; - передача полномочий учебно-методическим советам (включение в их состав представителей других кафедр/факультетов);

- более четкое распределение ответственности за использование бюджетных средств на образование;

- активизация участия студентов и усиление их влияния на формирование учебных программ.

Кроме общих тенденций изменяющегося медицинского образования выявляется ряд частных тенденций изменения клинической подготовки специалистов, в частности к ним можно отнести следующие процессы:

1. Тенденции в структуре преподавания клинических дисциплин:

- увеличение продолжительности (числа учебных недель) клинической работы/циклов клинической подготовки и производственной практики;

- приобщение к ведению больных на начальных этапах обучения;

- использование разнообразных клинических баз (первичное звено, общая практика, районные клиники, местные стационары и базовые больницы при медицинских вузах, оказание стационарной и амбулаторной помощи).

2. Тенденции организации преподавания клинических дисциплин:

- совершенствование подготовительных (вводных) курсов;

- организация курсов с обучением коммуникационным и клиническим навыкам;

- использование лабораторий по отработке практических навыков, манекенов/анатомических моделей и мнимых/стандартизированных выборок больных и т.д.;

- расширение возможностей студентов для участия в лечебной работе и прохождения клинической практики.

3. Тенденции в клинической практике обучающихся:

- возрастание роли курирования студентов при прохождении клинической практики;

- использование контрольных перечней и регистрационных журналов;

- назначение клинических наставников;

- использование новых методов оценивания (например, оценка портфелей курсовых учебных модулей, объективных структурированных клинических экзаменов/ОСКЭ и др.).

Проблемы, логично возникающие в процессе изменения медицинского образования на современном этапе, включают проблемы национально-регионального характера и носят ведомственно-институциональный оттенок. В частности это сложности, связанные с изменениями в системах организации оказания медицинских услуг, институциональный консерватизм в медицинских подходах и недостаточное лидерство в организации медицинской помощи. В то же время, это ряд проблем, возникающих в медицинских вузах в связи с особенностями 2 причинно-следственных взаимосвязей: с одной стороны, это цепочка "миссия вуза - основа - технические и медицинские ресурсы", а с другой - взаимосвязь "клинические базы - научные достижения - авторские образовательные программы". В этой связи большое внимание должно быть уделено мониторированию таких внутривузовских процессов, как проведение анализа влияния пересмотренных учебных планов и программ на качество подготовки выпускников и их работу на практике; исключение увлечения экспериментированием и разнообразие дизайна учебных планов и программ; предпочтение комбинированным формам при разработке и пересмотре учебных планов и программ; основной акцент на клиническую подготовку в системе базового высшего медицинского образования; улучшение условий для обучения на рабочем месте и разработка методов оценки практической деятельности.

Заключение. Таким образом, образовательная подготовка врача-специалиста клинического профиля является очень сложной комплексной задачей, стоящей сегодня перед медицинским вузом и системой здравоохранения и требующей продуманной организации образовательного процесса на всех 3 последовательных образовательных уровнях, имеющих свои закономерности и сложности: на этапе базового медицинского образования, на уровне последипломного медицинского образования и в системе непрерывного профессионального развития. При учете всех тенденций и требований, а также соблюдении условий контроля качества медицинского образования клиническое обучение становится управляемым и эффективным образовательным процессом.



Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Блохина Н.В.

Симуляционные технологии в анестезиологии и реаниматологии: первые итоги

ФГБУ "Учебно-научный медицинский центр" УД Президента РФ, Москва

Тезисы посвящены первым итогам работы симуляционного центра. Описывается подготовка врачей интенсивной терапии. Делается вывод о необходимости создания стандартов симуляционного обучения для нашей страны.

Симуляционное обучение за последние два года получило широкое распространение в области подготовки медицинских специалистов, особенно интенсивных специальностей.

Процесс обучения в анестезиологии и реаниматологии складывается из двух неразрывных составляющих: осмысления патофизиологической основы болезни и мануальной готовности специалиста. Теоретическое обучение врачей анестезиологов-реаниматологов носит фундаментальный характер и осуществляется по утвержденным программам вузовской и послевузовской подготовки. Освоение практических навыков всегда сопровождалось большим количеством организационных проблем, так как в основном проходило с участием пациентов и зависело от возможностей той или иной кафедры. Создание симуляционных центров в корне меняет процесс подготовки специалистов. В настоящий момент выделяется новый инновационный этап обучения - полноценная симуляционная клиника. Это и есть то недостающее звено, которого не хватало между доклиническим и клиническим этапами обучения. При этом сглаживается грубый переход, существовавший между обучением за партой и обучением в клинике. Это, несомненно, уменьшит стресс, который испытывает курсант при выполнении той или иной методики у постели больного, и благоприятно отразится на качестве лечения. В ФГБУ "УНМЦ" УД Президента РФ проводят подготовку как врачей анестезиологовреаниматологов, так и обучение методам сердечно-легочной и мозговой реанимации врачей нереанимационных специальностей. 2-годичный опыт работы в современном симуляционном центре свидетельствует о необходимости применения всех уровней реалистичности в процессе обучения. Использование манекенов позволяет отработать лишь механические навыки оказания неотложной помощи (непрямой массаж сердца, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д.). К сожалению, на манекенах невозможно обеспечить реалистичность ситуации, но использование роботов-симуляторов в корне меняет представление курсантов о реанимации. При обучении на манекенах реанимационные мероприятия начинаются по команде преподавателя. Работа с роботами-симуляторами подразумевает полную имитацию палаты, отделения интенсивной терапии, внебольничных условий (место катастрофы) и клинической ситуации (сценарий). Деятельность симуляционного центра зависит не только от набора оборудования, но и от организации процесса обучения и менеджмента. Особенно важна структура занятия, которая определяется профессорско-преподавательским составом.

Здесь очень многое зависит от личного отношения педагогов к симуляционной медицине.

В первые месяцы работы учреждения приходилось преодолевать представление о симуляционном центре как о "комнате с куклами", и это удалось. В центре структура каждого занятия включает 7 этапов - проведение исходного тестирования, брифинг, работа в зале симуляции, дебрифинг, заключительное тестирование и подведение итогов с анонимным анкетированием. Обычно продолжительность занятия составляет 6 ч. Такая структура занятия приемлема для обучения врачей нереанимационных специальностей, клинических ординаторов кафедр и врачей анестезиологов-реаниматологов. Для последней категории слушателей перспективной является отработка навыков на роботе METI-HPS, позволяющем имитировать анестезию.

Эффективность обучения любой группы складывается из подготовленности педагогов, наличия симуляторов, исходного уровня знаний курсантов и их мотивированности. От педагогов не зависит исходный уровень подготовленности, частично зависит наличие симуляторов и полностью - компетенция. Здесь начинаются проблемы роста и развития симуляционной медицины в РФ. Уже есть понимание необходимости симуляционной медицины, закупается оборудование, открываются симуляционные центры, но нет главного - стандартов обучения.

Сейчас каждый симуляционный центр работает по своей программе. Написаны программы для клинической ординатуры, врачей-реаниматологов и нереанимационных специальностей, парамедиков. Скорее всего, по стране существует разброс в подходах к обучению, методам, структуре занятий, способах оценки. Это связано как с возможностями, так и с традициями той или кафедры. Актуальна стандартизация программ преподавания симуляционной медицины. Учитывая важность проблемы, необходимо учесть гигантский опыт зарубежных клиник и на основе их программ написать российские стандарты. Безусловно, адаптация зарубежного опыта займет какое-то время, но это все равно будет быстрее и эффективнее, чем разработка с нуля. Создание экспертных групп по специальностям позволит систематизировать написание рекомендаций. Обсуждение и первичное утверждение таких рекомендаций может пройти на съезде РОСОМЕДА, в дальнейшем они могут быть утверждены на уровне министерства.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»