Основания для использования методики "стандартизированный пациент" в качестве контроля качества обучения практическим умениям в медицинском вузе (пер. с англ. под ред. С.А. Булатова)

Резюме

Совместное исследование, проведенное Ка­занским государственным медицинским уни­верситетом (Россия) и NOVA Southeastern University (Флорида, США), установило, что проблемы медицинского образования в этих двух странах во многом схожи. Несмотря на то что эта статья рассматривает в качестве приме­ра применение методики "стандартизирован­ный пациент" в университетах США, авторы убеждены, что эта методология и рассматри­ваемые вопросы применимы в международном масштабе.

Ключевые слова:• Стандартизированные пациенты • Симуляционное обучение • Практические умения

Ежегодно увеличивающаяся потребность в медицинских работниках способствует развитию симуляционных программ обучения и их широкому применению в медицинских школах. Насколько эффективно использование симуляционных программ и позволяют ли они добиться стойких результатов обучения? Это распространенная тема обсуждения во всех медицинских школах. Медицинское и профессиональное образование развивается в направлении расширения программ коммунального обучения, а непрерывное образование часто приводится в соответствие с моделью медицинского и профессионального образования. Использование стандартизированных пациентов и механическое моделирование реальной работы с больным помогают студентам освоить основные клинические и мануальные умения, необходимые для будущей работы. Использование симуляции знакомит с темами, представленными на больших дидактических семинарах, или укрепляет полученные знания. Оно позволяет анализировать индивидуальные и групповые взаимодействия и обеспечивает обратную связь в режиме реального времени со студентами. Комбинированные модели обучения используются во всех медицинских школах и программах клинического обучения, позволяя студентам и клиницистам приобрести необходимые клинические умения, сформировать профессиональное отношение и поведение и создать базу общих знаний. Программы симуляции могут быть адаптированы к потребностям студентов и требованиям учебного плана, они не ограничивают доступ к реальным пациентам и не представляют для них опасности. Студентам часто приходится участвовать в оценке клинических результатов, куда входит оценка анамнеза, физикального обследования, технических и коммуникационных навыков, а также их базовых знаний и клинических умений.

Протокол стандартизированного пациента (СП) включает индивидуума, обученного воспроизводить синдром или проблематичные поведенческие реакции последовательно через клинические взаимодействия. СП обучают симулировать реального пациента для того, чтобы клиницист (или стажер) не смог определить, что СП - это актер (Barrows, 1993).  Настоящая методика СП позволяет не только информировать студента о наличии тех или иных симптомов, но и воспроизводит анамнез заболевания, язык тела и физикальные данные, а также эмоциональные характеристики и особенности личности, свойственные реальному пациенту. По мнению Barrows, применение СП в образовательных целях позволяет преподавателям оценить клинические умения студентов в безопасной обстановке, исключая возможность нанести потенциальный вред реальному пациенту. В медицинских школах СП применяется с 1963 г., причем в США как минимум 80% медицинских школ используют их для целей обучения и оценивания (Clay, Lane, Willis, Peal, Chakravarthi и Poehlman, 2000). Эта цифра неизменно растет начиная с того момента, как в Соединенных Штатах при выдаче медицинских лицензий выполнение клинических навыков отдельно оценивается Национальным советом медицинских экзаменаторов, Национальным советом остеопатической медицины и Комиссией по образованию для выпускников иностранных медицинских университетов. СП обычно используются для оценивания ряда медицинских ситуаций, воспроизводимых в образовательных целях в контролируемой учебной среде. Кроме того, по мнению Colliver и Williams (1993), использование СП является эквивалентным, если не более успешным, методом оценки владения клиническими умениями по сравнению со стандартными методами.

Программы курсов повышения квалификации используют СП и механические симуляторы для исходной и промежуточной оценок клинических умений. Задачи медицинской школы включают базируемое на потребностях практической деятельности образование и оценивание студентов, ординаторов и практикующих специалистов. Комплексное образование - это критерий программы обучения высокого уровня для всех медицинских специальностей. ACGME(Аккредитационный совет по последипломному медицинскому образованию (Accreditation Council for Graduate Medical Education)) рекомендует использовать СП для оценивания практических умений ординаторов. По мнению Fussell, Kunkel, Lewy, McFarland и Mc Carty (2008), имеется ряд преимуществ применения СП в последипломном медицинском образовании по сравнению с реальным пациентом. Во-первых, учитывая, что СП учатся воспроиз водить соответствующий набор симптомов в клинических взаимодействиях, знания и умения обучающегося врача можно более объективно сравнить с любым другим. Если реального пациента попросить неоднократно воспроизвести один и тот же сценарий, ему придется соблюдать схожесть, тем самым снижая достоверность оценивания между врачами, не говоря уже об возникающих этических проблемах. По мнению Barrows (1993), воз можность СП научить воспроизводить любое заболевание и способность его повторять это многократно, чтобы позволить дифференцированно оценивать студентов, является дополнительным преимуществом. Кроме того, реальные пациенты эмоционально связаны со своими проблемами, что может повлиять на их способность делать объективные замечания по выполнению врачом оцениваемых элементов. Наконец, Bar rows (1993) полагает, что применение СП также снижает риск нарушения конфиденциальности пациента.

Использование СП также обеспечивает безопасность реальных пациентов за счет перехода от дидактического обучения в учебной аудитории к работе с реальными пациентами в клинических условиях. При использовании СП у студентов имеются такие возможности, как остановить или повторно начать занятие, что способствует лучшему усвоению. Такая гибкость полезна для учащихся, поскольку они приобретают умения и опыт поведения в таких критических ситуациях, как оценивание риска суицида, склонности к совершению убийства и жестокого обращения.

В обучающих программах в сфере психического здоровья применяют СП, чтобы укрепить у студентов ощущение компетентности и собственной эффективности до работы с реальными пациентами (Larson, Clark, Wes ley, Koraleski, Daniels и Smith, 1999).

В дальнейшем это поддержали Hodgson, Lamson и Feldhousen (2007), сообщив, что студенты, уверенные в том, что они хорошо справляются с ситуациями на СП, испытывают чувство повышенной собственной эффективности. Как следствие, повышение уверенности в своей компетентности и возможность практиковаться на СП снижают риск причинения возможного вреда пациенту, вероятности неправильного разрешения этической дилеммы и обеспечивают обучение умениям, необходимым при работе с реальными пациентами в отличие от ролевых игр с коллегами.

Большинство обучающих программ для практикующих специалистов используют ролевые игры с коллегами и студентами университетов как методы обучения клиническим умениям и оценки компетентности студентов. Несмотря на то что ролевые игры - это недорогой и удобный метод обучения, он не обеспечивает неизменности проигрываемой ситуаций. Кроме того, у студентов университетов, выполняющих роль пациента, нет специальных умений для такого обучения; также снижается объективность, что обуслов лено их знакомством с обучающимися в симулированной ситуации (Hodg son, Lamson и Feldhousen, 2007). Это подтверждается Hodgson и коллегами (2007), которые считают, что исполь зование СП предоставляет студентам возможность обучения в более реалистичной ситуации.

Методология СП применима во всех медицинских дисциплинах и специальностях, а также при обучении в сфере психологии и социальной работы. Использование стандартизированных пациентов, стандартизированных клиентов, стандартизированных студентов и стандартизированных врачей ограничивается только понятием выбора программы для применения этого метода в целях базируемого на потребностях практичес кой деятельности образовании.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»