Рефераты

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 1. С. 18-21.

Эффективность преподавания доказательной медицины студентам бакалавриата медицины: систематический обзор BEME (Effectiveness of teaching evidence-based medicine to undergraduate medical students: A BEME systematic review)

Авторы: Seyed-Foad Ahmadi, Hamid R. Baradaran, Emad Ahmadi (Iran University of Medical Sciences, Iran)

Medical Teacher. - 2015. - Vol. 37, N 1. - P. 21-30. doi:10.3109/0142159X.2014.971724

Состояние проблемы. Несмотря на широкое распространение преподавания доказательной медицины (ДМ) студентам-медикам, обобщенного анализа литературы, определяющего ценность и эффективность данного обучения, до сих пор не проводилось.

Цель. Выполнить систематический обзор литературы о влиянии преподавания ДМ студентам-медикам на их знания, научные взгляды, навыки и поведение.

Методика исследования. Был выполнен поиск в MEDLINE, SCOPUS, Web of science, ERIC, CINAHL и Current Controlled Trials с мая 2011 г. с выявлением и изучением ссылок, цитируемых в идентифицированных статьях, а также идентификацией публикаций, созданных после оригинальных статей и цитирующих их. 2 исследователя независимым образом извлекали данные и оценивали качество исследований.

Результаты. Первоначально было найдено 10 111 исследований, 27 из них были включены в обзор. В 6 исследованиях изучали эффект клинически интегрированных методов; качество 5 из них было низким; в 6-м не был использован валидированный инструмент оценки. В 12 исследованиях оценивали эффекты семинаров, практикумов и краткосрочных курсов; качество 11 исследований было низким, а еще в 1 отсутствовал валидированный инструмент оценки.

В 6 исследованиях изучали электронное обучение. Качество 5 из них было высоким или приемлемым; их результаты показали, что электронное обучение было таким же эффективным с точки зрения улучшения знаний, научных взглядов и навыков, как и традиционное преподавание. Результаты одного надежного исследования выявили, что проблемно-ориентированное обучение менее эффективно, по сравнению с обычным преподаванием. В 2 исследованиях высокого и среднего качества выявлена связь между многокомпонентными вмешательствами и улучшением знаний и научных взглядов. Ни в одном из исследований, включенных в обзор, не была выполнена оценка долгосрочных эффектов на преподавание ДМ.

Выводы. Наши результаты показали, что некоторые стратегии обучения ДМ обладают потенциалом для улучшения знаний, взглядов и навыков у студентов бакалавриата медицины, однако доказательная база не обнаруживает превосходства ни одного из методов. Доказательства, демонстрирующие перенос знаний в клиническую практику, отсутствуют.



Использование модели "Знания, процесс, практика" (ЗПП) при создании дизайна и разработке дистанционных курсов для непрерывного медицинского образования [Using the Knowledge, Process, Practice (KPP) model for driving the design and development of online postgraduate medical education]

Авторы: Tim Shaw, Stewart Barnet, Deborah McGregor, Jennifer Avery (University of Sydney, Australia)

Medical Teacher. - 2015. - Vol. 37, N 1. - P. 53-58. doi:10.3109/0142159X.2014.923563

Состояние проблемы. Дистанционное обучение - основной метод доставки знаний в программах непрерывного медицинского образования. Очень важно, чтобы эти программы имели цели обучения, связанные с образовательными моделями, оказывающими помощь при обучении. Использование процессов моделирования с подтвержденной эффективностью гарантирует достижение целей обучения, а также получение прочной основы для процесса обучения и оценки знаний.

Цель. Создание дизайна образовательной модели, позволяющей получить план разработки обоснованных образовательных программ для использования всеми, кто принимает участие в подготовке курсов дистанционного обучения.

Методика исследования. Мы описали разработку типовой образовательной модели, предназначенной для программ непрерывного медицинского образования. Модель "Знания, процесс, практика" [Knowledge, Process, Practice (KPP)] основана на общепризнанной теории обучения и практике дистанционного образования. В настоящей статье представлено пошаговое руководство по использованию данной модели для разработки программ, включающих надежное обучение и оценку.

Результаты. Модель использует трехэтапный подход - KPP, основанный на результатах обучения и обеспечении соответствующих оценочных действий. Она позволяет получить четкую (подробную) структуру программы для дистанционного или смешанного обучения, которая оправданна с точки зрения образования и обеспечивает различные точки оценки для специалистов здравоохранения.

Вывод. Модель KPP основана на наилучшем практическом образовательном дизайне и использует структуру, которую можно приспособить для различных программ дистанционного или последипломного медицинского образования с гибкими возможностями обучения.



Изменение объективности экзаменаторов в ходе двухдневного экзамена ОСКЭ (Examiners are most lenient at the start of a two-day OSCE)

Авторы: David Hope, Helen Cameron (The University of Edinburgh, UK)

Medical Teacher. - 2015. - Vol. 37, N 1. - P. 81-85. doi:10.3109/0142159X.2014.947934

Состояние проблемы. Объективные структурированные клинические экзамены (ОСКЭ) могут быть надежными и достоверными, но также могут являться источниками ошибок. По мере роста опыта экзаменаторы становятся более строгими, и результаты последних исследований позволяют предположить, что в клинических ситуациях экзаменаторы находятся под влиянием способностей учащихся, с которыми они имели дело в последнее время. При проведении ОСКЭ, в рамках которого экзаменаторы оценивают большое количество учащихся в течение короткого периода времени, это может приводить к необъективности и к тому, что оценка не будет отражать реальных способностей экзаменуемых.

Цели. Исследовать, меняется ли строгость экзаменаторов по мере истечения времени в ходе итогового ОСКЭ, и оценить практическое влияние подобной необъективности.

Методика исследования. Мы измеряли изменения в строгости экзаменаторов на 13 станциях ОСКЭ у 278 студентов 3-го года бакалавриата медицины в течение двух дней.

Результаты. Экзаменаторы были наиболее снисходительными в начале ОСКЭ в клинической секции (β = -0,14, p=0,018), но не в онлайн-секции, где оценки за студенческие ответы ставились машинным способом (β = -0,003, p=0,965).

Выводы. Изменения в оценках, вероятно, были обусловлены повышением строгости экзаменаторов с течением времени под влиянием таких факторов, как рост опыта и общение с увеличивающимся количеством успешных студентов. Обсуждается необходимость повышения качества подготовки и критического анализа стандартов при проведении ОСКЭ.



Дизайн и эффективность анимированного модуля, интегрирующего базовые и клинические данные о легочной механике, для обучения студентов-медиков (Design and Effectiveness of an Animated Module that Integrates Basic and Clinical Pulmonary Mechanics for Medical Students)

Авторы: Voranaddha Vacharathit, John H. Newman, Cathleen C. Pettepher (Vanderbilt University School of Medicine, Nashville, USA)

Medical Science Educator. - 2014. 10.1007/s40670-014-0063-9.

Анимированные модули, адаптированные для обучения студентов-медиков, а также контролируемые исследования по оценке таких модулей встречаются редко. Наша мультидисциплинарная команда разработала и создала анимированный модуль, обучающий основам функционального исследования легких, который сочетает базовые и клинические знания. Мы оценивали эффективность модуля на 163 студентах-медиках 1-го и 2-го года в стратифицированном рандомизированном контролируемом исследовании с равным представлением различных элементов модели обучения Колба в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа проходила тест, включающий вопросы, взятые из 2 независимых сборников (USMLEWorld и USMLERx), а также выполняла задание на интерпретацию результатов двух функциональных исследований легких до того, как им демонстрировался модуль; в то время как экспериментальной группе вначале демонстрировали модуль, и только потом она приступала к тесту.

Все студенты после просмотра модуля приняли участие в опросе, оценивающем степень удовлетворенности. Результаты теста в экспериментальной группе были на 10% выше (p<0,004 для студентов 1-го года обучения, p<0,006 для студентов 2-го года). Различий результатов среди разных элементов модели обучения Колба или предпочтений в обучении, высказываемых студентами, не выявлено, независимо от их года обучения или распределения в контрольную либо экспериментальную группу. Студенты высказали удовлетворенность или высокую степень удовлетворенности эстетическими характеристиками (82%), удобством для пользователя (83%), интеграцией мультидисциплинарных концепций (91%) и применимостью к реальным клиническим ситуациям (83%); 90% рекомендовали бы использование данного модуля, а 88% хотели бы использовать его в качестве помощи в обучении. Модуль достоверно улучшил результаты выполнения теста студентами.

Разработанный нами модуль, подход к его созданию и стратегию обучения можно использовать и в других учебных заведениях, чтобы проложить путь для начинаний, позволяющих преодолеть пропасть между клиническими и базовыми знаниями.

Ключевые слова: анимированный модуль, легочная механика, образование студентов-медиков, электронное образование, функциональные исследования легких

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»