Доктор Рэйчел Эллауэй. Школа медицины Северного Онтарио

Мед. образование и проф. развитие. 2014. № 4. С. 100-3.

Доктор Рейчел Эллауэй - бакалавр естественных наук, доктор философии, заместитель декана и адъюнкт-профессор образовательной информатики в Школе медицины Северного Онтарио, а также приглашенный профессор по информатике в образовании в Медицинской школе св. Георгия Лондонского университета. Ранее она работала менеджером электронного обучения в Колледже медицины и ветеринарии Эдинбургского университета, занималась разработкой электронного обучения, практическую и исследовательскую работу более 10 лет.

Р. Эллауэй является сопредседателем рабочей группы MedBiquitous Virtual patient, председателем Ассоциации медицинских факультетов рабочей группы канадских ресурсов в области информатики, она член правления международного журнала

"Medical Teacher". Доктор Рейчел Эллауэй посвятила свою карьеру улучшению медицинского образования. Ее исследования сосредоточены на использовании технологий, особенно обучающих платформ и мобильных технологий в медицинском образовании. Ее деятельность по развитию и применению профессиональноориентированных виртуальных образовательных сред была отмечена ежегодно присуждаемой королевской премией за заслуги в области высшего и последующего образования, первой такой премией, присужденной за работы в области образовательных технологий.

Почему вы выбрали карьеру в медицинском образовании?

- Не думаю, что был какой-то конкретный момент, когда я сделала этот выбор. Много лет назад я была назначена техническим редактором в "Медицинских иллюстрациях" при Университете Эдинбурга. Это развилось сначала в компьютерную графику, а затем в образовательную мультимедийную роль, впоследствие в образование и то, что мы стали называть электронным обучением. Моя роль стала все более и более академической, когда я получила степень доктора философии.

Вы предполагаете, что я никогда не думала о карьере в другой области, поскольку медицинское образование -это такое обширное и масштабное поле для работы. Спустя два десятилетия я все еще люблю эту работу, даже притом, что она изменилась и я изменилась с тех пор, как начинала.

Что вы считаете наиболее важным в планировке программы подготовки докторов медицины в Медицинской школе Северной Онтарио?

- Для начала хочу пояснить, что программа подготовки докторов медицины

Медицинской школы Северной Онтарио (Northern Ontario School of Medicine, NOSM) в большой степени уже использовалась к тому времени, когда я присоединился к коллективу школы в 2007 г., таким образом, мой ответ раскрывает скорее те ключевые принципы, которыми мы руководствуемся, нежели мой собственный специфический вклад.

Полагаю, что в нашей программе по подготовке докторов медицины присутствуют три основных фактора. - Во-первых, мы набираем студентов, отвечающих определенным требованиям.

Мы не проводим вступительное тестирование для поступления в медицинский колледж и не предъявляем каких-либо требований к общенаучной подготовке; мы ищем учащихся, которые ориентированы на работу в Северной Онтарио и в условиях севера в целом и хотят заниматься медициной, затем мы проводим отбор, используя многочисленные мини-интервью (ММИ).

Каждый год мы зачисляем около 3% абитуриентов, таким образом, у нас есть возможность проведения строгого отбора, направленного на реализацию нашей модели и наших целей.

Во-вторых, NOSM была учреждена для удовлетворения медицинских потребностей населения Северного Онтарио -

культурно и географически обособленных людей, обладающих в целом более слабым здоровьем и имеющих меньше возможностей для получения медицинского обслуживания, чем население южных областей провинции. Аргумент в пользу открытия школы на севере и для севера основан на исследовании, показывающем, что врачи, прошедшие подготовку в местностях с недостаточно хорошо развитой инфраструктурой, с большой вероятностью возвращаются в эти регионы и начинают практиковать там. Программа подготовки докторов медицины, как и школа, ориентирована на нужды и вовлечение общин коренных народов, она включает тщательную подготовку в различных общинах, расположенных на территории Северной Онтарио площадью 800 000 км2. В конце первого года обучения студенты проводят 1 месяц в Общине первых народов (First Nations), на втором году обучения они проходят две стажировки длительностью 1 месяц каждая в небольших общинах, на третьем году обучения студенты проходят 8-месячную практику в одной из 14 средних общин (наша Углубленная медицинская практика в общине). Такой опыт во многом определяет тот путь, проходя который наши студенты становятся врачами, и который делает их востребованными в различных резидентных программах Канады.

В-третьих, в NOSM используется комплексная образовательная программа, основанная на 5 темах, которые изучаются в течение всех 4 лет обучения. Программа разбита на модули и фазы, оценивают по темам на каждой стадии программы. Хотя все 5 тем сфокусированы на специфике Северной Онтарио, тема 1 "Здоровье сельского населения в условиях севера" является особым компонентом нашей программы и охватывает многие специфические особенной нашего региона, другие программы редко уделяют внимание подобным аспектам.

Какие изменения медицинского образования вы предвидите в следующие 5 лет?

- Я только что представила доклад по данной теме группе из Западного университета в Юго-Восточной Онтарио, поэтому эта тема для меня все еще очень актуальна. Я думаю, что существуют 3 уровня или 3 формы, которые нам необходимо выделить:

1. В настоящее время в системы медицинского образования уже проникли многочисленные изменения. Например, главным изменением является переход к медицинскому образованию, направленному на формирование профессиональной компетентности, который, будучи реализованным в полной мере, означает переход к ориентации на индивидуальный прогресс и дробление модели, ориентированной на класс или группу. Темпы внедрения цифровых технологий в последние годы замедлились, но, по мере того как применение технологий стало нормой, мы встали перед необходимостью изменения роли приобретения и применения знаний в медицине и в медицинском образовании.

2. Также поступило множество просьб о внесении изменений на концептуальном и политическом уровне, особенно после доклада, сделанного к 100-летней годовщине Флекснера несколько лет назад. Особо важное изменение состоит в возросшем внимании к социальным задачам медицинских школ, в частности к их связям с сообществами, которые они обслуживают, и к ответственности перед этими сообществами - этот аспект часто учитывается в концепции социальной ответственности. Также я полагаю, что мы становимся более осведомленными о возрастающем разнообразии контекстов медицинского обслуживания, преподавания и обучения, а также вовлекаемся в этот процесс; в результате мы начинаем исследовать роль контекстной компетентности в медицинском образовании.

3. Также необходимо учитывать изменения, происходящие за пределами сферы медицинского образования, например, глобализацию медицины и медицинского образования, изменение демографических и социальных сил в нашем обществе, а также экономические аспекты образования и здравоохранения. На самом деле существует огромное множество факторов, способных значительно изменить медицинское образование. Однако медицине и медицинскому образованию свойственна достаточно большая консервативность, и, следовательно, они стремятся противостоять оказываемому давлению и переменам. Перефразируя Хомского можно сказать, что, хотя учреждения могут продолжать существовать, базовые аспекты могут измениться в больше степени, чем мы ожидаем.

Студентам-медикам и врачам может быть трудно следить за всеми изменениями, происходящими в области медицины. К счастью, дистанционное обучение позволяет сразу представлять данные новых исследований.

При этом оно также позволяет проверить информацию и даже удалить ее. Какие изменения, по вашему мнению, необходимо внести, чтобы сделать дистанционное обучение более значимым в медицинском сообществе?

- Прежде всего я хочу сказать, что мне не нравится термин "дистанционное обучение". Он смешивает и объединяет множество видов деятельности, которые, на мой взгляд, довольно сильно отличаются. Термин "дистанционное обучение", если мы будем считать, что использование технологий делает положение вещей другим (в чем я вовсе не уверена), должен относиться к тому, что делают обучающиеся. Однако под дистанционным обучением чаще подразумевается то, что делают преподаватели, следовательно, более правильно называть этот процесс дистанционным преподаванием.

В конечном итоге происходит обучение людей, единственное отличие состоит в способе, которым они пользуются для получения знаний. Более точно было бы использовать термины "технологически предоставляемое обучение" или "технологически усовершенствованное обучение" (ТУО).

ТУО уже имеет чрезвычайное значение для медицинского сообщества, что отражается, например, в произошедшем в течение нескольких последних десятилетий смещении основной цели медицинского образования от приобретения знаний к их применению. Ранее я говорила, что цифровые технологии полезнее рассматривать, как когнитивные протезы (продолжение нашего интеллекта), а не как инструменты, которые от нас отделены. Роль ТУО как когнитивного протеза проста; какое наилучшее применение мы можем найти различным средствам, и каким образом они помогают нам стать лучшими практиками? Чтобы ответить на эти вопросы, практикующим врачам необходимы более высокие уровни информационной грамотности. Я думаю, что это основная задача. Чтобы находить решение проблем по мере их возникновения, текучесть информации, ее предоставление и использование (либо злоупотребление ею) следует рассматривать скорее с позиций медицины, нежели полагаясь на мнение других людей, которые не обязательно сведущи в данном вопросе.

В своей работе "Предоставленные самим себе: студенты медицинских образовательных учреждений используют мобильные технологии" вы обнаружили, что использование мобильных устройств в образовательных целях зависит от обучающегося, от типа устройства и/или от преподавателя. Какие изменения, по вашему мнению, необходимы, чтобы студентам было удобнее использовать свои мобильные устройства в качестве образовательного ресурса?

- Я бы хотела видеть более продуманное использование мобильных технологий в медицине и медицинском образовании руководителями медицинских практик.

Наше исследование показало, что студенты, чьи руководители использовали мобильные технологии, демонстрировали лучшие результаты, чем студенты, наставники которых этого не делали. Нельзя сказать, что мобильная технология хороша сама по себе, студенты должны понять, когда устройство следует отложить и когда его можно использовать, а мы должны оценить их способность действовать с использованием мобильного устройства (в качестве когнитивного протеза) и без него. Это явно применяется в нашей действующей модели проведения экзаменов, которая запрещает любой доступ к мобильным технологиям.

Возможности технологий также являются важным предметом рассмотрения.

Размер и практичность устройства, доступность определенных инструментов и общая стоимость владения устройством - это определяющие аспекты, если вы используете ту же технологию, что и ваши коллеги, это действительно помогает достичь лучших результатов; возможность делиться идеями и совместно обучаться - это настоящий образовательный инструмент.

Я также думаю, что нам не следует недооценивать значение распространения интереса к мобильным технологиям и уместность их использования. В настоящее время не все студенты-медики уверенно и компетентно используют мобильные технологии, многие считают, что легко могут стать слишком зависимыми от своих устройств. Осознанное использование мобильных технологий врачами должно быть более важным и продуманным, чем поиски самых новых и самых продвинутых технологий, которые можно использовать.

Мы также должны осознавать, что данная область быстро развивается и что современные технологии быстро превратятся в устаревшие пережитки прошлого. Например, Эрик Топол (Eric Topol) с соавторами изучают использование мобильных технологий для сбора и записи информации о пациенте, между тем другие авторы быстро разрабатывают технологию, позволяющую пациентам использовать мобильные устройства для обеспечения режимов медицинского контроля. Особо следует упомянуть конкурс Qualcomm Tricorder X PRIZE (www.qualcommtricorderxprize.org), который позволяет надеяться, что в будущем мобильные устройства станут одним из основных инструментов, используемых врачами.

Цитируя Миранду из "Бури" можно воскликнуть: "О дивный новый мир, где обитают такие люди!"

Источник: http://blog.osmosis.org/2014/07/leadersinmedical-education-dr-rachel-ellaway.html

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»