AMEE-2014 "Мастерство в образовании - преподаватель XXI века": почему необходимо принимать участие в работе международных конференций

Резюме

Участие в работе конференций ассоциации по медицинскому образованию в Европе - важный компонент непрерывного профессионального развития преподавателей медицинских образовательных организаций, который открывает дополнительные возможности для повышения качества подготовки медицинских кадров.

Ключевые слова:ассоциация по медицинскому образованию в Европе, конференция, непрерывное профессиональное развитие преподавателей

Мед. образование и проф. развитие. 2014. № 4. С. 86-90.

Ежегодная конференция Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (Association for Medical Education in Europe - AMEE) в 2014 г. проходила в Милане (Италия) с 30 августа по 3 сентября. Это было грандиозное мероприятие с количеством участников около 3600 человек из 93 стран. Официальная программа конференции включала 3 пленарных заседания для всех участников и 8 параллельных сессий, причем в каждой из них было по 36 отдельных секционных заседаний. Таким образом, исключая платные курсы обучения и мастер-классы, всего было проведено 288 тематических мероприятий с количеством докладов более 1700.

Конференция АМЕЕ-2014 была ориентирована прежде всего на первичное звено медицинского образования. В соответствии с информацией, представленной на открытии, среди зарегистрированных участников было 288 деканов и заместителей деканов факультетов, 552 руководителя отделов и кафедр, 288 студентов и около 2500 преподавателей доклинических и клинических дисциплин, врачей, административных и научных работников образовательных организаций и соискателей ученых степеней в области медицинского образования.

Название конференции "Мастерство в образовании - преподаватель XXI века" было выбрано не случайно. Посещение конференции, изучение ее материалов помогают увидеть эту сложную и многогранную модель преподавателя XXI в., обладающего широчайшим спектром компетенций от проектирования и внедрения электронного обучения до разработки валидных методов оценки обучающихся на рабочем месте. Эпиграф "Вдохновляй- и будь вдохновленным" отражает общий эмоциональный настрой участников и организаторов конференций АМЕЕ.

Общение с иностранными коллегами помогает понять, что эффективность новых образовательных технологий значительно зависит от личности преподавателя. Вдохновлять студентов к изучению медицины может только человек, увлеченный своей деятельностью. Такие преподаватели получают высокие результаты даже при использовании тех технологий, эффективность которых не была продемонстрирована в исследованиях, основанных на доказательствах. Участие в работе конференций АМЕЕ рассматривается как важный компонент профессионального и личностного роста специалистов медицинского образования и является значительным мотивирующим фактором для повышения эффективности их деятельности.

Первое пленарное заседание

После приветственных слов президента ассоциации Труди Робертс (Trudie Roberts) открыл конференцию генеральный секретарь AMEE Рональд Харден (Ronald Harden) - легендарная личность, выдающийся английский ученый, разработчик объективного структурированного клинического экзамена, автор всемирно известных книг о медицинском образовании, в том числе "Практическое руководство для преподавателя медицины" ("A Practical Guide for medical teacher").

На первом пленарном заседании, объединенном с открытием конференции, были представлены 2 доклада. Первым выступил Ричард Хортон (Richard Horton).

Свой доклад он начал с обзора статьи из журнала "Ланцет" ("Lancet"), опубликованной в августе 2014 г., о кризисе отношений между пациентами и врачами в Китае.

Эта статья начинается с предложения: "Со временем произошли серьезные изменения восприятия роли врачей пациентами: от бога, императора и отца к соседу и другу, к купцу, а в умах некоторых пациентов даже к жадному лжецу". Обращалось внимание, что на данном этапе в Китае предприняты глобальные реформы по оптимизации здравоохранения, но медицинские образовательные организации не могут обеспечить быстро развивающуюся систему квалифицированными медицинскими кадрами. По мнению Ричарда Хортона, медицинское образование должно быть ориентировано на потребности общества и пациентов, причем не только на текущие, но и на потребности будущего. Одна из основных идей первого пленарного доклада была следующей: "Каким будет врач завтра, зависит от того, какое медицинское образование есть сегодня". Со вторым докладом "Информационные технологии и медицинское образование: от любви до ненависти и обратно" выступил Лоренс Шерман (Lawrence Sherman).

Он представил свой доклад в нетрадиционном формате, используя элементы интерактивности. Его сообщение было посвящено неоднозначной роли современных технологий в медицинском образовании, которые, с одной стороны, открывают дополнительные возможности для обеспечения обучающихся необходимой информацией, но, с другой стороны, при их нерациональном использовании не только не повышают, но даже снижают эффективность обучения.

Формы организации мероприятий конференции

Кроме пленарных заседаний мероприятия АМЕЕ-2014 проводились в форме симпозиумов, секций коротких сообщений, секций для представления результатов диссертационных работ и научных исследований, постерных сессий, сессий электронных постеров, рабочих групп и встреч с экспертами. Наиболее востребованными среди участников конференции были рабочие группы. Продолжительность заседания рабочей группы составляла около 1,5 ч, количество участников не превышало 25, так как формировались 3 группы по 7-9 человек.

В первой половине заседания организаторы представляли теоретический обзор заявленной темы, затем участники получали раздаточный материал и задания для практической работы. Именно групповое обсуждение с целью решения задания позволяло понять детали теоретического материала, сформулировать и задать вопросы, а также услышать мнение не только организаторов, но и всех присутствующих.

В 2014 г. внедрена новая форма организации секции научных докладов по типу "перевернутого класса" (Flipped Classroom Research Paper session). Презентации докладов этой секции размещались для просмотра онлайн за несколько дней до проведения мероприятия. Во время заседания вместо традиционного 15-минутного сообщения автор за 2 мин представлял основное содержание работы, а остальные 13 мин отводились для дискуссии среди заинтересованных лиц, которые ознакомились предварительно с онлайн-материалами и пришли на заседание с целью задать вопросы и принять участие в обсуждении.

Содержание программы конференции

Спектр представленных на конференции АМЕЕ-2014 вопросов для обсуждения был так широк, что мог удовлетворить потребности любого специалиста в области медицинского образования. Проблема была одна - хотелось посетить больше мероприятий, чем было возможно, учитывая значительное количество параллельных секций.

Основные темы программы конференции

- Электронное обучение.

- Симуляционное обучение.

- Объективный структурированный клинический экзамен.

- Командное обучение.

- "Перевернутый класс".

- Аттестация студентов: технологии, методы и средства оценивания.

- Обучение, основанное на результатах.

- Клиническое обучение.

- Непрерывное медицинское обучение.

- Разработка и оценка учебных программ.

- Межпрофессиональное обучение. - Программы поддержки студентов.

- Профессиональное развитие преподавателей.

Менее популярные тематические направления, но также представленные докладами на нескольких заседаниях:

- Критерии отбора абитуриентов в медицинские образовательные организации.

- Теории учения и обучения.

- Формы, методы и средства обучения.

- Проблемное обучение.

- Развитие коммуникативных навыков, лидерство.

- Профессионализм, этика, эмпатия, рефлексия.

- Портфолио.

- Построение компетентностных моделей.

- Медицинское образование в соответствии с потребностями общества, безопасность пациентов.

- Пациент и врач как субъекты медицинского образования.

- Медицинское образование, основанное на доказательствах.

- Изменение дизайна образовательного пространства (проектирование зданий и помещений).

- Аккредитация медицинских образовательных организаций.

- Управление системой образования, включая менеджмент качества.

- Получение ученой степени в области медицинского образования и оптимизация научных исследований.

Специалисты медицинского образования со всего мира с большим энтузиазмом делились как новыми авторскими методиками, так и опытом внедрения известных технологий обучения. При этом докладчики не боялись представлять отрицательный опыт и рассказывать об ошибках. Обсуждение происходило не только в рабочее время на программных мероприятиях, но и продолжалось в неофициальном формате после завершения заседаний, во всех перерывах, на выставках и экскурсиях.

От Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко был подготовлен постерный доклад "Video concept maps". Он посвящен технологии создания и использования видеоконцептуальных карт для оптимизации лекционного материала в онлайн-курсах.

Доклад был отнесен к секции "Лекции", в которой всего было 13 докладов. Автору каждого постерного доклада предоставлялось 2-3 мин для изложения основных результатов своего исследования, затем следовали вопросы и дискуссия. Организовывал обсуждение докладов данной секции модератор - американский профессор Frazier Stevenson, который известен эффективным внедрением интерактивных лекционных занятий.

Задачи участников конференции

Основная цель для организаторов и участников конференций АМЕЕ - повышение качества медицинского образования. Представители различных стран мира, принимая активное участие в работе ежегодных конференций, решают следующие задачи:

- Ознакомиться с лучшими технологиями, методами и средствами в медицинском образовании, получив информацию от специалистов, которые непосредственно занимаются их внедрением в практику.

- Узнать о новых направлениях и тенденциях теории медицинского образования, что особенно важно для планирования научных исследований. - Поделиться личным опытом практической деятельности и результатами научных исследований, получить обратную связь в виде вопросов и обсуждения.

- Стать участником неформального общения со специалистами медицинского образования из различных стран мира, в том числе чтобы найти ответы на вопросы, которые не обсуждаются в официальном формате.

- После обобщения полученной информации и анализа своих слабых и сильных сторон определить возможные пути повышения качества медицинского образования на уровне деятельности отдельного преподавателя, кафедры, факультета или всей образовательной организации.

Внедрение новых технологий обучения, анализ полученных результатов и представление их на последующих конференциях служит важным мотивирующим фактором для непрерывного развития специалистов в области медицинского образования.

Следующую конференцию АМЕЕ планируют провести в Глазго (Великобритания) в сентябре 2015 г. Заявлены следующие основные темы для обсуждения:

- Медицинское образование в контексте ограниченных ресурсов.

- Межпрофессиональное обучение.

- Качество медицинского образования (от минимальных стандартов до мастерства).

- Профессионализм.

- Профессиональное развитие преподавателей.

- Непрерывное медицинское образование.

- Современные информационные технологии как основа повышения качества образования.

Последняя дата подачи тезисов докладов 15 февраля 2015 г.

Заключение

Медицинское образование в международном масштабе - это не педагогика и не медицина, а их органичное слияние, которое формирует новую науку. Возможность защиты диссертаций в области медицинского образования, выполнение научных исследований, в том числе основанных на доказательствах, безусловно, способствует развитию этого научного направления.

После посещения конференции сформировалось мнение, что в России только специалисты симуляционного обучения достигли определенного уровня, необходимого для полноценного общения с коллегами из стран, лидирующих в разработке и внедрении новых педагогических технологий в медицинском образовании. Активное участие в работе конференций АМЕЕ, изучение материалов, общение с иностранными коллегами открывают дополнительные возможности для оптимизации образовательного процесса и, следовательно, для повышения качества подготовки медицинских кадров.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»