Система внедрения и реализации элективного курса по психодерматологии в медицинском вузе

Резюме

Для повышения эффективности обучения на кафедре кожных и венерических болезней им. В.А. Рахманова лечебного факультета ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" было проведено анкетирование студентов старших курсов, целью которого стали внедрение и реализация элективного курса по психодерматологии с оценкой его эффективности слушателями. В анкетировании приняли участие 45 слушателей в возрасте от 19 до 27 лет (средний возраст 23,66±1,51 года). Большинство слушателей признавали актуальность и необходимость создания данного курса. В результате на основе полученных данных был подготовлен и внедрен элективный курс с акцентом на самостоятельное обучение и совместную деятельность обучающихся с преподавателями.

Ключевые слова:элективный курс, психодерматология, непрерывное медицинское образование

Мед. образование и проф. развитие. 2014. № 4. С. 59-68.

Особенность современной клинической медицины в целом и дерматовенерологии в частности - постоянно ускоряющееся накопление новой информации.

В первую очередь это касается современной диагностики и терапии заболеваний, внедрения новых лабораторных методик, фармакологических и физиотерапевтических средств. Для того чтобы будущий специалист имел представление о современных тенденциях в медицине, требуется высокий уровень его подготовки, который складывается из базового обучения и дополнительного (по выбору студента - так называемых элективных курсов) [7, 9].

Особенно актуальны в современной медицине разделы науки, выступающие на стыке двух специальностей. В частности новое направление - психодерматология.

Сложности диагностики психопатологии, ассоциированной с заболеваниями кожи, требуют введения психодерматологического подхода [11]. Эпидемиологические данные отечественных и зарубежных исследований показывают высокую распространенность психических расстройств коморбидных дерматозов, которые отличаются полиморфизмом клинических проявлений и наблюдаются у 1/3 пациентов дерматологических клиник [2, 8].

В настоящее время признан тот факт, что непрерывное образование у взрослых является фактором поддержки социальной грамотности и компетентности [6]. Основные задачи современной системы непрерывного медицинского образования - постоянное обновление и обогащение интеллектуального потенциала, а также повышение компетентности медицинских работников [5]. Непрерывное медицинское образование - это различная деятельность, направленная на поддержку, развитие или повышение компетентности, приобретение новых знаний и навыков, а также совершенствование профессиональной деятельности, которые могут помочь врачу при оказании медицинской помощи больным, обществу, а также при помощи коллегам [1, 3]. Нельзя забывать, что в основе принципов обучения взрослых лежит андрагогика [10].

Андрагогика (от греч. andros - взрослый человек, мужчина; agogejn - вести) - один из разделов теории обучения, который описывает закономерности освоения знаний, умений и навыков взрослым человеком в учебной деятельности, а также особенности ее руководства со стороны педагога. Данный термин был введен еще в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. С.И. Змеев определил андрагогику как науку об обучении взрослых, новую отрасль знаний и наук об образовании, которая обосновывает деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения [4].

Принципы андрагогики, используемые в процессе обучения включают:

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Данный принцип обеспечивает взрослому человеку возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. В начале процесса обучения выявляются познавательные и производственные потребности обучающихся, которые определяют с обучающимся с помощью интервью или групповых обсуждений. Необходимо выяснить 4 точки зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся производственными связями).

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую ра- боту обучающихся. Важно, чтобы внимание уделялось и индивидуальной работе - подготовке рефератов, кейсов (case-study), методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до некоего стандарта. Индивидуальная работа заключается также в диалоге обучающегося и преподавателя (с применением навыков аналитика, когнитолога), направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на сокрытие собственных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и прочее, т.е. воспитательные мероприятия.

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются деятельностью обучающегося, наличия свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода лежат оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование и тестирование позволяют построить социальнопсихологический портрет обучающегося.

6. Принцип элективности обучения предполагает предоставлять обучающемуся свободу выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценки результатов обучения.

7. Принцип рефлективности основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков производственной деятельности. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.

9. Принцип системности обучения заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами - системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, развитие способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.

Особенность современной клинической медицины - постоянно ускоряющееся накопление новой информации. В первую очередь это касается современной диагностики и терапии заболеваний, внедрения новых лабораторных методик, фармакологических и физиотерапевтических средств.

Для того чтобы будущий специалист имел представление о современных тенденциях в медицине, требуется высокий уровень его подготовки, который складывается из базового обучения и дополнительного (по выбору студента - так называемых элективных курсов). Однако для внедрения нового элективного курса нужно провести подготовительный этап, который позволил бы определить заинтересованность и необходимые условия для более эффективной подготовки студентов старших курсов.

Цель данного исследования - внедрение и реализация элективного курса по психодерматологии.

Материал и методы

Для повышения эффективности обучения психодерматологии на кафедре кожных и венерических болезней им. В.А. Рахманова лечебного факультета ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" Минздрава России было проведено анкетирование студентов старших курсов, которое помогло выявить заинтересованность обучающихся в новом элективном курсе (психодерматология), и на основе этого мнения составить программу курса с тем, чтобы после его проведения можно было бы сравнить результаты анкетирования. Ответы обучающихся комментировались преподавателем таким образом, что они могли узнать свои сильные и слабые стороны. Ранее подобные курсы по психодерматологии на кафедре не проводились, поэтому на первом этапе была составлена анкета для слушателей для уточнения, интересна ли эта тема широкому кругу обучающихся, каков их взгляд на эту проблему, насколько ясна им терминология, существует ли потребность в получении новых знаний для их последующего использования в практике, т.е. активизировался опыт предшествующей подготовки и выявлялась готовность студентов к подобному элективу, а также актуальность создания подобного курса.

В опросе приняло участие большое количество студентов, они не только формально отвечали на тестовые вопросы, но и, проявив личный интерес, дописывали в графы для индивидуальных ответов собственные комментарии и предложения по курсу. Было решено построить курс, основанный на андрагогических принципах.

На следующем этапе - этапе планирования процесса обучения - были определены цели и задачи, а также содержание курса в соответствии с результатами диагностического опроса. Кроме того, преподаватель до проведения электива спрашивал у заинтересованных студентов, какие темы дополнительно к программе обучения было бы интересно им изучать на элективе, а какие - самостоятельно. Этап планирования процесса обучения проводился совместно со студентами, что повышает мотивацию студентов в участии в элективе и усвоении новой для них информации. На этапе планирования также проводилась разработка критериев оценки для итогового опроса или тестирования. Следующий этап - создание условий для проведения электива, в том числе доброжелательная психологическая атмосфера, способствующая открытому высказыванию мнений участников в виде совместной дискуссии между преподавателем и студентами. На четвертом этапе - этапе реализации процесса обучения психодерматологии, с учетом заинтересован- ности студентов различных курсов, регулярно посещающих заседания студенческого научного кружка кафедры - было проведено заседание, посвященное психодерматологии. Заинтересованные студенты под руководством куратора выполняли творческие научно-исследовательские проекты, представленные в доступной форме в виде презентаций с последующей дискуссией в кругу экспертов-специалистов и с обратной реакцией самих обучающихся, что вызвало живой интерес у студентов.

На пятом этапе оценивания процесса и результатов в качестве контроля усвоения знаний по курсу психодерматологии запланированы итоговое тестирование или устное собеседование на усмотрение обучающегося, по результатам которых выставляется зачет. Кроме того, предварительно до начала элективного курса студенты имеют возможность ознакомиться с презентациями, получив ссылку-ключ на электронный ресурс. Во время электива слайды комментирует преподаватель, а также представляет не вошедшие в текстовые слайды презентации собственные клинические наблюдения. На шестом этапе коррекции процесса обучения реализатор программы просит оставить отзывы об элективе, анкетах - в устной или письменной форме, в зависимости от реакции аудитории вносятся изменения в проведение этого курса.

Учебно-тематический план разработан согласно требованиям к содержанию и уровню подготовки, а также самостоятельной работы врача по специальности"лечебное дело". Цели курса "Основы психодерматологии" - подготовить специалиста, обладающего комплексом знаний, навыков и умений, к организации и проведению диагностики и лечения психосоматических расстройств, а также развить личностные и профессиональные качества, способствующие этой деятельности.

Основные задачи изучения дисциплины:

- обучение будущего специалиста ставить и решать практические задачи по проведению диагностики, оценки психосоматических расстройств, используя теоритические и практические концепции патогенеза и клиникодинамические закономерности формирования психических расстройств в дерматовенерологии;

- овладение основными методами и технологиями взаимодействия с больным, страдающим психосоматическими заболеваниями;

- развитие эмпатийного отношения к данному контингенту больных, находящихся в сложной, психотравмирующей для них ситуации и совершенствование профессионально-личностных качеств врача;

- формирование у слушателей психологической готовности к работе с данным контингентом больных и использование навыков и умений, полученных на занятиях, в будущей практической деятельности.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по дисциплине "Основы психодерматологии"

В результате изучения данной дисциплины студент должен иметь представ-ление:

- о технологиях работы с больными психосоматическими заболеваниями;

- об особенностях формирования и клинической картины психических расстройств, их выявлении и оценке степени тяжести; - об особенностях оценки психических расстройств в условиях дерматологической клиники.

Знать:

- клиническую структуру и динамику психических расстройств;

- клинические предикторы и факторы формирования психических нарушений у больных кожными заболеваниями;

- основные приемы и методы, используемые при работе с данным контингентом больных;

- коморбидную патологию, способы ее выявления;

- основные патологические состояния у данного контингента и варианты ее оценки.

Овладеть:

- навыками и умениями организации и оценки психических расстройств у больных кожными заболеваниями;

- основными методами и методиками оценки психического статуса, сопоставления тяжести психических расстройств с возможностью прогнозировать риск общественно опасных действий.

Уметь:

- применять требования профессиональной этики при работе с данным контингентом больных;

- использовать полученные знания, навыки и умения в практической и исследовательской деятельности.

Элективный курс "Основы психодерматологии" рассчитан на 8 учебных часов.

Разработан учебно-тематический план курса. Разделы учебной программы распределены по различным видам учебных занятий. Предлагается на лекционные занятия отвести 8 ч.

В содержании дисциплины выделяется 13 тем (см. таблицу). Достижение слушателями требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путем проведения лекций.

На лекциях рекомендуется излагать основные систематизированные понятия по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее острых и ключевых проблемах этиологии и факторах формирования психических расстройств, патогенезе и клинике психических расстройств в дерматовенерологии, предикторах агрессивных тенденций при данных расстройствах, указывать направления подробного и детального их дальнейшего изучения. Информативная часть лекции состоит в изложении слушателям учебного материала ознакомительного, обзорного и констатирующего характера. Цель проблемного изложения учебного материала - обеспечить возможность творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности и предполагать сосредоточение усилий слушателей на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературы. Лекционные занятия должны сопровождаться иллюстративными материалами за счет использования традиционных (схемы, плакаты) и современных (кино-, видео-, аудио-) методических средств. Продолжительность изучения каждого модуля - 1 академический час лекций. Занятия проводятся в аудитории.

В анкетировании приняли участие 45 слушателей (41 женщина, 3 мужчин, одна анонимная анкета) в возрасте от 19 до 27 лет (средний возраст 23,66±1,51 года).

Результаты

На вопрос, актуальна ли психодерматология в России, 29 (64,4%) опрошенных ответили положительно. Среди специалистов, на приеме которых наиболее часто бывают пациенты с психодерматологическими проблемами, были названы дерматовенерологи, терапевты, психотерапевты (рис. 1). 37 (82,2%) слушателей высказали мнение, что знания по психодерматологии им необходимы, из них 36 (80,0%) заинтересованы в элективном курсе по психодерматологии. Кроме того, 18 (40,0%) человек из числа опрошенных сталкивались с трудными пациентами в условиях стационара клиники кожных и венерических болезней, где им понадобились знания психодерматологии. 23 (51,1%) слушателя предложили возможные темы для элективного курса: диагностика психических расстройств, особенности взаимодействия с больными, страдающими психосоматическим заболеванием, принципы лечения психических расстройств. Слушатели затруднялись с ответом о возможности лечение больных психическими расстройствами в условиях дерматологической клиники. Самым распространенным заболеванием в психодерматологии 27 (60,0%) студентов назвали невротические экскориации (рис. 2). 37 (82,2%) слушателей в качестве причин развития психических расстройств в дерматологии рассматривали влияние кожного заболевания на психоэмоциональное состояние больного. По мнению 37 (82,2%) опрошенных, наиболее часто в дерматологии встречаются тревожнодепрессивные расстройства.

В целом признание актуальности психодерматологической проблематики в обучающих программах признавалась преобладающим количеством слушателей изначально. Между тем представление о структуре и преобладающих тематических акцентах в рамках подразумеваемого элективного курса имело свои особенности: большинство слушателей назвали диагностику психических расстройств в дерматовенерологии актуальной, подразумевая важность обучения.

Интересные данные показали мнения о причинах формирования психодерматологических расстройств. Так, 12 (26,7%) человек ответили, что органические поражения, включая нейроэндокринные нарушения, стали основными причинами формирования психических расстройств;

13 (28,9%) - что психические заболевания;

37 (82,2%) - влияние кожного заболевания на психоэмоциональное состояние больного.

Примечательными оказались и результаты анализа соответствия знаний основ- ных понятий и категорий проблематики психодерматологии современному научному уровню знаний в этой области. Те же тенденции обнаружились и при знакомстве с мнением о причинах формирования психических расстройств.

Заключение

Таким образом, разработанный учебнотематический план "Основы психодерматологии" позволит углубить и расширить спектр знаний, навыков и умений организации и проведения диагностики и лечения психосоматических расстройств у обучающихся будущих врачей.

Элективный курс, посвященный находящейся на стыке двух специальностей психодерматологии, рассматривает не только общие теоретические вопросы, необходимые для понимания предмета, но и ключевые моменты в диагностике и терапии заболеваний, что является неотъемлемым аспектом в обучении для потенциального практикующего врача. Сжатые сроки цикла обеспечат легкую интеграцию в учебном плане на кафедре кожных и венерических болезней им. В.А. Рахманова лечебного факультета ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова", при этом позволят охватить большой информационный объем, раскрывающий как общие вопросы психодерматологии, истории и классификации расстройств, так и частные вопросы, диагностические критерии и принципы лечения лиц с психодерматологическими заболеваниями.

Учебно-тематический план "Основы психодерматологии", рассчитанный на целевую аудиторию студентов старшего курса, обучающихся по специальности "лечебное дело", составлен с учетом андрагогических принципов, учитывающих особенности обучения взрослой сформировавшейся личности, в том числе протекание психических процессов данной категории обучающихся. Андрагогическое изменение подхода к теоретическим знаниям позволяет органично проработать проблему, ставшую классическим представителем междисциплинарного раздела.

Подготовка и повышение квалификации уже готовых специалистов в рамках данной дисциплины проходит с уклоном на самостоятельное обучение, включает в себя совместную деятельность обучающихся с преподавателями, опирающимися на эмпирические знания вовлеченных в диалог как лекторов, так и членов аудитории, направленный на коррекцию имеющегося и, возможно, устаревшего личностного опыта и консервативного подхода.

Литература

1. Борщева Н.Л., Иванов А.И., Иванова Д.А. Основы формирования системы непрерывного профессионального медицинского образования в России // Фармация. - 2014. - № 1. - С. 50-54.

2. Дороженок И. Психодерматологические расстройства в отсутствие кожного заболевания // Эстетическая медицина. - 2012. - № 1. - С. 75-82.

3. Дэйвис Н., Дэйвис Д., Блох Р. Руководство AMЕЕ № 35: Непрерывное медицинское образование // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 3. - С. 16-43.

4. Змеев С.И., Соколова А.С. Андрагогические основы организации обучения в высшей школе. Теория и практике. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2011. - 228 с.

5. Логвинова О.В. Пути организации непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в лечебно-профилактических учреждениях // Главная медицинская сестра. - 2009. - № 3. - С. 23-31.

6. Eulert J. Continuous medical education is not only a duty but also a right to claim // Int. Orthop. - 2014. - Vol. 38(3). - P. 467-468.

7. Galal S.M., Patel R.A., Thai H.K. et al. Impact of an elective course on pharmacy students' attitudes, beliefs, and competency regarding Medicare Part D // Am. J. Pharm. Educ. - 2012 Jun 18. - Vol. 76(5). - P. 91.

8. Gupta M.A., Gupta A.K. Current concepts in psychodermatology // Curr. Psychiatry Rep. - 2014 Jun. - Vol. 16(6). - P. 449.

9. Higbea A. A medical outreach elective course // Am. J. Pharm. Educ. - 2013 Nov 12. - Vol. 77(9). - P. 201.

10. Jafarey N.A. Andragogy [corrected] how adults learn // J. Pak. Med. Assoc. - 2005. - Vol. 55(3). - P. 114-116.

11. Leon A., Levin E.C., Koo J.Y. Psychodermatology: an overview // Semin. Cutan. Med. Surg. - 2013. - Vol. 32(2). - P. 64-67.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»