Рефераты

Специфичность процедур при обучении с использованием лапараскопического симулятора: протокол рандомизированного исследования образовательного преимущества (Procedural specificity in laparoscopic simulator training: protocol for a randomised educational superiority trial)

Авторы: Flemming Bjerrum1, Jette Led Sorensen1, Lars Konge2, Jane Lindschou3, Susanne Rosthøj4, Bent Ottesen1, Jeanett Strandbygaard1 (1 Department of Obstetrics and Gynecology, The Juliane Marie Centre for Children, Women and Reproduction, Rigshospitalet, University of Copenhagen; 2 Centre for Clinical Education, Simulationscenter Rigshospitalet, Capital Region of Denmark, Copenhagen; 3 Copenhagen Trial Unit, Centre for Clinical Intervention Research, Rigshospitalet, University of Copenhagen; 4 Section of Biostatistics, Institute of Public Health, University of Copenhagen, Copenhagen, Denmark) BMC Medical Education 2014, 14:215. doi:10.1186/1472-6920-14-215.

Состояние проблемы. Использование структурированной учебной программы для обучения минимально инвазивной хирургии становится все более популярным. Однако, во многих программах обучения лапароскопии по-прежнему используется обучение базовым навыкам и отдельным задачам, несмотря на растущее количество данных в поддержку применения моделей обучения с более высоким функциональным сходством, таких как модули, включающие всю процедуру. В отличие от обучения основным навыкам, обучение процедурам включает когнитивные навыки, такие как элементы планирования, сочетание движений и профилактика нежелательных явлений. Целью данного исследования является изучение специфичности обучения процедурам при обучении с использованием лапараскопического симулятора.

Методы/план. Рандомизированное одноцентровое исследование образовательного преимущества. Участники - 96 студентов-медиков, не знакомых с хирургическими процедурами и без навыков лапароскопии. Исследование начинается с выполнения участниками ряда задач по базовым навыкам до достижения определенного уровня мастерства на лапараскопическом симуляторе в виртуальной реальности. После достижения компетентности участники рандомизируются либо в группу, которая отрабатывает 2 процедуры (аппендэктомию с последующей сальпингэктомией), либо в контрольную группу, которая отрабатывает только 1 процедуру (сальпингэктомию) на симуляторе. Использовалась централизованная рандомизация 1:1, и участники стратифицировались по полу и по времени, требуемому для завершения этапа базовых навыков. Сбор данных осуществлялся в центре хирургических навыков.

Первичным результатом было количество повторов, требуемое для достижения предварительно заданного уровня мастерства на модуле сальпингэктомии. Вторичным результатом было общее время обучения для достижения компетентности. Также исследовались улучшение моторных навыков и влияние на когнитивную нагрузку.

Обсуждение Результаты данного исследования могут предоставить новые данные о том, как техническая часть программы хирургического обучения должна строиться в будущем.

Изучение специфичности практики при обучении процедурам на симуляторах имеет огромное значение для разработки более полных хирургических обучающих программ.

Регистрация исследования. ClinicalTrials.gov: NCT02069951

Ключевые слова: лапароскопия, специфичность, обучение процедурам, моделирование, обучение с использованием виртуальной реальности



Виртуальные пациенты: влияние дизайна клинического случая и командной работы на восприятие и знания у студентов: пилотное исследование (Virtual patients: the influence of case design and teamwork on students’ perception and knowledge: a pilot study)

Авторы: Frederik Jäger1, 2, Martin Riemer1, Martin Abendroth2, Susanne Sehner3, Sigrid Harendza2 (1 Department of Computational Neuroscience, University Hospital Hamburg-Eppendorf; 2 Department of Internal Medicine, University Hospital Hamburg-Eppendorf; 3 Institute for Biometrics and Epidemiology, University Hospital Hamburg-Eppendorf, Hamburg, Germany) BMC Medical Education 2014, 14:137. doi:10.1186/1472-6920-14-137.

Состояние проблемы. Клинические случаи виртуальных пациентов (ВП) являются эффективным методом обучения, хотя о том, как разрабатывать и применять их с максимальной эффективностью, известно немного. Целью данного исследования было изучение влияние разработки клинического случая и командной работы на исходы обучения у студентов.

Методы. 146 студентов-медиков преддипломного образования участвовали в обязательном учебном курсе по медицинской информатике, включающем 5 семинаров. В конце каждого семинара, они работали над случаем одного ВП либо в группах по двое, либо индивидуально. Каждый студент до и после своей работы заполнял на опросник, а также лист отзывов. Дополнительно после последнего семинара проводилось неожиданное тестирование с тремя вопросами по каждому случаю.

Результаты. Студенты с большим количеством клинических навыков и студенты, работавшие в команде, достигали значительно более высоких результатов в ответах на вопросы множественного выбора. Студенты с меньшим клиническим опытом чаще использовали информацию, которая была менее очевидна в материале случая. Определенные аспекты разработки клинических случаев более позитивно оценивались студентами с интересом к электронному обучению. В целом, студенты предпочитали работать над каждым случаем менее 15 мин.

Выводы. Студенты с большим клиническим опытом и студенты, работающие в паре, получают лучшие результаты после работы над небольшими (короткими) клиническими случаями виртуальных пациентов с явно представленной информацией.

Ключевые слова: CASUS, электронное обучение, командная работа, виртуальные пациенты



Частота сердечных сокращений, тревога и выполнение работы ординаторами в симулированной неотложной клинической ситуации: пилотное исследование (Heart rate, anxiety and performance of residents during a simulated critical clinical encounter: a pilot study)

Авторы: Samuel Clarke1, Timothy Horeczko2, Dale Cotton3, Aaron Bair1 (1 Department of Emergency Medicine, UC Davis School of Medicine, Sacramento; 2 Department of Emergency Medicine, Harbor-UCLA Medical Center, Torrance; 3 Department of Emergency Medicine, Kaiser Permanente South Sacramento, Sacramento, USA) BMC Medical Education 2014, 14:153. doi:10.1186/1472-6920-14-153.

Состояние проблемы. Высокореалистичные симуляторы пациентов ценятся за возможность воспроизводить условия обучения, близкие к реальным. Степень, с которой высокоточные симуляторы влияют на острый эмоциональный и психологический стресс у участников, а также влияние острого стресса на выполнение клинических задач в условиях симуляции остаются предметом активного исследования. Мы изучили взаимосвязь между самостоятельно оцениваемым уровнем тревоги у ординаторов, показателем физиологического стресса (частотой сердечных сокращений - ЧСС), и выполнением ими клинических задач во время экзамена с симуляцией с использованием валидированной оценки нетехнических навыков - Оттавская глобальная шкала оценки управления ресурсами в кризисных ситуациях (Оттавская ГШО).

Методы. Проспективное обсервационное когортное исследование ординаторов отделений неотложной медицины проводилось в условиях единственного научного центра.

Участники руководили действиями в симулированной клинической ситуации. Тревога оценивалась с использованием опросника до и после симулированной клинической ситуации, у каждого участника в течение клинической ситуации выполнялся непрерывный мониторинг сердечной деятельности. Действия ординаторов в симулированных условиях оценивались преподавателями с помощью чеклиста реанимационных действий и Оттавской ГШО.

Результаты. Сбор данных осуществлялся в течение 2011 учебного года. Из 40 отвечавших критериям ординаторов в анализ было включено 34. Медиана исходной ЧСС у участников составила 70 в минуту (межквартильный диапазон: 62-78). В течение симуляции медиана максимальной ЧСС составила 140 в мин (межквартильный диапазон: 137-151). Медиана минимальной ЧСС в течение симуляции составила 81 в мин (межквартильный диапазон: 72-92), средняя ЧСС составила 117 в мин (95% ДИ: 111-123). Оценки тревожности до и после моделирования были равными (средняя 3,3, межквартильный диапазон: 3-4). Минимальные и максимальные общие оценки по Оттавской ГШО составили 2,33 и 6,67 соответственно. Медиана общей оценки составила 5,63 (межквартильный диапазон: 5,0-6,0). Из возможных прогностических факторов общего выполнения задач в многофакторной модели логистической регрессии, статистически значимым был только статус PGY (p=0,02).

Выводы. Симуляция связана с физиологическим стрессом, однако оценка одной только ЧСС плохо коррелирует и с восприятием стресса, и с выполнением задач. Нетехнические навыки в условиях симуляции могут быть более близко связаны с уровнем клинического опыта обучающегося, а не с восприятием или стрессом.



Обучение студентов-медиков на доклиническом этапе основным навыкам неотложной помощи с использованием полномасштабного симулятора человека (Teaching preclinical medical students basic acute care skills with full-scale human simulation)

Авторы: Michael Yashar, Samuel Clarke, Ernest Wang, Wendy Coates, Sebastian Uijtdehaage (1 University of Chicago Medical Center, Chicago, IL; 2 David Geffen School of Medicine at UCLA, Los Angeles, CA; 3 HarborUCLA Medical Center, Torrance, CA; 4 NorthShore University HealthSystem, Evanston, IL, USA) Medical Science Educator. - 2014. - Vol. 24 (Is. 4). - P. 363-368.

Состояние проблемы. Обучение и оценка с использованием симуляции все чаще используются в медицинском образовании, хотя их эффективность для студентов на доклинических этапах обучения остается неясной. Нашими целями были определение целесообразности симуляционного модуля при обучении студентов с недостаточным опытом или отсутствием опыта в лечении неотложных состояний у пациентов с неизвестным диагнозом, и его влияния на знания студентов и их отношение к неотложной помощи.

Методы. Участники из 2 медицинских школ сами выступали в роли экзаменаторов в исследовании с оценкой до и после вмешательства. Студентов просили незамедлительно оказать помощь пациенту с острым заболеванием, после чего для них проводили обучение по основным принципам обеспечения жизненно важных функций. Выполнение задачи оценивали с помощью чек-листа реанимационных действий, а знания и отношение при помощи письменного теста до, сразу после и через 6 нед после вмешательства.

Результаты. Всего в исследовании принял участие 41 студент, 34 (83%) из них были студентами первого года обучения в медицинской школе. Средние оценки знаний повышались с 45,3 до 76,4%, и уровень знаний после симуляции был выше уровня знаний до первого тестирования. Только 17 (41%) студентов выполнили основную часть реанимационных действий во время симуляции, однако отмечались значительные повышение уровня комфорта и самостоятельной оценки понимания неотложной помощи студентами после опыта и при повторном тестировании.

Выводы. Обучение студентов навыкам неотложной помощи на доклиническом этапе обучения с использованием высокореалистичного симулятора целесообразно и способствует развитию интереса к неотложной помощи.



Влияние симуляционного обучения на уверенность студентов и их знания при осмотре молочных желез и области таза (Simulation training impacts student confidence and knowledge for breast and pelvic examination)

Авторы: Sangeeta Jain, Karin Fox, Patricia Van den Berg, Alexandria Hill, Susan Nilsen, Gayle Olson, Bernard Karnath, Ann Frye, Karen Szauter (1 Department of Obstetrics & Gynecology, The University of Texas Medical Branch at Galveston; 2 Department of Obstetrics & Gynecology, Baylor College of Medicine, Houston; 3 Department of Internal Medicine, The University of Texas Medical Branch at Galveston, Galveston; 4 Department of Educational Development, The University of Texas Medical Branch at Galveston, Galveston, TX, USA) Medical Science Educator. - 2014. - Vol. 24 (Is. 1). - P. 59-64.

Цель. Стандартизированные пациенты/обученные ассистенты гинекологического обучения (gynecological teaching associates, GTAs) помогают студентам-медикам обучаться обследованию молочных желез и области таза. Мы оценивали, как структурированный симуляционный семинар влияет на последующее взаимодействие студентов-медиков и обученных GTAs.

Методы. Данное исследование было проведено в 2 этапа. На первом этапе студентымедики добровольно соглашались участвовать в симуляционном семинаре до сессий с участием обученных ассистентов гинекологического обучения. Студенты заполняли опросники до и после симуляции, в которых оценивались их опыт, знания и уверенность при осмотре молочных желез и области таза. Сравнивались оценки обученными ассистентами гинекологического образования студентов, участвовавших (1-я группа) и не участвовавших (2-я группа) в симуляционных семинарах. На втором этапе симуляционный семинар был включен в учебную программу студентов. Все студенты заполняли опросники до и после симуляционного семинара, навыки студентов оценивались обученными ассистентами гинекологического образования.

Результаты. В течение пилотного года участники семинара (1-я группа, n=43) показали значительные улучшения самостоятельной оценки знаний (p<0,0001), подготовке (p<0,0001), и уровне уверенности (p<0,0001). Обученные ассистенты гинекологического образования отмечали улучшение выполнения осмотра молочных желез (p=0,63) и области таза (p=0,24) у студентов 1-й группы по сравнению со 2-й группой (n=79). На следующий год отмечались значительные улучшения навыков (p<0,001) и уровня уверенности (p<0,001) при сравнении результатов опросников до и после семинара. По оценкам GTAs, семинар оставался эффективным даже при его проведении в условиях целой учебной группы.

Выводы. Симуляционные семинары значительно улучшают знания, навыки и уверенность студентов-медиков при осмотре молочных желез и области таза.



Критический обзор обучения навыкам с использованием симуляции c междисциплинарными результатами (A critical review of simulation-based mastery learning with translational outcomes)

Авторы: William C. McGaghie, Saul B. Issenberg, Jeffrey H. Barsuk, Diane B. Wayne Medical Education. 2014, 48:4. doi: 10.1111/medu.12391

Цели. Данная статья имеет 2 цели. Во-первых, мы выполнили критический обзор исследований обучения клиническому мастерству с использованием симуляции в медицинском образовании, оценили его применение и немедленные результаты и описали дальнейшие междисциплинарные результаты с точки зрения улучшения медицинского обслуживания, улучшения исходов у пациентов и сопутствующих эффектов. Во-вторых, мы кратко рассмотрели внедренческую науку и ее значимость в распространении инноваций в медицинском образовании и здравоохранении.

Методы. Выполнено качественное обобщение обучения клиническому мастерству с использованием симуляции и результатов междисциплинарного научного исследования за 7 лет (с 2006 по 2013 гг.). Мы использовали метод "критического обзора", предложенный Norman and Eva для обобщения результатов 23 исследований в области медицинского образования, в которых использовалась модель обучения навыкам и измерялись последующие междисциплинарные результаты.

Результаты. Объектом исследования обучения клиническому мастерству с использованием симуляции в медицинском образовании был ряд межличностных и технических навыков. Измеренные результаты были получены в образовательных лабораториях: как в отношении улучшения медицинского обслуживания пациентов, так и в улучшении исходов у пациентов и сопутствующих эффектах.

Выводы. Обучение клиническому мастерству с использованием симуляции в медицинском образовании может дать отдаленные результаты. Такие результаты получают при интегрированном обучении и в исследовательских программах в области медицинского обслуживания, которые являются тематическими, длительными и накопительными. Новая дисциплина внедренческой науки обещает объяснить, почему инновации медленно внедряются в медицинское образование и как ускорить их распространение.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»