Проект решений V Международной конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине"
Москва, 25-26 сентября 2014 г.
1. Организаторы конференции
Конференция проводится Министерством здравоохранения РФ, Национальной медицинской палатой, Первым Московским государственным медицинским университетом (МГМУ) им. И.М. Сеченова, Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК), Российским обществом симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД).
Она продолжает серию конференций, посвященных развитию медицинского образования, начатую АСМОК в 2010 г. Так, при поддержке Минздрава России в 2010 г. была проведена конференция "Медицинское образование в России и мире: традиции и современность"; в 2011 г. - "Медицинское образование"; в 2012 г. - "Инновационные обучающие технологии в медицине" и 1-й съезд РОСОМЕД; в 2013 г. - "Инновационные обучающие технологии в медицине" и 2-й съезд РОСОМЕД.
2. Участники конференции
На конференции присутствовали 523 делегата из 60 регионов России и 11 стран: Армении, Бельгии, Великобритании, Италии, Казахстана, Канады, Китая, Португалии, США, Франции, Швейцарии.
В конференции приняли участие представители Минздрава России, руководители и профессорско-преподавательский состав медицинских вузов России, представители РАМН, представители региональных органов управления здравоохранением, руководители профессиональных обществ.
3. Актуальность проведения конференции
3.1. В нормативно-правовой базе РФ поставлена задача повышения квалификации медицинских работников.
Необходимость повышения квалификации медицинских работников получила подтверждение в Указе Президента Российской Федерации № 598 от 07.05.2012.
В нем поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников. Также в подпункте "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 26.02.2013 № Пр-539 Правительству Российской Федерации указано представить предложения, касающиеся участия общественных организаций в сфере здравоохранения в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.
3.2. В целях повышения качества медицинской помощи путем повышения квалификации медицинских кадров приказом министра здравоохранения РФ № 837 от 11.11.2013 был запущен пилотный проект по отработке новой модели непрерывного медицинского образования.
В проекте принимают участие 17 образовательных учреждений в 12 регионах Российской Федерации. В настоящее время в рамках проекта обучается 540 врачей по специальностям "педиатрия", "терапия", "общая врачебная практика", "скорая помощь", "кардиология" и "организация здравоохранения".
3.4. В медицинскую практику внедряются новые сложные медицинские диагностические и лечебные технологии, применение которых требует от врачей дополнительных знаний и умений для обеспечения безопасности пациентов. Соответственно требуются новые технологии обучения, в том числе симуляционные, которые позволяют значительно улучшить результаты лечения и повысить безопасность пациентов.
4. Цели и задачи проведения конференции
Цель - повышение качества и безопасности оказания медицинской помощи пациентам путем повышения качества медицинского образования.
Задачи
I. Изучение и обсуждение лучшего российского и зарубежного опыта внедрения непрерывного медицинского образования (НМО).
II. Изучение лучшего российского и зарубежного опыта внедрения инновационных обучающих технологий в систему медицинского образования.
III. Разработка программы развития НМО на 2014-2015 гг. и поэтапное внедрение НМО с участием профессиональных медицинских обществ, а также с внедрением современных инновационных технологий: симуляционных, дистанционных и электронного обучения.
5. Тематика конференции
Число выступлений и других мероприятий превысило 60 докладов и лекций, 5 практических семинаров, 3 круглых стола.
Докладчики, представительство стран:
Казахстан, Армения, Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Португалия, Российская Федерация, Франция, Швейцария и др.
В рамках конференции проведен III съезд Российского общества по симуляционному обучению в медицине.
Основные темы конференции
5.1. Развитие непрерывного медицинского образования (НМО) - Подведены промежуточные итоги пилотного проекта по реализации новой модели НМО.
- Проведены заседания по механизмам реализации и принципам обеспечения прозрачности при финансировании НМО.
5.2. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Обсуждали:
- как готовить электронные модули для НМО;
- как готовить тестовые задания для модулей.
5.3. Симуляционные технологии
- Представлены различные виды современного симуляционного оборудования.
- Проведены мастер-классы по обучению работе на оборудовании.
- Обсуждались вопросы эффективной организации работы симуляционных центров.
- Обсуждались вопросы симуляционного обучения по отдельным направлениям.
6. Решения
6.1. В части развития НМО РФ:
6.1.1. Одобрить предварительные итоги проекта по отработке новой модели НМО в РФ и вынести на обсуждение Координационного совета по развитию НМО Минздрава РФ вопрос о внесении изменений в ряд документов, регламентирующих процесс аккредитации мероприятий и материалов для НМО.
6.1.2. Рекомендовать сохранить традиционные формы ДПО, усовершенствовав их и подняв до требуемого в современных условиях уровня качества подготовки специалистов. 6.1.3. Рекомендовать дальнейшее развитие системы непрерывного медицинского образования.
6.2. В части развития симуляционных технологий в медицинском образовании:
6.2.1. Продолжить совместно с профильными профессиональными сообществами работу над разработкой, апробацией и внедрением программы симуляционного обучения, стандартов объективной оценки приобретенных навыков и умений и порядка допуска к выполнению на пациенте манипуляций по основным медицинским специальностям.
6.2.2. Развивать сотрудничество с национальными, европейскими и всемирными обществами симуляционного обучения для изучения имеющегося опыта симуляционного обучения, аттестации и сертификации специалистов, адаптации его к условиям российского здравоохранения и медицинского образования и разработок отечественного оборудования.
IV Семинар для руководителей симуляционно-тренинговых центров
22-23 октября 2014 г. в Москве прошел ставший уже традиционным IV Семинар для руководителей симуляционно-тренинговых центров образовательных организаций, организаторами которого выступили Минздрав России совместно с Ассоциацией медицинских обществ по качеству.
Первый день семинара провела генеральный директор компании "Технологии и решения", кандидат психологических наук Ирина Константиновна Безменова, которая более 17 лет занимается тренингом и управленческим консультированием, имеет большой опыт управления комплексными консалтинговыми проектами, руководит кафедрой социальной и юридической психологии в РГГУ. Специально для руководителей симуляционных центров она подготовила и провела серию семинаров и тренингов "Психологические особенности обучения взрослых", "Правила эффективной обратной связи при обучении взрослых", "Теория поколений в обучении".
Эксперт мирового уровня в области симуляционного обучения, заместитель директора в больнице Шиба (Израиль) и председатель Департамента медицинского образования в Тель-Авивском университете профессор Амитай Зив выступил с семинарами на тему "Обучение с использованием симуляционных технологий как механизм повышения уровня безопасности пациентов и качества оказания медицинской помощи. Организация работы симуляционного центра на примере медицинского центра Шиба (Израиль)", "Трудности и препятствия на пути повышения эффективности симуляционного обучения и оценки его результатов".
Всего в семинаре приняли участие 57 руководителей тренингово-симуляционных центров из разных городов РФ, в том числе из Москвы, Архангельска, Балашихи, Волгограда, Воронежа, Иванова, Ижевска, Казани, Кемерово, Кирова, Краснодара, Красноярска, Курска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Ставрополя, Твери, Томска, Читы, Ярославля.
Семинар прошел в Центре непрерывного профессионального образования "Ментор Медикус" Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.