Моделирование виртуальных пациентов и оптимальный социальный контекст обучения: воспроизведение подхода к обучению с учетом способностей обучаемого (aptitude-treatment interaction)
Состояние проблемы. Виртуальные пациенты (ВП) представляют ценную альтернативу в случаях, когда нет настоящих пациентов с редкими заболеваниями, такими как параличи черепных нервов (ЧН); между тем имеется малый объем информации о моделировании и оптимальном социальном контексте обучения.
Цель. Сравнение результатов и перспектив обучения между студентами при взаимодействии с виртуальными пациентами в индивидуальном режиме и в контексте коллективной работы.
Методы. 78 студентов-медиков случайным образом распределялись для проведения собеседования и обследования 4 виртуальных пациентов с возможным диагнозом повреждения ЧН в индивидуальном режиме либо в группах по 3 человека с использованием Тренировочной виртуальной среды для проведения неврологического исследования (Neurological Examination Rehearsal Virtual Environment (NERVE)). Обучение измерялось посредством оценки точности постановки диагноза и балльной оценки объема знаний до/после моделирования. Данные о воздействии контекста обучения собирались после окончания процесса моделирования.
Результаты. Студентами в группах были поставлены правильные диагнозы значительно более часто, чем студентами в индивидуальном режиме работы для ЧН-IV (p=0,04; в группах=86,1%; в индивидуальном режиме =65,9%) и ЧН-VI (p=0,03; в группах =97,2%; в индивидуальном режиме =80,5%). Балльная оценка знаний продемонстрировала значительный рост в обоих контекстах (p<0,001), однако наблюдался значительный эффект подхода к обучению с учетом способностей обучаемого (p=0,04). При балльной оценке до проведения испытания ≤25,8%, студенты в группах показали значительно более высокие баллы (66,7%), чем студенты при индивидуальной работе (43,1%) после окончания испытания (p=0,03). Студенты проголосовали в пользу внедрения тренировочного обучения NERVE в будущем в групповом режиме в ущерб 5 другим комбинациям "модальность- время".
Вывод. Результаты позволяют нам определить оптимальные методы по включению моделирования виртуальных пациентов в медицинское обучение. Применение тренировочной методики NERVE в групповом режиме работы для студентов-медиков, по-видимому, является предпочтительным.