Повышение квалификации научно-педагогических кадров с помощью программ международного обмена: Проект международного обмена медицинских педагогических кадров
Состояние проблемы. Повышение квалификации научно-педагогических кадров зачастую проводится на местном уровне, а опыт международного обмена обычно ограничивается конференциями и курсами. В 2006 г. 5 школ в разных странах мира приняли решение усилить международную практику повышения квалификации научно-педагогических кадров с помощью нового уровня перспективного сотрудничества: проект Международного обмена медицинских педагогических кадров (IMEX).
Метод. 2 раза в год 1 из 5 школ в Нидерландах, Канаде, Швеции, а также Великобритании организует недельную программу деятельности в рамках повышения квалификации научно-педагогических кадров для медицинских преподавателей с большим опытом работы от каждой школы, включая обсуждения в группах, короткие презентации, наблюдения и активное участие в местных образовательных мероприятиях, встреч один на один с членами научно-педагогических кадров на местах, а также для обстоятельного обсуждения. Нами применялось анкетирование с целью оценки воздействия данного международного обмена.
Результаты. К августу 2013 г., 31 преподаватель в рамках проекта IMEX принимал участие как минимум в одном из 14 проведенных визитов на объекты; большая часть из них (29) приняли участие в 3-5 визитах на объекты. По результатам опроса выпускников проекта IMEX (55%, n=16) было выявлено, что полученный ими опыт оказывал влияние на их личные профессиональные навыки и международную ориентацию, а также в некоторой степени на их карьерный рост, ежедневную рабочую деятельность и их научное учреждение. Большинство характеристик программы IMEX оценивались как крайне значимые и очень успешные.
Обсуждение. Проект IMEX зарекомендовал себя в качестве важной дополнительной возможности повышения квалификации научно-педагогических кадров для тех медицинских педагогических кадров, которые изъявляют желание повышать свою квалификацию и осуществлять свой карьерный рост в области образования.