Видеообучение навыкам оказания неотложной медицинской помощи (Emergency skills learning on video - ESLOV): одностороннее слепое рандомизированное контрольное исследование по оценке эффективности самостоятельного обучения основным навыкам оказания неотложной медицинской помощи с использованием самообучающих видео (self-instruction video - SIV) в сравнении с традиционными очными (face-to-face - FTF) методами
РезюмеMedical Teacher. - 2014. - Vol. 36, N 3. - P. 245-250.
Состояние вопроса. Самообучающие видео (Self-instruction video - SIV) широко распространены при обучении навыкам искусственного дыхания и непрямого массажа сердца (cardiopulmonary resuscitation - CPR) и применения автоматического внешнего дефибриллятора (automated external defibrillation - AED), но не в процессе обучения другим основным навыкам оказания неотложной медицинской помощи.
Цель. Оценить эффективность SIV в процессе обучения другим основным навыкам оказания неотложной медицинской помощи в сравнении с традиционными очными (face-to-face - FTF) методами.
Методы. Участники были рандомизированы на группы SIV и FTF. Каждой группе давали задание по обучению основным навыкам восстановления проходимости дыхательных путей (basic airway management - BAM), наложения корсета для фиксации шейных позвонков (cervical collar application - CCA), ручного массажа сердца (manual cardiac defibrillation - MCD) и наложения шин на конечности в неотложных ситуациях (emergency extremity splinting - EES). Уровень достоверности определяли с использованием опросных листов, а практическое овладение навыками оценивали назначенные вслепую эксперты в ходе объективно структурированного клинического экзамена (Objective Structured Clinical Examination - OSCE).
Результаты. В упражнениях по оценке приняли участие 45 человек. Ни по одной из 4 категорий навыков различий между 2 группами не выявлено. Средние показатели в баллах, по результатам OSCE, по отдельным категориям в группе FTF по сравнению с группой SIV составили: BAM (10,23±1,04 по сравнению с 10,04±1,49; p=0,62); CCA (7,86± 4,39 по сравнению с 7,13±4,12; p=0,57); MCD (8,24±0,89 по сравнению с 7,58±1,14; p=0,39); EES (5,43±2,11 по сравнению с 4,63±2,30; p=0,23). Объединенный средний балл в группе FTF составил 6,85; в группе SIV - 6,20 (p<0,05). По уровню достоверности не выявлено значимых различий между группами.
Вывод. SIV характеризуется одинаковой с FTF эффективностью в процессе обучения и изучения основных навыков оказания неотложной медицинской помощи.