Редакционная заметка
В образовании, как и в любой отрасли знаний, существует свой набор терминов, которые в устах специалистов должны толковаться однозначно. Рассуждая о далеких от нас профессиональных сферах, мы можем произносить названия и термины из этой сферы, не вникая в их суть, но термины, относящиеся к медицинскому образованию, профессионалами в котором являются наши читатели, необходимо употреблять правильно.
Говоря о практических умениях мы, зачастую не задумываясь, употребляем как синонимичные слова "УМЕНИЕ" и "НАВЫК". В то же время в специальной (педагогической) литературе различиям этих терминов посвящено немало исследований.
Словарь терминов по общей и социальной педагогике под редакцией А.С. Воронина толкует УМЕНИЕ как промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня НАВЫКА; готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
В педагогической литературе встречаются и другие определения данного понятия. В одних случаях УМЕНИЕ определяется как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний. В других - как способность человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. Эти и многие другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода психологов и педагогов к данному вопросу. Причиной этого является сложность понятия и многогранность его свойств. Подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов.
В то же время существует единое толкование понятия "НАВЫК". Психологи объясняют навыки как "автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения". Таким образом, мы можем определить НАВЫК как доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной), согласившись с определением, которое дает Большая советская энциклопедия (БСЭ: В 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.)
Общим между этими терминами является то, что они характеризуют результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат выражается в готовности и способности учащегося совершать определенные действия.
Различия же между умениями и навыками обнаруживаются прежде всего в процессе их формирования и в характерных для этих понятий признаках. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т.е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются.
Характерные признаки УМЕНИЯ:
• управление движениями происходит не автоматизировано;
• сознание учащегося загружено контролем каждого движения;
• невысокая скорость выполнения действий;
• действие выполняется неэкономно, с значительной степенью утомления;
• относительная расчлененность движений;
• нестабильность действия;
• непрочное запоминание действия;
• в процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.
Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль его
выполнения осуществляется главным образом подсознательно.
Характерные признаки НАВЫКА:
• управление движениями автоматизировано;
• сознание учащегося направлено на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи;
слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;
• отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;
• высокая устойчивость действия;
• прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах.
В то же время в медицинской литературе большинство авторов активно использует термин "навык" в контексте обучения. И даже в новые Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям группы Здравоохранение закрались подобные разночтения - в пределах одного предложения упоминаются сначала "знания, умения и навыки", а чуть ниже "знания и навыки". Столкнувшись с этим в очередной раз при работе над специальным номером журнала, посвященном совершенствованию преподавания практических умений в медицинской школе, призываю при публикации материалов придерживаться использования этих терминов в соответствии с принятыми в педагогической литературе нормами.
Заместитель главного редактора журнала,
З.З. Балкизов