Электронное обучение в развитии преподавателя: обзор литературы
Medical Teacher. - 2013. - Vol. 35 (N 11). - P. 930-937.
Проблема: Учитывая постоянное присутствие электронных и Интернет-технологий в личной и профессиональной сферах, целесообразно рассмотреть различные аспекты и условия применения методов развития электронных форм обучения.
Цели: Обсудить преимущества и недостатки методов развития электронных форм обучения, провести синтез знаний, полученных из различных исследований, касающихся профессиональных медицинских сотрудников, определить последующие шаги, необходимые для дальнейшего развития научно-практической и исследовательской деятельности.
Метод: На основании проведенной исследовательской работы с информационными источниками биомедицинского научного журнала "MEDLINE", мы получили электронное руководство по формированию и развитию педагогических, лидерских и исследовательских навыков у профессиональных медицинских сотрудников и резюмировали полученные результаты в кратком отчете.
Результаты: Мы выявили 20 статей на тему развития электронных форм обучения для профессиональных медицинских работников, из них 7 количественные сравнительные исследования, 4 работы, посвященные определению качественных методов, и 9 работ, включающие эпизоды из практической деятельности. Данные исследования посвящены различным темам, например, клиническая педагогика, стили педагогического оценивания, управление финансово-хозяйственной деятельностью, финансовое планирование и навыки научной работы. Во многих исследованиях принимали участие дистанционные учащиеся, находящиеся в различных точках Земли (в разных городах, областях и даже странах). На основании полученных данных был сделан вывод, что электронные формы обучения сравнимы с традиционными моделями образования, однако уровень активности и вовлеченности учащихся в образовательный процесс различается. Из этого следует, что успешность обучения зависит от своевременного рассмотрения актуальных тем, уровня социального взаимодействия и коммуникации и предоставляемого времени для завершения заданий.
Выводы: Несмотря на то что мы выявили несколько эффективных практических рекомендаций, очевидно, что научно-документальная база для развития электронных форм обучения является неосновательной и малосущественной. Последующие исследования по данной тематике должны включать точный схематичный качественный и количественный анализ данных в целях лучшего понимания принципов успешной деятельности и работы преподавателей.