Москва, 15 ноября 2013 г.
14-15 ноября 2013 г. в Москве прошел семинар для руководителей симуляционных центров России, организованный Министерством здравоохранения РФ и Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК). Семинар был предназначен для повышения квалификации руководителей симуляционно-тренинговых центров государственных образовательных учреждений. в нем также приняли участие практикующие врачи, совмещающие медицинскую деятельность с преподаванием в медицинских университетах. Чтобы ознакомиться с инновационными обучающими технологиями в медицине, на семинар приехали более 60 руководителей и специалистов симуляционных центров государственных образовательных учреждений из разных городов России.
Семинар состоял из теоретической (лекционной) и практической (мастер-класса) частей, которые провел медицинский директор симуляционного центра STRATUS Гарвардской школы (США) профессор Чарльз Познер. Лекция проводилась в РНИМУ им. Н.И. Пирогова, мастер-класс - на базе виртуальной клиники Центра непрерывного профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Участники также встретились с директором Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Татьяной Владимировной Семеновой, проректорами РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ильей Теодоровичем Лозинским и Игорем Владимировичем Егоровым, с большим интересом ознакомились с оснащением симуляционных центров обоих медицинских вузов.
Лекции были посвящены организации симуляционного центра, особенностям подбора и подготовки преподавателей, разработке соответствующих обучающих программ и включали такие темы, как "Введение в симуляционные технологии в медицине", "Разработка учебных программ", "Обучение преподавателей/Дебрифинг", "Критическое мышление в здравоохранении/Управление ресурсами в критических ситуациях", "Исследования в сфере медицинских симуляций". Самым актуальным вопросом, который интересовал участников семинара, стал вопрос об оценке эффективности симуляционного обучения.
Мастер-класс по симуляционному обучению был посвящен отработке командных действий. Несколько добровольцев из зала должны были оказать помощь прибывшему "больному" с инфарктом миокарда. Инструктируя "учащихся", профессор попросил их забыть, что перед ними - симулятор, и вести себя, как с настоящим больным. Он также отметил, что допущенные ошибки и их анализ ценны тем, что медики, как правило, получают хорошую мотивацию для повышения своей квалификации, и новые умения на основе собственных ошибок запоминаются надолго. "Такое обучение гораздо эффективнее, чем презентация в pdf", - подчеркнул профессор. После работы на симуляторе, которая транслировалась в учебном классе для остальных участников семинара, был проведен тщательный анализ допущенных ошибок, в котором участвовали как Чарльз Познер, так и участники мастер-класса.
В частности они отметили, что, несмотря на неожиданное изменение сценария (не работал дефибриллятор), они внесут в сценарии своих обучающих программ и такие моменты, как отказ оборудования.
"На практике это случается очень редко, но медики должны пройти и такой курс", - рассказала участница семинара из Курска.
Комментируя перспективы внедрения симуляционных технологий в России, Чарльз Познер отметил, что у России есть все шансы догнать США и других мировых лидеров, так как широкое внедрение симуляционных технологий началось лишь в последние годы. Кроме того, он отметил, что при организации симуляционных центров нужно тщательно планировать, кто будет клиентами, каковы источники финансирования и насколько будет обеспечена их эффективная загрузка. Например, в его центре есть возможность обучаться круглосуточно.
Большое значение имеет и круг драйверов внедрения симуляционных технологий.
В их число могут войти не только государственные органы здравоохранения, лечебные учреждения, но и страховые компании, производители оборудования, разработчики новых технологий и другие партнеры. Ведь применение симуляционных технологий при обучении и повышении квалификации медицинских работников существенно снижает риск врачебных ошибок и, соответственно, уменьшает финансовую ответственность медучреждения перед пациентом.
Справка
Чарльз Познер является медицинским директором симуляционного центра STRATUS в Brigham and Women’s Hospital (клиническая база Гарвардской медицинской школы). Окончил Университет
Тафтса и прошел резидентуру по Internal Medicine в Beth Israel Hospital в Бостоне и по экстренной медицине в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе. Является профессором экстренной медицины (Emergency Medicine) в Гарвардской медицинской школе.
Д-р Познер возглавил создание центра STRATUS в 2004 г. и разработал программы симуляционного обучения для различных групп клиницистов. Руководил разработкой программ резидентуры по неотложной медицинской помощи на основе симуляционных технологий. Д-р Познер приглашается в качестве лектора по симуляционному обучению на национальном и международном уровнях, развивает сотрудничество по развитию симуляционных центров в Аргентине, Индии и на Ближнем Востоке. Он был награжден премией "Клинической новатор года" в 2008 г.
Актуальность темы
"К 2020 г. современные симуляционные учебные центры для отработки практических навыков студентов появятся во всех медицинских вузах России", - сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова 29 октября 2013 г. на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России.
В настоящее время, по ее словам, такие центры имеются только в 25 из 46 медицинских вузов, отставание в оснащенности существует и на медицинских факультетах классических университетов. "Современные симуляционные центры, аналогичные учебному центру, созданному в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, должны появиться в каждом медицинском вузе. Без этого с учетом того факта, что с 2016 г. мы переходим к аккредитации специалистов, обеспечить качество медицинского образования мы не сможем", - отметила Скворцова.
Ранее, 30 июля 2013 г., на заседании президиума Госсовета, посвященного повышению доступности и качества медицинской помощи в регионах, министр особо подчеркнула, что "качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников".
Активное развитие симуляционных технологий в медицинском образовании планируется в рамках подпрограммы государственной программы развития здравоохранения до 2020 г., одной из задач которой является создание новой инфраструктуры для практической подготовки медицинских и фармацевтических специалистов. На заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России в октябре 2013 г. В.И. Скворцова также подчеркнула, "что даже в условиях бюджетного дефицита расходы на развитие медицинского образования не будут урезаться".
Пресс-служба АСМОК