Рефераты

Мед. образование и проф. развитие. 2013. № 2-3. С. 13-15.

Гемблинг: распространенность среди студентов-медиков, выводы для работников медицинского образования и разработка программы исследования

(A survey of medical student gambling and implications for medical school educators and program development)

Авторы: Michael G. Kavan1, Gary H. Westerman2, Gary N. Elsasser3, Paul D. Turner1

1 Creighton University School of Medicine, Omaha, Nebraska, USA

2 Creighton University School of Dentistry, Omaha, Nebraska, USA

3 Creighton University School of Pharmacy and Allied Health Professions, Omaha, Nebraska, USA

Medical Science Educator. - 2012. - Vol. 22 (N 3). - P. 121-128.

В Соединенных Штатах 82% взрослых в прошлом принимали участие в азартных играх (гемблинге). Примерно 2,3% людей считаются проблемными азартными игроками, а у 0,6% отмечается патологическое пристрастие к азартным играм. До 87% студентов медицинских колледжей за последние 12 мес посещало игорные дома, из них около 9% мужчин и 2% женщин, по-видимому, страдают игроманией. До настоящего времени не было исследований, посвященных проблеме азартных игр среди студентов-медиков, связи этого увлечения с демографическими показателями, академической успеваемостью, социализацией и различными факторами риска. В данной работе исследовались распространенность гемблинга, особенности поведения лиц с игровой зависимостью, влияние гемблинга на академическую и социальную сферы жизни и другие факторы рискового поведения. Результаты опроса показали, что 61% студентов-медиков в прошлом году посещали игорные дома. У 13,6% студентов был отмечен хотя бы один характерный симптом игромании или отклонения в поведении, обусловленного патологическим пристрастием к азартным играм, менее чем у 1% диагностирована игромания (патологический гемблинг). Несколько студентов сообщили, что гемблинг негативно повлиял на их академическую успеваемость и взаимоотношения с людьми. В целом среди студентов-медиков довольно распространено употребление алкогольных напитков. В статье обсуждается роль работников медицинского образования и медицинских административных работников в связи с увлечением студентов-медиков гемблингом.





Преподавание иммунологии через микробиологию

(Teaching immunology through microbiology)

Авторы: Jennifer M. Smith, Erin E. McClelland

The Commonwealth Medical College, Scranton, Pennsylvania, USA

Medical Science Educator. - 2012. - Vol. 22 (N 3). - P. 96-101.

Для студентов, обучающихся по специальной магистерской программе (Special Master Program), которая зачастую является основой для дальнейшего профессионального обучения, нет необходимости изучать расширенный курс иммунологии. Вместо этого курс микробиологии был разработан так, чтобы студенты могли больше узнать об иммунологических аспектах инфекционных заболеваний, вызываемых различными микроорганизмами, о том, как они нарушают иммунную защиту и об их взаимодействии с организмом хозяина в целом. 12 нед из 15-недельного курса отведено обучению микробиологии и 3 нед - иммунологическим темам. Мы попытались выяснить, эффективно ли включение микробиологии в курс обучения иммунологии, основываясь на результатах тестирования до начала и после окончания курса и мнении студентов о самом курсе, полученном с помощью Студенческой оценки полученных знаний (Student Assessment of Learning Gains - SALG). Анализ результатов тестирования выявил гораздо более высокую оценку по тесту после окончания курса по сравнению с оценкой до начала курса, что говорит о расширении объема знаний по иммунологии, несмотря на всего лишь 3 нед, отведенные на изучение этого предмета. Усвоение студентами традиционных тем по иммунологии было значительно выше после завершения курса (использована система опроса SALG). Кроме того, студенты отмечали, что эти лекции были существенно полезнее, чем другие аудиторные занятия. Методика преподавания иммунологии путем включения ее в единый курс микробиологии - это отражение новой концепции, которая отличается от типичной учебной программы по иммунологии, имеет большую клиническую направленность и лучше освещает функции иммунной системы.





Развитие способности самостоятельного изучения материала посредством формирования портфолио на начальной ступени высшего профессионального медицинского образования: перспектива для наставников

(Promoting self-directed learning through portfolios in undergraduate medical education: The mentors’ perspective)

Авторы: Sandrijn van Schaik, Jennifer Plant, Patricia O'Sullivan

University of California, USA

Medical Science Educator. - 2013. - Vol. 35 (N 2). - P. 139-144.



Предпосылка. Студентам-медикам необходимо приобрести навык самостоятельного изучения материала (СИМ) для последующего эффективного самообразования в течение всей жизни. Протфолио дают возможность обучающимся размышлять над своими успехами, определять учебные потребности и составлять учебные планы, а все это является элементами СИМ. И хотя наставничество необходимо для использования портфолио, пока неясно, что именно является основой его эффективности в ходе этого процесса. Глубокое понимание сущности СИМ необходимо.

Цели. Целью настоящего исследования ставилось изучение отношения и подхода со стороны наставников к СИМ.

Методы. Интервьюирование работников факультета, выполняющих роль наставников для студентов-медиков по вопросам формирования портфолио, проводилось с применением аудиозаписывающего устройства с последующей расшифровкой и анализом по тематикам.

Результаты. К участию привлекались 8 наставников. Количественный анализ раскрыл 6 основных тем, имеющих отношение к определению наставниками явления СИМ, их восприятию первоначальной способности студентов-медиков к СИМ, их собственному подходу к СИМ, их пониманию значимости учебных планов, их восприятий процесса формирования портфолио студентами и воздействию процесса формирования портфолио на наставническое отношение.

Выводы. Настоящее исследование раскрыло внутренние противоречия между убеждениями наставников относительно важности СИМ, их собственным подходом к СИМ и их восприятием навыков СИМ у студентов. В результате проведенного анализа данных противоречий нами высказаны рекомендации относительно определенных моментов развития факультета, а также относительно изменений культурного плана в рамках вуза с целью успешного введения СИМ в медицинское образование.





Как мы превращаем хороших врачей в хороших учителей: краткий курс поддержки практикующих клинических работников, направленный на совершенствование их преподавательских навыков

(How we make good doctors into good teachers: A short course to support busy clinicians to improve their teaching skills)

Авторы: Kirsty Foster, Rodger Laurent

University of Sydney, Australia

Medical Science Educator. - 2013. - Vol. 35 (N 1). - P. 4-7.



Предпосылка. Предполагается, что врачи должны выполнять преподавательскую работу, однако многие от этого отказываются, ссылаясь на недостаток подготовки. Практикующие клинические специалисты располагают ограниченным запасом времени для посещения мероприятий, проводимых факультетом усовершенствования подготовки кадров. Нами предпринята попытка расширить практику клинического преподавания на местах.

Что нами сделано. В ответ на запросы врачей, испытывающих неуверенность в своих преподавательских способностях, мы разработали специальную программу, соответствующую потребностям клинических преподавателей. Основной акцент делался на эффективность преподавания в обстановке практической клиники.

Программа состоит из 5 модулей по 90 мин: "Обучение у постели больного", "Эффективное руководство и результат", "Обучающий терапевтический осмотр и процедуры", "Эффективные лекции" и "Стимулирование развития навыков клинической аргументации". Курс является практическим, интерактивным и проводится в атмосфере, способствующей обучению, непосредственно на рабочем месте. Общее число клинических специалистов, задействованных в проведении курса, составляло 81 человек.

Оценка результата. Среди основных результатов отмечались повышение уверенности преподавания у постели больного, более эффективное преподавание во время врачебного обхода и снижение потребности в методической поддержке. Участники сообщали, что лучше стали понимать основы теории образования и ее роль в клиническом преподавании. Наблюдается увеличение активности в вопросах клинического преподавания среди тех, кто прошел обучение на курсах.

Выводы. Все клинические преподаватели нуждаются в методической поддержке и поощрении их преподавательских навыков. Доступный, сфокусированный на практике курс, проводимый на месте коллегами, имеющими солидный профессиональный опыт, способен усовершенствовать навыки преподавания среди клинических специалистов и повысить их мотивацию к преподаванию.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»