События

Мед. образование и проф. развитие. 2013. № 2-3. С. 4-12.

Пресс-релиз

В пилотный проект Минздрава России по развитию непрерывного образования врачей могут войти до 9 регионов

4 июля 2013 г., Минздрав России

В Минздраве России прошло третье заседание Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ.

В ходе встречи были обсуждены Положение о непрерывном медицинском образовании (НМО), порядок проведения пилотных проектов по развитию НМО, мотивация врачей к непрерывному обучению, выбор актуальных тем и врачей, участвующих в проекте. Все это позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

По первому вопросу выступил заместитель председателя учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России профессор Андрей Свистунов. Он рассказал об основных принципах развития НМО, среди которых персонифицированность, непрерывность, партнерство с профессиональными обществами, использование дистанционных технологий, ведение врачами персонального отчета (портфолио).

В настоящее время обсуждается, что в новой системе непрерывного медицинского образования за 5 лет врач будет накапливать 250 ч образовательной активности, которые должны быть распределены равномерно на весь период.

В рамках пилотного проекта, который рассчитан на 1 год, врачам пока хотят предложить пройти 144-часовое обучение в государственном образовательном учреждении и 22 ч, предоставляемых медицинским обществом.

В обучении врачей важны как сохранение отечественного опыта, так и гармонизация требований к непрерывному образованию с международными нормами, принятыми в ЕС и США. Был изучен опыт Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) - в части гармонизации образования, Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (AMEE) - в части повышения уровня преподавания, Национального совета медицинских экзаменаторов (NBME) - по оценке уровня знаний специалистов, Всемирной федерации по медицинскому образованию (WFME) и пр. "После проведения пилотного проекта "Положение о НМО" будет утверждено и подкреплено соответствующей нормативно-правовой базой", отметил Свистунов.

Обсуждался вопрос обеспечения качества НМО. Высказывались разные мнения: это может быть конкурентная борьба образовательных учреждений за врача-курсанта или, наоборот, консолидация усилий и партнерство этих учреждений и профессиональных обществ. Участники сошлись во мнении, что необходимо сделать обучение удобным для врача и учитывать все виды образовательной активности, включая конференции и семинары, публикацию статей, работу в медицинской библиотеке, изучение электронных модулей, обучение в симуляционных центрах и пр.

"Одна из главных проблем - это дефицит медицинских кадров, особенно на селе и в небольших городах, поэтому специалиста очень сложно отпустить на повышение квалификации даже в областной центр, - напомнил вице-губернатор по социальным вопросам Липецкой области Дмитрий Мочалов, поддерживая идею дистанционного обучения. - Образование на рабочем месте должно быть равнодоступным для городских и сельских врачей. И самое важное - начать необходимо с врачей первичного звена".

Пока пилотный проект охватывает только специалистов с высшим образованием, однако члены Координационного совета подняли вопрос и о проработке соответствующих образовательных проектов для медсестер. "От их уровня квалификации зависит очень многое в организации медицинского обслуживания населения", - подчеркнул академик РАМН, вице-президент Российского общества хирургов Валерий Кубышкин.

В качестве главной участники Совета назвали проблему мотивации врачей к обучению - без этого, как было замечено, проект останется на "мертвой точке". Предложено охватить тех, кому необходимо получить сертификат до 2015 г., это примерно 20% специалистов по каждой специальности. При этом важно, чтобы значительная часть всех этих часов была предоставлена без отрыва от работы. Участники Координационного совета также предложили учитывать дополнительные часы при получении сертификата или для внеочередного присвоения категории.

Было отмечено, что необходимо разрешить врачам, не вошедшим в пилотный проект, участвовать в соответствующих мероприятиях, получать кредиты или часы образовательной активности.

"Для успешной реализации пилотных проектов нужно запускать их в различных регионах страны", - подчеркнул председатель правления Российского респираторного общества, академик РАМН Александр Чучалин. В настоящее время предложено 9 субъектов РФ, по одному в каждом Федеральном округе. В ЦФО - 2 региона: Москва и Липецкая область.

Следующая встреча участников Координационного совета пройдет до 15 июля 2013 г. совместно с представителями пилотных обществ и регионов. На ней будут обсуждены конкретные планы по подготовке пилотных проектов, старт которых запланирован 1 октября 2013 г.

Справочно:

Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ создан Приказом Минздрава России от 18.02.2013 № 82 для решения актуальной задач российского здравоохранения - повышения качества медицинской помощи и квалификации медицинских кадров.

Координационный совет возглавляют заместитель Министра здравоохранения И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе Совета более 40 членов - руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, представители Минздрава России, ведущие специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. Среди них А.А. Баранов, Е.И. Гусев, И.Н. Денисов, Г.П. Котельников, И.В. Маев, Л.К. Мошетова, А.А. Свистунов, А.Г. Чучалин, Н.Д. Ющук и другие.

Заместитель министра здравоохранения РФ, сопредседатель Координационного совета Игорь Каграманян сказал: "Перед Координационным советом стоит серьезная задача - модернизировать систему дополнительного профессионального образования, сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения. Дополнительное профессиональное образование должно стать интересным и удобным для медицинских работников, с возможностью обучаться на рабочем месте. Для этого будут внедряться современные дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии, как это происходит в большинстве развитых стран".

В составе Координационного совета организованы 3 рабочие группы и Комиссия по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов, установленнымтребованиям. Рабочие группы названы соответственно направлениям их деятельности:

1) по разработке нормативных документов по развитию НМО;

2) по методологии создания учебных и контрольно-измерительных материалов;

3) по внедрению инновационных образовательных технологий в НМО и проведению пилотных проектов.

На первом заседании Совета 3 апреля 2013 г. было определено, что дополнительное профессиональное образование, или непрерывное медицинское образования (НМО), будет персонифицированным, доступным для медицинских работников, высококачественным. При этом профессиональные медицинские общества будут принимать активное участие в НМО, дополняя существующую систему дополнительного профессионального образования в государственных образовательных учреждениях. По итогам первого заседания рабочим группам и комиссии было поручено подготовить проекты документов: порядок проведения НМО; требования к образовательным мероприятиям и материалам (конференциям, семинарам, модулям для дистанционного обучения, клиническим рекомендациям и др.); критерии оценки значимости каждого мероприятия в баллах (или кредитах).

В сжатые сроки был разработан пакет из 11 документов, необходимых для развития НМО. С поправками и дополнениями от членов Совета эти документы вынесены на обсуждение на втором заседании совета 22 мая 2013 г.

На втором заседании Совета было принято решение о необходимости проведения пилотных проектов по развитию системы НМО с целью отработки механизмов ее внедрения, определения путей нивелирования возможных рисков и получения обратной связи из регионов и от медицинских работников. И только после оценки результатов пилотных проектов приступать к реализации программы по НМО в масштабах всей страны.

"Следует отметить, что желание участвовать в пилотных проектах выразили все профессиональные медицинские общества, но были отобраны самые активные и имеющие за плечами серьезный опыт в реализации обучающих программ. Пока это такие специальности, как пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, терапия, ревматология, хирургия, педиатрия, урология и, конечно, организация здравоохранения. Общества, участвующие в пилотных проектах, должны подготовить образовательные мероприятия, электронные модули и тестовые задания, а также клинические рекомендации по наиболее значимым заболеваниям согласно типовым программам", - сказал Игорь Каграманян.

Источник: https://www.rosminzdrav.ru/health/1342443546/21/?print=1

IV международная конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине"

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

Проект решений

1. Организаторы конференции

Данная конференция проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ, Национальной медицинской палатой, Первым Московским государственным медицинским университетом (МГМУ) им. И.М. Сеченова, Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК), Российским обществом симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) и Российским обществом организаторов здравоохранения. Она продолжает серию конференций, посвященных развитию медицинского образования, начатую АСМОК в 2010 г. Так, при поддержке Минздрава России в 2010 г. была проведена конференция "Медицинское образование в России и мире: традиции и современность", в 2011 г. - "Медицинское образование", в 2012 г. - "Инновационные обучающие технологии в медицине" и 1-й съезд РОСОМЕД.

С приветствием от Министра здравоохранения В.И. Скворцовой к участникам обратился директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Игорь Маев: "В конце года запланирован запуск проекта для отработки новой модели непрерывного медицинского образования с участием профессиональных медицинских обществ и применением дистанционных образовательных технологий и дистанционного обучения, - сообщалось в приветствии. - Цель проекта - опробовать новую модель повышения квалификации медицинских работников, максимально приблизить качественное образование к рабочему месту специалиста, сделать его действительно непрерывным, гибким и удобным для врачей".

2. Участники конференции

На конференции присутствовали более 430 делегатов из 21 страны: России, Казахстана, Украины, Армении, Беларуси, Молдовы, Латвии, США, Австрии, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Швейцарии, Канады, Австралии, Нидерландов, Ирана, Канады, Португалии, Турции и др. В конференции приняли участие: представители Минздрава России, руководители и профессорско-преподавательский состав медицинских вузов России, представители РАМН, представители региональных органов управления здравоохранением.

3. Актуальность проведения конференции

3.1. В нормативно-правовой базе РФ поставлена задача повышения квалификации медицинских работников. Необходимость повышения квалификации медицинских работников получила подтверждение в Указе Президента Российской Федерации № 598 от 07.05.2012. В нем поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников. Также в подпункте "б" п. 1 Перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 26.02.2013 № Пр-539 Правительству Российской Федерации указано представить предложения, касающиеся участия общественных организаций в сфере здравоохранения в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.

3.2. В целях повышения качества медицинской помощи путем повышения квалификации медицинских кадров Приказом министра здравоохранения РФ № 82 от 18.02.2013 был создан Координационный Совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

В рамках конференции было проведено открытое заседание Координационного совета, где обсуждался проект Методических рекомендаций по внедрению новой модели непрерывного медицинского образования в отдельных регионах.

"Эта модель разрабатывается с целью повышения квалификации медицинских работников и в конечном итоге направлена на улучшение качества медицинской помощи, - напомнил директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Игорь Маев. - При этом речь идет пока только о пилотных регионах и о периоде внедрения новой модели в один год".

Новая модель предусматривает обучение работника в течение года путем прохождения отдельных мероприятий в образовательных учреждениях и профессиональных некоммерческих организациях с применением дистанционных и симуляционных образовательных технологий. При этом расширяются объемы самостоятельного обучения, предоставляется возможность выбора учебных мероприятий.

В рамках проекта, который рассчитан на 1 год, врачам будет предложено пройти обучение, как и обычно, в течение 144 ч. Нововведение состоит в том, что из них 108 ч обучения будет проходить в государственном образовательном учреждении, а остальные 36 ч заполнят своими образовательными программами профессиональные медицинские общества (профессиональные некоммерческие организации по специальностям).

В новой модели обучения будут учитываться такие новые виды образовательной активности, как посещение конференций и семинаров, проводимых обществами; самостоятельная работа с электронными интерактивными образовательными модулями, чтение профессиональной литературы и т.д. За 1 ч участия в образовательном мероприятии врач получает 1 кредит.

К участию в проекте рекомендовано привлечь работников, оказывающих первичную и специализированную медико-санитарную помощь, а также специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью. "Участие в НМО должно быть бесплатным, удобным и полезным для врача и максимально результативным для пациента", - подчеркнул сопредседатель Координационного совета Леонид Рошаль.

Тема внедрения непрерывного медицинского образования в системе усовершенствования врачей настолько актуальна, что зал был заполнен до отказа и наряду с членами совета в дискуссии активно участвовали и сами практикующие врачи, руководители учреждений здравоохранения, преподаватели медицинских вузов, члены профессиональных медицинских обществ и ассоциаций.

"Мы хотим, чтобы медицинское образование стало действительно непрерывным, ориентированным на актуальные проблемы практического здравоохранения региона, доступным на рабочем месте врача благодаря дистанционным и электронным технологиям и проходило с участием профессиональных обществ", - отметила в своем выступлении руководитель рабочей группы Координационного совета по реализации проекта Гузель Улумбекова.

3.3. Увеличение объемов и скорости обновления медицинской информации требует создания системы непрерывного (ежедневного) обучения врачей на рабочих местах и скорейшего доведения до них научнообоснованной информации по новым методам лечения и диагностики заболеваний, в том числе с применением дистанционных электронных технологий. Эти технологии позволяют приблизить высококачественные образовательные мероприятия к рабочему месту врача, а также повышают эффективность расходов на образование.

3.4. В медицинскую практику внедряются новые сложные медицинские диагностические и лечебные технологии, применение которых требует от врачей дополнительных знаний и умений для обеспечения безопасности пациентов. Соответственно требуются новые технологии обучения, в том числе симуляционные, которые позволяют значительно улучшить результаты лечения и повысить безопасность пациентов.

В рамках очередного заседания Координационного совета по развитию НМО было объявлено о запуске нового портала Совета www.sovetnmo.ru, где врачи смогут заполнить свой индивидуальный план развития. В настоящее время портал работает в тестовом режиме.

Web-ресурс будет иметь 2 вида доступа - открытый и закрытый. В открытом доступе будут проводиться обсуждение системы НМО и обратная связь с врачами, размещаться новости и пресс-релизы, а также пакеты утвержденных нормативных документов, учебные программы и календарь мероприятий.

Вход по паролю будет предоставлен для членов совета, для врачей - участников проекта и для руководителей учреждений здравоохранения. Члены совета смогут таким образом получать информацию о рабочих совещаниях и документы совета для обсуждения.

Врачи - участники проекта - получат доступ к электронным модулям и информационным ресурсам для дистанционного образования, смогут заполнить индивидуальный план развития (ИПР) и отчет о его реализации.

Руководители учреждений здравоохранения смогут оперативно получать информацию о врачах-участниках и статистику обучения.

В открытом режиме на сайте функционирует форум, на котором каждый желающий может зарегистрироваться и высказать свои пожелания по улучшению проекта.

4. Цели и задачи проведения конференции

Цель - повышение качества и безопасности оказания медицинской помощи пациентам путем повышения качества медицинского образования.

Задачи:

I. Изучение и обсуждение лучшего российского и зарубежного опыта внедрения непрерывного медицинского образования (НМО).

II. Изучение лучшего российского и зарубежного опыта внедрения инновационных обучающих технологий в систему медицинского образования.

III. Разработка программы развития НМО на 2014-2015 гг. и поэтапное внедрение НМО с участием профессиональных медицинских обществ, а также с внедрением современных инновационных технологий: симуляционных, дистанционных и электронного обучения.

Как отметил Игорь Маев, сегодня российская система медицинского образования отстает от европейской в среднем на 10 лет: "Действующая у нас система не соответствует современному уровню развития здравоохранения как по форме, так и по содержанию".

Об изменениях в глобальном мире и новых технологиях в подходах к образованию рассказала президент Ассоциации по медицинскому образованию в Европе Мадалена Патрисио. "Сейчас нельзя учить локально по стандартам одной отдельно взятой страны, особенно если эта страна - часть единой Европы. Сотрудничество на уровне медицинских университетов, частные контакты между специалистами должны стать нормой для всех, имеющих отношение к медицинскому образованию". При этом очень важно научить молодого врача правильному выбору и оценке важности информации. А для этого необходимо изменить подходы и к преподаванию, и к оценке знаний студентов. Примерно 50% знаний, которые сейчас даются студентам, уже устаревшие, - уверена Мадалена Патрисио. - В последние два десятилетия поменялись не только лекарственные препараты, но и подходы к диагностике и терапии заболеваний".

5. Тематика конференции

Число выступлений и других мероприятий составило более 90 докладов, 10 мастер-классов.

Докладчики, представительство стран: Российская Федерация, Казахстан, Армения, Латвия, США, Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Швейцария, Нидерланды, Иран, Португалия и др.

В рамках конференции проведен II съезд Российского общества по симуляционному обучению в медицине.

Основные темы конференции:

5.1. Развитие непрерывного медицинского образования (НМО):

- прослушан международный опыт организации НМО;

- обсуждены требования к мероприятиям и материалам для НМО, а также процедура их оценки на соответствие требованиям;

- В рамках конференции проведено открытое заседание Координационного совета по развитию НМО в РФ - были публично обсуждены "Методические рекомендации по внедрению новой модели непрерывного медицинского образования с участием профессиональных некоммерческих организаций (НКО) в отдельных субъектах РФ".

О стратегии развития медицинского образования в России рассказал ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко, который начал с критики образовательных стандартов. "Стандарты были разработаны в 2001 г. и в настоящее время не соответствуют современным требованиям. Также необходимо пересмотреть действующую номенклатуру медицинских специальностей, так как существующая значительно увеличивает объем подготовки студентов". Вместе с тем Петр Глыбочко отметил, что к запуску проекта по развитию системы НМО уже много сделано. Например, завершена работа по созданию электронной образовательной среды. Но система будет недееспособной, если не будет обеспечен максимальный доступ врача к информации в удобной форме, без отрыва от его места работы. Реализация этого проекта даст дополнительные возможности доступа к мировым базам знаний для всех - от земского доктора до специалистов ведущих клиник страны.

- Участие фармацевтических компаний в НМО.

5.2. НМО для организаторов здравоохранения:

- обсуждены вопросы современных требований к организаторам здравоохранения и пути повышения их квалификации (в том числе с помощью симуляционных технологий).

5.3. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, обсуждено:

- как проводить дистанционные мероприятия, оптимальный состав групп для вебинаров;

- как готовить электронные учебники и модули;

- как готовить тестовые задания для модулей и др.;

- рассказано об уже реализуемых проектах (например, в радиологии).

5.4. Симуляционные технологии:

- представлены самые различные виды современного симуляционного оборудования;

- проведены мастер-классы по обучению работе на оборудовании;

- обсуждены вопросы эффективной организации работы симуляционных центров.

Как особо подчеркнул Петр Глыбочко, в большинстве развитых стран симуляционные тренинги включены в обязательную программу обучения врачей всех специальностей. Использование симуляционных технологий позволяет снизить количество врачебных ошибок, продолжительность лечения, летальность при оказании экстренной помощи.

5.5. Обучение преподавателей, обсуждены вопросы:

- эффективный преподаватель;

- научные публикации в международных журналах;

- вопросы объективизации оценки знаний и умений специалистов;

- командное обучение.

Большой интерес вызвал доклад профессора Питсбургского университета Джеймса МакГи об использовании виртуальных пациентов в подготовке специалистов. Для каждого студента создается свой пациент: со своим именем, историей болезни, жалобами, лабораторными анализами.

Петр Глыбочко, обращаясь к педагогам высшей школы, отметил: "Какие бы новейшие технологии не внедрялись в процесс образования, все равно ключевым участником остается педагог, поэтому начать надо с переподготовки преподавателей высшей школы".

По словам Мадалены Патрисио, в системе обучения медицинских университетов все большее месте занимают так называемые виртуальные школы профессиональной подготовки. При этой системе обучение происходит практически непрерывно - на всех видах носителей, в тесном контакте с личным наставником. "Будущее медицинского образования - не за лекциями в аудиториях, а за электронным обучением, для которого нет ни границ, ни национальностей", - подчеркнула она.

6. Решения 6.1. В части развития НМО и внедрения дистанционных электронных технологий в обучение врачей в РФ:

6.1.1. Одобрить представленные Методические рекомендации и Приложения к ним по внедрению новой модели НМО в отдельных субъектах РФ с учетом высказанных замечаний и предложений.

6.1.2. Профессиональными НКО совместно с Рабочей группой (по сопровождению проекта по внедрению новой модели НМО) ускорить работу по подготовке электронных интерактивных обучающих материалов (модулей) и отработать механизмы проведения дистанционных образовательных мероприятий (вебинаров).

6.1.3. Рабочей группе (по сопровождению проекта по внедрению новой модели НМО) подготовить план реализации проекта с учетом возможных рисков (орга-

низация бесперебойной интернет-связи, оснащенность учреждений компьютерами, умение врачей вести индивидуальный план развития, обучение координаторов из субъектов РФ и др.).

6.2. В части профессионального развития преподавателей:

6.2.1. Создать ассоциацию преподавателей медицины в Российской Федерации

6.2.2. В рамках ассоциации разработать проекты документов по непрерывному повышению квалификации и аттестации преподавателей.

6.2.3. В сотрудничестве с Ассоциацией по медицинскому образованию в Европе разработать учебные и методические материалы для повышения квалификации преподавателей.

6.2.4. Организовать рабочую группу по подготовке интерактивных обучающих материалов для базового медицинского образования.

В обзоре использовались материалы порталов АМИ и "Фармацевтический вестник".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»