Актуальность и цели внедрения учебных фильмов на аудиторных занятиях со студентами кафедры физиотерапии стоматологического факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Резюме

В статье описан опыт использования учебных фильмов на аудиторных занятиях со студентами кафедры физиотерапии стоматологического факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова, в рамках современных образовательных технологий. В рамках преподавания дисциплины "Физиотерапия" разработана и апробирована методика основанная на применении учебных фильмов. Разработанные рекомендации являются фрагментом образовательного процесса по дисциплине "Физиотерапия". В статье даны практические советы по созданию современных учебных фильмов. Предлагаемая модель, позволяет оптимизировать и повысить эффективность и качество обучения, а также создает условия для формирования профессиональных компетентностей будущего врача.

Ключевые слова:• учебный фильм • профессиональные компетентности • ориентировочная основа деятельности (ООД) • оптимизация обучения • стоматология • физиотерапия

Мед. образование и проф. развитие. 2013. № 1. С. 55-59.

Возрастающие темпы научно-технического прогресса выдвигают новые требования к качеству подготовки специалистов. Высшая школа сегодня переживает время коренных изменений содержания обучения, его форм, методов и организации. На первый план в исследовательской и практической деятельности по совершенствованию учебного процесса выдвигаются задачи по оптимизации обучения. Главными целевыми установками при этом являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, т.е. способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (Федеральный государственный образовательный стандарт-5с) (Готская И.Б., 2009; Закон Российской Федерации "Об образовании" от 21.04.2010). В основе такого подхода лежит получение навыков работы с источниками информации, моделирования врачебных ситуаций, т.е. студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальной профессиональной деятельности.

Идея применения учебных фильмов пришла к нам после того, как мы изучили количество и качество учебных пособий, используемых для преподавания по специальности "физиотерапия" студентам 5-го курса стоматологического факультета. Были определены основные направления и проблемы преподавания данной специальности. В первую очередь - это трудности формирования профессиональных навыков в стоматологии, что связано с жестким временным лимитом, выделенным учебной программой для изучения как каждой конкретной темы, так и всего образовательного модуля в целом (цикл состоит из 6 занятий). При изучении специальности студенты сталкиваются с проблемой нехватки тематических пациентов, в связи с чем у них возникают сложности с освоением мануальных навыков, что негативно сказывается на понимании смысла практической деятельности, осложняет освоение нового материала и ориентирование в лечебном процессе.

Цель нашей работы - создание новых методов и средств обучения для повышения качества подготовки врачей-стоматологов по специальности "физиотерапия".

Основой для формирования учебных фильмов служат профессиональные особенности специальности, смоделированные в процессе составления схем (ориентировочной основы деятельности) ООД.

Необходимо учитывать тот факт, что на момент начала работы в рамках преподавания нашей дисциплины отсутствовал опыт создания подобных средств обучения. Первоначально ставилась задача разработки видеопособий, ориентированных на обучение методам диагностики и лечения заболеваний челюстно-лицевой области, которые подробно изучаются только в процессе прохождении основной образовательной программы и на которые не выделяется учебное время при прохождении смежных дисциплин. В настоящий момент фильмотека кафедры насчитывает 3 учебных фильма: "Электроодонтодиагностика", "Апекс-форез", "Импульсные токи в лечении лицевой боли".

Особенности методики разработки учебного фильма

Еще на заре учебного кинематографа Н.К. Крупская писала: "Именно в роли учебного пособия кино имеет громадное будущее" (Гельмонт А.М., 1963). Положительные стороны учебного фильма неоднократно подчеркивались в работахкак советских исследователей (Архангельский С.И., Ивашкевич Н.П., Прессман Л.П., Хозяинов Г.И., Шахмаев Н.М. и др.), так и зарубежных (Маккичи У., Треверс Р., Уэллс Р. и др.).

Понятие учебный фильм должно включать 3 компонента, отражающие:

1) содержательную сторону визуального пособия;

2) его связь с учебным процессом;

3) цели и задачи использования.

В физиотерапии учебные фильмы можно использовать как на лекциях, так и на семинарских занятиях. При этом перед созданием фильма следует четко определить его цель. Кроме того, необходимо сформулировать, какие задачи реализуются с помощью данного видеопособия и к принятию каких решений необходимо подтолкнуть аудиторию.

Следующий этап - разработка и написание подробного сценария. Разработка сценария подразумевает обеспечение такой последовательности связанных между собой фрагментов, чтобы фильм реализовывал поставленные задачи. Видеофрагменты выстраиваются таким образом, чтобы плавно подвести студента к ключевой идее фильма.

Результат применения учебного фильма на лекции зависит от множества факторов, из которых ведущими и определяющими эффективность являются два:

1) качество учебного фильма, характеризующееся воспринимаемостью предъявленного учебного материала;

2) условия введения фильма в учебный процесс, включающие выбор времени, места и др.

Таким образом, эффективность учебного фильма мы связываем с результатом действий педагога и обучаемого, направленных со стороны педагога на систематизированную подачу информации, а со стороны обучаемого - на ее восприятие, осмысление и усвоение. Практика показывает, что большинство молодых режиссеров учебных фильмов при создании визуального пособия стремятся включить в него как можно больше вербальной информации. Однако качественный фильм - это не только текст, который, можно прочитать в учебнике или который может быть рассказан самим преподавателем. Хороший учебный фильм должен иметь высококачественный видеоряд. Необходимо помнить об оптимальном балансе между текстом и изображением: в каждом фрагменте фильма видеоряд и текст должны дополнять друг друга, не отклоняясь при этом от сценария визуального пособия.

При написании сценария, а затем и при записи текста длинные предложения по возможности следует заменять на ключевые слова и фразы, что даст возможность поддерживать внимание зрителей на текущем фрагменте фильма.

Оптимальное время продолжительности учебного фильма для проведения занятия по физиотерапии - 15 мин. При большей продолжительности у студента падает концентрация внимания, а меньшая продолжительность не позволяет в полном объеме раскрыть содержание и продемонстрировать выбранный физиотерапевтический метод диагностики и (или) лечения.

При создании учебного фильма целесообразно использовать простые спецэффекты, так как сложные отвлекают аудиторию и затрудняют восприятие. Главное - акцентировать внимание студентов на содержании фильма. Для поддержания внимания аудитории к визуальному пособию рекомендуется чередовать видеофрагменты, сопровождающиеся речью, и текстовую информацию на подложке (фоне), сопровождающуюся легкой, ненавязчивой музыкой (по типу презентации). Оптимальный размер шрифта для текста - 30.

При этом необходимо ограничивать количество информации в каждом фрагменте. Большинство студентов легко увидят 5-6 слов в строке и 5-6 строк на отдельном фрагменте. Лучше использовать классические шрифты, так как декоративные трудны для чтения.

Следует обратить особое внимание на фрагмент, который содержит выводы: он завершает учебный фильм и лучше всего запоминается зрителями, поэтому важно грамотно и максимально понятно для студентов сформулировать ключевую идею визуального пособия.

Методические разработки и рекомендации по использованию учебных фильмов

Все созданные нами учебные фильмы прошли апробацию на кафедре физиотерапии МГМСУ им. А.И. Евдокимова и были включены в программы практических занятий по соответствующей тематике с учетом целей и задач, методов обучения, средств обучения и учебного времени. В ходе экспериментальной проверки применения учебных фильмов на занятиях со студентами 5-го курса стоматологического факультета были отмечены следующие особенности:

1. Фильм помогает студентам понять смысл их будущей деятельности (в нашем случае - методы диагностики и лечения).

2. Фильм способствует освоению новых знаний и ориентированию в лечебной деятельности.

3. Фильм используется в качестве эталона работы с пациентом или на фантоме.

4. Фильм может применяться для контроля уровня подготовки студентов.

Мы провели опрос студентов 5-го курса очной формы обучения стоматологического факультета ГБОУ МГМСУ им. А.И. Евдокимова с целью подтверждения того факта, что использование учебных фильмов способствует формированию у студентов более качественных знаний по физиотерапии.

Основные преимущества использования учебного видеофильма:

- приоритет деятельностного подхода в учебном процессе;

- комплексное использование средств обучения для получения целостного представления об изучаемом предмете;

- перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельную и аналитическую деятельность;

- овладение современными знаниями в пределах заданной программы и образовательных целей;

- развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Заключение

Разработанные рекомендации являются фрагментом образовательного процесса по специальности "физиотерапия".

Предлагаемая учебная модель на примере учебного занятия по теме "Физиотерапия пульпита и периодонтита" позволяет оптимизировать и повысить эффективность и качество обучения, а также создает условия для формирования профессиональных компетентностей будущего врача.

В рамках преподавания специальности "физиотерапия" разработана и апробирована методика, основанная на применении учебных фильмов, которая способствует формированию системных представлений по изучаемой теме ("Электро-одонтодиагностика", "Апекс-форез", "Импульсные токи в лечении лицевой боли").

Таким образом, предложенные способы подачи учебного материала позволяют достичь повышения теоретической готовности и ускоряют формирование практических навыков. Внедренная технология позволяет включить в содержание учебного процесса дополнительную информацию, не вошедшую в рекомендуемые вузовские учебники по физиотерапии.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»