Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель - больше чем лектор. 12 ролей преподавателя (пер. с англ. под ред. проф. И.Г. Никитина)
РезюмеПреподавание - трудное и сложное занятие. В данной статье мы рассматриваем вопросы преподавания и то, с чем оно связано. За широкомасштабными и далеко идущими изменениями в медицинском образовании незримо присутствует преобразующая роль медицинского преподавателя. Выделено 12 ролей, выполняемых медицинским преподавателем, которые в представленной модели сгруппированы в 6 категорий:
1. Обеспечение информацией.
2. Формирование ролевой модели.
3. Посредническая роль.
4. Оценка полученых результатов.
5. Планирование процесса обучения.
6. Разработка учебных материалов.
В представленной модели для одной части ролей в большей степени требуется медицинский опыт, а для другой - преподавательский. Одни роли больше связаны с непосредственным общением со студентами, другие меньше. Роли представлены в соответствии с концепцией "конкурирующих ценностей": они могут передавать конфликтные сообщения, например, при предоставлении информации, или поощрять независимое обучение, помогая студенту или проверяя его компетентность. Концепция ролевой модели используется при оценке потребностей преподавательского состава в реализации учебного плана, назначении на должность преподавателя и при разработке программы профессионального развития преподавателей. На некоторых преподавателей возлагается лишь одна роль, но у большинства из них ролей несколько. В тех случаях, когда не хватает достаточно обученных сотрудников для выполнения ролевых потребностей, необходимо перераспределить роли сотрудников, если это возможно, и заняться их подготовкой. Если же сделать это невозможно или нежелательно, то следует привлечь новых сотрудников для выполнения конкретных ролевых функций. При назначении новых сотрудников обговаривают и согласовывают ролевой профиль, который в дальнейшем периодически уточняют.
Ключевые слова:• Преподаватель
• Медицинское образование
• Роли преподавателя