Потребность в кредитах при реализации НМО обусловлена необходимостью введения единого измерителя для подтверждения участия в НМО. В Европейском союзе, как и в Северной Америке, система начисления кредитов стала основой для гармонизации НМО. Образовательные кредиты, получаемые врачами при участии в аккредитованных образовательных мероприятиях могут быть использованы в любой стране ЕС и в США.
Нельзя не признавать значимые преимущества, которые стали доступны с появлением новых образовательных технологий, давших врачам новые возможности получения информации, идущие гораздо дальше традиционных лекций, симпозиумов и конференций. В то же время профессиональная подготовка врачей не может ограничиваться только электронными ресурсами и должна включать весь спектр образовательных мероприятий.
В этом документе рассматриваются международные требования к электронным образовательным материалам, включая аудиозаписи (подкасты), видеозаписи (водкасты) на CD или DVD, материалы, предназначенные для онлайн-просмотра на образовательных веб-сайтах, мобильных устройствах. Аккредитация печатных материалов и образовательных мероприятий рассматривается в отдельных документах.
Учитывая, что с развитием новых технологий появляются образовательные материалы, которые не могут быть однозначно отнесены к определенным типам, основными критериями при аккредитации таких материалов являются форма их представления и потенциал для вовлечения обучаемого в активное обучение. Так, например, видеотрансляция рассматривается как образовательное мероприятие, но может рассматриваться как электронный учебный материал, если в нее будут включены соответствующие инструменты оценки знаний. Выбор процедуры аккредитации остается привилегией органа, рассматривающего заявку.
Данный документ рассматривает требования и процедуру аккредитации электронных образовательных материалов. Процедура аккредитации применима к образовательным материалам для врачей всех специальностей, вошедших в совет по аккредитации. Также устанавливаются критерии, применяемые при аккредитации к электронным образовательными материалам (далее Материалы) и порядок подачи заявки провайдером материалов для НМО (далее Провайдер).
1. Образовательные цели и выполнение образовательных потребностей
1.1. Провайдер должен ясно указать что Материал был подготовлен с целью выполнения заявленных образовательных потребностей, а также указать, каким образом это будет достигнуто. Необходимо привести доказательства проведения оценки и определения образовательных потребностей и указать как именно они будут удовлетворены.
1.2. Провайдер должен ясно указать ожидаемые образовательные результаты Материала. Результаты должны быть определены с указанием знаний, умений, изменений отношения и поведения, которые могут быть получены в результате изучения Материала.
1.3. Провайдер должен четко определить, и ясно обозначить целевую аудиторию, для которой подходит Материал. Целевая аудитория должна быть описана с указанием специальности и стажа врача (далее Учащийся).
2. Описание Материала
2.1. Провайдер должен предоставить краткое описание Материала.
2.2. Провайдер должен обеспечить сохранность персональных данных, подтвердить неприкосновенность частной жизни и то, что любая информация, предоставленная учащимся будет использоваться только для определенных ранее учебных целей.
2.3. Провайдер должен ясно указать вероятную продолжительность взаимодействия Учащегося с материалом для выполнения образовательной цели (целей). Продолжительность должна составлять не менее 1 ч, за каждый дополнительный час присуждается дополнительный образовательный кредит согласно таблице, приведенной в Приложении.
2.4. Провайдер должен ясно указать на соответствие материалов этическим, правовым медицинским и юридическим требованиям. Где применимо, это указание должно содержать информированное согласие пациентов и других участников на включение их данных в Материал, подтверждение обеспечения конфиденциальности пациентов и других участников, соответствие этическим требованиям научных исследований, требованиям по защите данных и соблюдению авторских прав. Необходимо убедиться в том, что пациенты не могут быть идентифицированы в использованных материалах.
2.5. Провайдер должен четко указать дату подготовки Материала, любые существенные изменения в его содержании, и срок возможного использования. 2.6. Провайдер должен четко указать технические требования для использования Материала (например, совместимость с операциоными системами), а также контакты технической поддержки.
3. Характер Материала
3.1. Все содержимое Материала должны быть основано на фактических данных, с указанием на уровень доказательности (где применимо), и ссылками на соответствующие исследования. Ссылки даются в формате, принятом для научных публикаций.
3.2. Материал должен быть построен с учетом методов активного обучения взрослых.
3.3. Материал должен включать средства оценки полученных знаний. Эти средства должны соответствовать уровню, содержанию и продолжительности Материала и быть интегрированы в Материал. Они могут быть основаны на вопросах закрытого типа или других методах самооценки, но обязательно должны иметь четко определенные критерии оценки (например, минимальный проходной балл). Эти критерии должны быть установлены Провайдером. Самооценка должна занимать не менее 10 мин из каждого предложенного к аккредитации часа образовательной активности.
3.4. Все содержание Материала должно быть свободно от любой коммерческой или иной формы заинтересованности. При наличии действительных доказательств эффективности определенного метода лечения или препарата, информация о них должна содержаться в манере, принятой для научных публикаций.
3.5. Все материалы должны быть свободны от любых форм рекламы. Материалы, содержащие рекламную информацию, не рассматриваются советом по аккредитации.
3.6. Все названия процедур и препаратов должны приводиться в соответствии с общепринятой международной номенклатурой.
4. Подробная информация о Провайдере
4.1. Провайдер должен представить краткое описание организации. Не допускается включение в описание рекламной информации за исключением логотипа Провайдера.
4.2. Должны быть указаны ФИО и квалификация лица (лиц), участвующих в подготовке содержания. Обязательно должны быть указаны все лица, задействованные в создании Материала.
4.3. Необходимо указать ФИО, ученое звание и должность медицинского специалиста, несущего ответственность за содержание Материала.
4.4. Должно быть дано полное описание реального или потенциального конфликта интересов лица (лиц), участвующих в подготовке содержание материала. Необходимо, чтобы медицинский специалист, ответственный за содержание Материала, предоставил полную декларацию реального или потенциального конфликта интересов. Доходы, связанные с самим Материалом, при этом не учитываются.
4.5. Должны быть объявлены все источники финансовых средств, предоставленных для создания Материала. Если лицам, участвовавшим в создании Материала были предоставлены образовательные гранты или финансовая поддержка, должны быть указаны их источники и природа.
4.6. Материал должен содержать ссылки на дополнительную информацию. Ссылки на коммерческие сайты должны быть четко идентифицированы.
5. Обеспечение качества со стороны Провайдера
5.1. Провайдер должен предоставить подтверждение проверки качества материалов до подачи заявки на аккредитацию. Как минимум, провайдер должен проверить Материал на соответствие данным критериям.
5.2. Провайдер должен обеспечить надежную и эффективную обратную связь и предоставлять отчеты по обращениям пользователей и ответам на них. Для продления аккредитации эти отчеты должны быть представлены в течение 12 месяцев после первой аккредитации аккредитации.
5.3. История Провайдера по предыдущим или текущим модулям или программам должна быть удовлетворительной, в противном случае причины неудовлетворительных оценок, полученных ранее, должны быть разрешены.
5.4. Провайдер должен обеспечить техническую поддержку Материала.
Принципы начисления кредитов НМО для электронных учебных материалов
- 45-90 мин - 1 кредит.
- 91-150 мин - 2 кредита.
- 151-210 мин -3 кредита.
Не назначается дробное число кредитов.
Для отдельного модуля не начисляется более 3 баллов, так как Учащийся вряд ли будет получать дополнительные знания, занимаясь с применением электронного обучения более 210 мин.
Провайдер может объединять короткие образовательные материалы, с тем чтобы они соответствовали минимальному времени для назначения 1 балла и разбивать материалы, требующие более 210 мин обучения на более короткие модули.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ
Данный документ рассматривает требования и процедуру аккредитации образовательных мероприятий. Процедура аккредитации применима к образовательным материалам для врачей всех специальностей, вошедших в совет по аккредитации. Также устанавливаются критерии, применяемые при аккредитации к образовательными мероприятиям (далее ОМ) и порядок подачи заявки провайдером материалов для НМО (далее Провайдер).
Образовательными мероприятиями здесь и далее мы называем любые собрания, основной целью которых является предоставление учебных материалов медицинского характера специалистам с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Ожидается, что в результате внедрения в практику знаний, полученных при участии в подобных мероприятиях, улучшатся результаты диагностики, лечения и безопасность пациентов.
1. Образовательные цели и выполнение образовательных потребностей
1.1. Провайдер должен проводить ОМ таким образом, чтобы удовлетворить определенные образовательные потребности. Провайдер должен продемонстрировать что были проведены оценка и определение образовательных потребностей, как был организован этот процесс и какие образовательные потребности были в результате сформулированы.
1.2. Провайдер должен определить "целевую аудиторию", для которой данные ОМ вероятнее всего будут актуальны. Целевая аудитория должна быть описана с указанием специальности и стажа врача (далее Учащийся).
1.3. Провайдер должен определить и сообщить ожидаемые образовательные результат(ы) данных ОМ. Результаты должны быть определены с указанием знаний, умений, изменений отношения и поведения врачей, а также влияния на клиническую практику или более широкие профессиональные сферы.
2. Описание образовательного мероприятия
2.1. Провайдер должен обозначить название ОМ, место его проведения, дату/даты проведения, а также четко описать характер мероприятия. В этом описании должно быть отражено содержание мероприятия - лекции, мастер-классы, дискуссии, другие образовательные методики, форма проведения - последовательные или параллельные сессии, их число. Может быть проведена аккредитация как всего мероприятия, так и отдельных его частей, при условии, что их продолжительность будет соответствовать минимальным требованиям.
2.2. ОМ должны включать методы активного обучения участников. Заявитель должен указать каким образом это будет достигнуто, например, мультимедийные презентации, интерактивные сессии, системы интерактивного голосования, и т.п.
2.3. Провайдер должен предоставить подробную информацию о продолжительности ОМ. Эта информация крайне важна, так как определяет количество образовательных кредитов, которые могут получить участники мероприятия. Минимальная продолжительность мероприятия - 1 ч, за каждый дополнительный час добавляется 1 кредит, но не более 3 за полдня и не более 6 за полный день.
2.4. Провайдер должен указать механизм(ы), позволяющие убедиться, что Учащийся достаточно вовлечен в ОМ для достижения образовательных целей. Как минимум должен быть использован механизм учета присутствия. Приветствуется использование более совершенных методов контроля, таких как смарт-карты, позволяющие подтвердить участие в определенных сессиях, провести опрос Учащегося по материалам, представленным на ОМ, заполнение Учащимися форм обратной связи и т.п.
2.5. ОМ должны проводиться с соблюдением всех соответствующих этических, правовых, медицинских, нормативных, отраслевых и законодательных требований. Заявление может содержать такие документы как информированное согласие пациентов и других участников на включение их данных в Материал, подтверждение обеспечения конфиденциальности пациентов и других участников, соответствия этическим требованиям научных исследований, требованиям по защите данных и соблюдению авторских прав. Необходимо убедиться в том, что пациенты не могут быть идентифицированы в использованных материалах.
3. Подробная информация о Провайдере
3.1. Провайдер должен представить краткое описание своей организации и всех других организаций, задействованных в проведении ОМ, с описанием участия каждой из них в проведении ОМ. Если Провайдер проводит ОМ по поручению другой организации (например, фармацевтического или медицинского производителя), их взаимоотношения должны быть полностью раскрыты.
3.2. Провайдер должен представить информацию о других образовательных мероприятиях, проведенных в течение 2 предыдущих лет. Должно содержаться указание на проведение аккредитации этих мероприятий (пункт вводится в действие с 01.01.2016).
3.3. Провайдер должен указать имена, должности и контактные данные лица (лиц), ответственного за подготовку ОМ. Должны быть указаны все лица или организации, ответственные за планирование, научную программу, администрирование ОМ, а также прием платежей. 3.4. Провайдер должен указать ФИО, ученное звание и должность медицинского специалиста, ответственного за заявку на аккредитацию ОМ. Как правило, это лицо, возглавляющее организационный комитет ОМ. В обязанности ответственного входит проверка всей информации, содержащейся в заявке на аккредитацию от имени Провайдера.
4. Программный и/или организационный комитет
4.1. Провайдер должен указать имя (имена), должность (должности) и контактные данные руководителя и всех остальных членов программного и/или организационного комитета. Должно быть ясно указано лицо, ответственное за научную программу или возглавляющее программный комитет.