Образовательные и финансовые последствия использования пациентов-инструкторов во вводном обучении умениям физикального осмотра

Резюме

 

Предпосылки

Умение правильно проводить осмотр пациента является неотъемлемой частью профессиональной подготовки врачей. Все труднее становится найти время и фи­нансы для обучения студентов преподавателями-клиницистами этому важному умению.

Цель

Цель данной работы - определить, является ли использование пациентов-инструкторов (симулированных пациентов) во вводном курсе клинической ме­дицины: 1) таким же эффективным, как использование преподавателей-врачей в обучении физикальному осмотру; 2) влияющим на успеваемость учащихся по результатам итогового практического экзамена; 3) экономически обосно­ванным.

Методы

Модель обучения с использованием пациентов-инструкторов (PE) была вве­дена на вводном курсе клинической медицины в университете Миннесоты с 2006 по 2008 г. Каждый год оценивалась способность студентов правильно проводить полный физикальный осмотр, а через 6 мес - с использованием Объективного структурированного клинического обследования (OSCE). Были определены раз­личия результатов тестов за эти 2 года, а также ежегодное изменение общего бала. Была подсчитана стоимость расходов на обучение каждого студента путем опре­деления размера почасовой оплаты труда преподавателей, стандартизированных пациентов и пациентов-инструкторов за каждый год.

Результаты

Средняя успеваемость студентов была статистически ниже при с использова­нии пациентов-инструкторов, но только на 2 процентных пункта. Вариативность знаний, полученных студентами в ходе занятий по отработке умений физикально-го осмотра, оставалась неизменной при увеличении использования РЕ. Расходы на заработную плату преподавателей в пересчете на 1 студента сократились с 449$ в 2006 г. до 196$ в 2008 г.

Заключение

С точки зрения достижения устойчивых знаний и успеваемости студента, ис­пользование специально подготовленных РЕ имеет сравнимые результаты и яв­ляется менее затратным в преподавании физикального осмотра в первые годы обучения.

Medical Teacher. - 2011. - Vol. 33, N 11. - P. 911-918 (doi:10.3109/0142159X.2011.558139).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»