Конференция "AMEE-2011" Вена, Австрия, 27-31 августа 2011 г.
Конференция "AMEE-2011" Вена, Австрия, 27-31 августа 2011 г.
Ассоциация по медицинскому образованию в Европе была основана в 1972 г. в Копенгагене, чтобы способствовать коммуникации среди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии национальных ассоциаций по вопросам медицинского образования по всей Европе. AMEE является Европейской региональной ассоциацией Всемирной федерации медицинского образования и членом Исполнительного совета ВФМО. Ряд европейских национальных медицинских ассоциаций являются корпоративными членами AMEE, в их число входит и АСМОК (Ассоциация медицинских обществ по качеству). За последние десятилетия AMEE постоянно расширялась как в размере, так и в сфере своей деятельности, и в настоящее время она является Всемирной ассоциацией с членами и контактами в более чем 90 странах. Начиная с 1973 г. AMEE организует ежегодную конференцию в европейских городах. Конференции AMEE в последние годы регулярно привлекают около 3000 участников со всего мира, это мероприятие стало основным местом сбора всех заинтересованных в образовании в области здравоохранения, местом установления связей, обмена идеями и информацией о происходящем в медицинском образовании во всем мире. Девиз конференции: "Inspire and be inspired!" - "Вдохновляй и вдохновляйся!".
В 2011 г. ежегодная конференция AMEE, ставшая главным ежегодным событием в области медицинского образования, проходила в конференционно-выставочном центре REED MESSE WIEN, расположенном в живописном парке на окраине старой Вены она собрала около 2800 участников со всего мира. Количество участников было бы значительно выше, если бы не значительные визовые ограничения, действующие в Евросоюзе, которые практически исключили участие африканских стран. Широко были представлены европейские страны, США, Австралия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, ЮАР, страны Латинской Америки. Соорганизатором конференции выступил Венский медицинский университет, один из старейших в Европе и самый крупный в германоязычных странах. За год до проведения конференции здесь был создан комитет, который занимался организационными вопросами. Технические вопросы по организации (финансовые вопросы, регистрация участников, визовая поддержка и пр.) обеспечивались компанией Worldspan. Значительный вклад в организацию конференции вносит и студенческая команда, в которую входили как студенты Венского медицинского университета, так и международная команда студентов-медиков, организованная IFMSA - Международной федерацией ассоциаций студентов-медиков.
Формат конференции традиционно включает пленарные сессии, симпозиумы, тематические сессии, стендовые доклады, курсы и мастер-классы. Тематика заседаний охватывает весь спектр проблем, технологий и практики медицинского образования. В связи с местом проведения несколько симпозиумов проводилось на немецком языке.
Pre-conference
В течение 2 дней перед началом основной программы конференции были организованы мастер-классы, продолжительностью 4 или 8 ч:
• Наука и инновации в медицинском образовании.
• Искусство и наука посредничества: оптимизация опыта преподавателя и ученика.
• Теория и практика взаимного обучения в медицинском образовании.
• Развитие клинического мышления: педагогическая диагностика и практические инструменты для наблюдения и восстановления.
• Сложность, профессионализм и скрытый учебный план в медицинском образовании.
• Преподавание этики: обмен лучшим опытом.
• Ушибы, ожоги и кровотечения: основные техники имитации.
• Системный подход к планированию: оценка знаний как функции мониторинга.
• Обучение на ходу: поощрение и внедрение использования мобильных устройств в образовании.
• Стратегическое видение: привлечение преподавателей к планированию программ.
• Системы здравоохранения: создание учебной программы, основанной на клинических случаях.
• Внедрение инноваций в последипломное обучение: как начать уже завтра?
• Все, что нужно знать, для проверки удобства мероприятий по электронному обучению.
• Ключ к расшифровке эмоций: как мимика и язык тела говорят за нас.
• Теории тестирования: то, что вы всегда хотели знать, но стеснялись спросить.
• Симуляции: интеграция клинических и фундаментальных наук в предклинические годы обучения.
• Как разработать эффективный e-learning - от принципов к практике.
• Проведение качественных исследований: от концепции к анализу.
• Множество проблем клинического обучения и возможные решения: семинар повышения квалификации преподающих в клинических условиях.
• Один мир - одно здоровье: сила сотрудничества через междисциплинарное образование (IPE).
Внедрение инноваций в последипломное обучение: как начать уже завтра?
Мастер-класс проводили члены рабочей группы по разработке учебных программ последипломного обучения Нидерландской ассоциации по медицинскому образованию и члены Нидерландского консультативного совета по разработке учебных программ последипломного обучения.
Модераторы, основываясь на своем опыте обсуждали с участниками методы внедрения инноваций, сложности, которые могут при этом возникать и пути их преодоления. При этом они выделяют следующие этапы:
1. Выявление потребностей.
2. Обеспечение политической поддержки.
3. Разработка дизайна инноваций.
4. Консультации.
5. Широкое информирование.
6. Согласованный детальный план.
7. Внедрение - только после тщательной подготовки.
8. Поддержка.
9. Модификации плана при необходимости.
10. Оценка результатов.
По окончании теоретической части
участникам было предложено, разбившись на группы, разработать план внедрения методики Mini-CEX.
Как разработать эффективный e-learning - от принципов к практике
Модераторами 8-часового мастер-класса выступили David A. Cook из Mayo Clinic College of Medicine, John Sandars из University of Leeds. Участниками мастер-класса стали преподаватели из Китая, Шотландии, Новой Зеландии, Канады, Малайзии, Австралии, Доминиканы и Австрии разных специальностей и с разным уровнем знаний в применении электронных образовательных технологий. Формат мастер-класса подразумевал чередование интерактивных лекций с практическими занятиями в малых группах. Мастер-класс начался с лекции Сандерса "Что делает e-learning успешным?", в которой он выделил 5 наиболее важных составляющих: учащиеся, содержание, контекст, технологии доставки и применяемые теории обучения. Отдельно Сандерс отметил, что все эти компоненты могут быть успешными только при наличии преподавателя, который в этом случае выступает в роли тьютора и фасилитатора. Вторая лекция - "Различные формы e-learning" - была посвящена деятельности преподавателя в электронном обучении, в задачи которого входит создание знаний и обеспечение их доступности, а также отдельным методикам, применяемым для выполнения этих задач. Еще несколько лекций были посвящены различным аспектам электронного обучения: "Принципы педагогического дизайна", "Критический анализ образовательных сайтов", "Сложности коллаборативного онлайн-обучения", "Проверка удобства ресурсов для e-learning", "Оценка образовательных технологий", "Обучение и научные исследования в e-learning".
Конференция
Торжественное открытие конференции традиционно было организовано с местным колоритом: после приветствий участникам от руководства AMEE и Венского медицинского университета состоялся получасовой концерт, где музыку знаменитых австрийских композиторов исполнял оркестр из Граца. После концерта состоялось открытие выставки, участниками которой выступили медицинские издательства, производители манекенов, симуляторов, программного обеспечения для медицинского образования, общественные организации, работающие в области медицинского образования.
Главной темой первой пленарной сессии стало обучение медицине в XXI в. Докладчик - Donald Clark, основатель и руководитель Epic Group plc, ведущей e-learning компании в Великобритании, рассказывал об особенностях восприятия современных студентов, связанных с развитием технологий, социальных сетей и т.п. Дональд Кларк говорил о неэффективности лекций в качестве образовательных мероприятий - они, как правило, не представляют ценности для студентов, не стимулируют критическое мышление, не отражают потребностей в социальной адаптации, не развивают поведенческие навыки и не повышают мотивацию студентов к обучению. К тому же у современных студентов имеются проблемы с длительной концентрацией внимания, и, по данным разных авторов, они способны удерживать его на предмете не более 20-30 мин. В то же время исследователи отмечают охотное использование студентами видеозаписи лекций, причинами чего считаются следующие факторы:
- оригинальная лекция прошла в слишком быстром темпе;
- возможность пересмотра перед экзаменом;
- прояснение собственных трудночитаемых записей;
- возможность избежать конспектирования и сконцентрироваться на лекции;
- возможность просмотра лекций пропустившими их по болезни студентами;
- языковые трудности.
В связи с этим в последние годы развивается обучение через YouTube, некоторые крупные университеты уже имеют там собственные разделы, куда выкладывают видеозаписи лекций. Отдельно Кларк остановился на особенностях восприятия информации разными поколениями, что вызывает у студентов дополнительные трудности. Отметил он и необходимость изменений в методиках обучения с переходом от оценки компетенций к оценке эффективности. Революционное развитие технологий также не может пройти мимо медицинского образования - обучение через действие сейчас возможно с применением как экранных симулято-ров, таких, как "Разрешение конфликтов в приемном отделении", так и сложнейших систем с применением виртуальной реальности. Кроме того, показано положительное влияние видеоигр на количество хирургических ошибок и качество хирургических манипуляций, а использование простых игровых приставок с регистрацией движений, например, приставка "Kinect" стоимостью $150 позволяет проводить диагностические процедуры, на разработку оборудования для которых выделялся грант на $3 млн. Эти же системы используются хирургами для бесконтактного управления оборудованием, а в обучении позволяют создавать невероятно правдоподобную визуализацию результатов медицинских исследований. Развитие социальных сетей также наложило отпечаток на современное образование. Они позволяют быстро находить информацию, быть в курсе изменений, строить собственные сообщества, эффективно коммуницировать, обмениваться ресурсами и идеями, эффективно взаимодействовать и, в итоге, повышать продуктивность обучения.
После пленарного заседания участники конференции распределились между 30 конкурирующими секциями.
Симпозиумы
• Будущее онлайн непрерывного медицинского образования: на пути к более эффективным решениям.
• Профессиональное развитие преподавателей: не только обязанность медицинских школ, но и демонстрация делового чутья.
Секционные заседания
Образовательная среда.
Последипломное образование-1.
Оценка на рабочем месте.
Сочувствие и этика.
Стресс и проблемы студентов.
Выбор карьеры.
Симулированные пациенты.
Исследования в области медицинского
образования.
Проверка учебного плана.
Мастер-классы
Информированная самооценка и обратная связь: последствия для преподавания и обучения.
Сила наставничества в медицинском образовании.
Социальные медиа и сети в медицинском образовании.
Как успешно внедрить мировой опыт здоровья для студентов-медиков.
• Прямая связь больше, чем противоположность обратной связи.
• Преподавание CanMEDS компетенций в клинических условиях.
• Оценка производительности в компе-тентностно-ориентированном обучении медицинских работников.
• LCME - аккредитация американских и канадских медицинских школ: от процесса к результату.
Постерные сессии
• Разработка учебных программ/Интеграция.
• Лидерство/Менеджмент.
• Обратная связь.
• Рефлексия/Портфолио.
• Выбор Карьеры/Образовательная среда.
Симпозиум: Будущее непрерывного медицинского онлай-образования: на пути к более эффективным решениям
3 докладчика (John Sandars и Gurmit Singh из University of Leeds, Patricia K. Kokotailo из University of Wisconsin) обсуждали эффективность применяемых технологий электронного обучения, ссылаясь на соответствующие систематические обзоры, посвященные использованию электронных технологий в медицинском образовании. Кроме того, Джон Сандерс говорил о необходимости изменения методик преподавания с переходом на электронное обучение - простое использование тех же материалов, что используются обычно при дидактическом обучении, связанное прежде всего с изложением фактов, не эффективно при онлайн-обучении.
После каждого выступления Джон Сандерс, модератор симпозиума, предлагал ряд вопросов, которые участники обсуждали, разбившись на группы. Возвращаясь к коммуникационным возможностям, предоставляемым конференцией АMEE, отмечу, что в моей группе были участники из Норвегии, ЮАР, Судана, Боливии и 2 участника из Бразилии, которая традиционно широко представлена на конференциях АMEE. Закончился симпозиум обсуждением критических факторов, необходимых для успешности онлайн НМО.
Симпозиумы
• Лидерство в медицинском образовании.
• Практика и социальноориентиро-ванная разработка учебных программ в базовом медицинском образовании (на немецком языке).
• Делиться или не делиться? Освещение политики и подходов к обмену информацией между студентами-медиками.
• Разработка практически и коммунально-ориентированной учебной программы базового медицинского образования (на немецком языке).
Секционные заседания
• Виртуальные пациенты.
• Последипломное образование.
• Письменная оценка.
• Междисциплинарное образование.
• Научные исследования.
• Коллегиальное обучение.
• Оценка знаний.
• Контекст для клинического обучения.
• Международные аспекты медицинского образования.
• Непрерывное профессиональное развитие.
• Прогрессивное тестирование.
• Работа в команде.
• Обучение в хирургии.
• Учебные ресурсы.
• Профессионализм.
• Читать ли лекции?
• Иностранные медицинские выпускники.
• Доказательное медицинского образования (BEME).
• Оценка знаний преподавателя.
Научная программа 2-го дня началась 2 сессиями конкурирующих секций:
Симпозиумы
• Что такое доказательства?
• Вызов медицине: международные перспективы карьеры врача, прием в вуз и профессиональное развитие.
• Взгляд через призму: профессионализм с точки зрения пациентов, их семей, студентов и практических работников здравоохранения.
• Развитие медицинского образования в Европейском Союзе.
Секционные заседания
• Обучение в учебных программах.
• Трудности стажеров.
• Общая оценка.
• Проблемно-ориентированное обучение.
• Рефлексия и критическое мышление.
• Характеристика студентов.
• Клиническое преподавание и обучение.
• Оценка моделирования.
• Обратная связь со студентами в клинических условиях.
• Непрерывное профессиональное развитие/Непрерывное медицинское образование.
• Реализация персонала/Программа развития преподавателей.
• Развитие электронного обучения.
• Подготовка врачей общей практики.
• Установка стандартов. Проблемно-ориентированное обучения/Командно-ориентированное обучение.
• Образовательные стратегии. Выбор карьеры. Симуляции.
• Инновационные подходы к преподаванию и обучению. Обратная связь для студентов. Коммуникативные навыки.
Постерные сессии
• Последипломное образование-2.
• Преподавание и обучение.
• Электронное обучение.
• Клиническое обучение.
• Коммунальное образование/Исследования в сфере медицинского образования.
• Темы в учебной программе.
• Письменная оценка и прогрессивные тесты.
• Исследования/Доказательная медицина.
• Студент, как учитель/Обучение с помощью коллег.
Последняя сессия этого дня проходила в режиме конкурирующих сессий и была представлена следующими секциями:
Симпозиумы
Вклад социальных наук в исследования медицинского образования.
Развитие основополагающих навыков грамотности исследования: от грамотности исследований к исследовательскому потенциалу в области здравоохранения.
Секционные заседания
Улучшение OSCE.
Безопасность пациентов.
Клиническое мышление.
Взаимодействие студентов с учебной
программой.
Клиническое преподавание и обучение.
Мастер-классы
основные инструменты для компетент-ностного обучения.
Изучение образовательной среды медицинской обучения: исследование международных перспектив. Отработка навыков преподавания экстренных клинических ситуаций. Профессиональный подход к мульти-источниковой обратной связи (MSF) в подготовке специалистов - как квалифицировать посредников для обратной связи.
MDcme.ca: Непрерывное медицинское образование онлайн для врачей и других специалистов здравоохранения. Использование "Модели улучшений" для совершенствования образовательных инноваций.
Структурный подход к эффективному авторингу виртуальных пациентов. Причины неудовлетворительных результатов медицинской школы и пути решения.
Последний день конференции открылся 2 сессиями конкурирующих мероприятий:
Симпозиумы
• Доставка учебной программы будущего.
• Гендерные особенности в медицинском образовании: международные перспективы развития, что, почему и как.
• Использование студенческого участия для улучшения медицинского образования.
Секционные заседания
• Управление учебной программой и ее
изменения.
Молодой доктор в роли преподавателя.
Образование в отдаленных и труднодоступных местностях. Коллегиальное оценивание. Профессионализм преподавателя. Симуляции в практике. Международное сотрудничество в медицинском образовании. Выбор для медицины. Подходы к развитию персонала. Роль преподавателя. Мультимини-интервью. Обучение для лидерства. Социальная ответственность медицинской школы. Социальные сети.
Обучение практическим умениям в клинике.
Учебный план.
Гуманитарные науки в медицинском образовании.
Общественно-ориентированное медицинское образование.
Мастер-классы
Семинар для молодых медицинских преподавателей: Как выбрать концептуальные и теоретические основы для исследовательского проекта? Что нужно знать преподавателю, чтобы понять интерактивные стратегии тестирования и создания продвинутых клинических задач?
Как создавать эффективные презентации с помощью PowerPoint? Поэтапный подход к проблеме низкой эффективности стажеров. Как искать, извлекать и повторно использовать медицинские образовательные ресурсы: опыт проекта mEducator. Выявление и применение теоретических парадигм в исследованиях в области медицинского образования. Использование теории в исследованиях в области медицинского образования. Карты памяти для мышления и творчества в медицинском образовании.
Темой последнего пленарного заседания стало обучение, основанное на доказательствах. После выступлений подводились итоги конференции, выступили представители международных ассоциаций в сфере медицинского образования, Международной федерации ассоциаций студентов-медиков (IFMSA), Ассоциации молодых врачей Европы, а также состоялось вручение призов победителям конкурса постеров и победителям голосования участников конференции в нескольких номинациях.
Следующая конференция AMEE состоится 25-29 августа 2012 г. в Лионе, Франция.
Залим Замирович Балкизов,
эксперт АСМОК,
зам. главного редактора