Конференция "AMEE-2011" Вена, Австрия, 27-31 августа 2011 г.

Конференция "AMEE-2011" Вена, Австрия, 27-31 августа 2011 г.

Ассоциация по медицинскому образованию в Европе была основана в 1972 г. в Копенгаге­не, чтобы способствовать коммуникации сре­ди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии национальных ассоциаций по вопросам медицинского образования по всей Европе. AMEE является Европейской региональной ассоциацией Всемирной федера­ции медицинского образования и членом Ис­полнительного совета ВФМО. Ряд европей­ских национальных медицинских ассоциаций являются корпоративными членами AMEE, в их число входит и АСМОК (Ассоциация меди­цинских обществ по качеству). За последние десятилетия AMEE постоянно расширялась как в размере, так и в сфере своей деятель­ности, и в настоящее время она является Все­мирной ассоциацией с членами и контактами в более чем 90 странах. Начиная с 1973 г. AMEE организует ежегодную конференцию в европейских городах. Конференции AMEE в последние годы регулярно привлекают около 3000 участников со всего мира, это меропри­ятие стало основным местом сбора всех заин­тересованных в образовании в области здра­воохранения, местом установления связей, обмена идеями и информацией о происходя­щем в медицинском образовании во всем мире. Девиз конференции: "Inspire and be inspired!" - "Вдохновляй и вдохновляйся!".

В 2011 г. ежегодная конференция AMEE, ставшая главным ежегодным событием в области медицинского образования, прохо­дила в конференционно-выставочном цен­тре REED MESSE WIEN, расположенном в живописном парке на окраине старой Вены она собрала около 2800 участников со всего мира. Количество участников было бы зна­чительно выше, если бы не значительные визовые ограничения, действующие в Ев­росоюзе, которые практически исключили участие африканских стран. Широко были представлены европейские страны, США, Австралия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, ЮАР, страны Латинской Америки. Соорганизатором конференции выступил Венский медицинский университет, один из старейших в Европе и самый крупный в германоязычных странах. За год до проведения конференции здесь был создан комитет, ко­торый занимался организационными воп­росами. Технические вопросы по органи­зации (финансовые вопросы, регистрация участников, визовая поддержка и пр.) обес­печивались компанией Worldspan. Значи­тельный вклад в организацию конференции вносит и студенческая команда, в которую входили как студенты Венского медицин­ского университета, так и международная команда студентов-медиков, организован­ная IFMSA - Международной федерацией ассоциаций студентов-медиков.

Формат конференции традиционно включает пленарные сессии, симпозиумы, тематические сессии, стендовые доклады, курсы и мастер-классы. Тематика заседаний охватывает весь спектр проблем, техноло­гий и практики медицинского образования. В связи с местом проведения несколько симпозиумов проводилось на немецком языке.

Pre-conference

В течение 2 дней перед началом основ­ной программы конференции были орга­низованы мастер-классы, продолжительно­стью 4 или 8 ч:

        Наука и инновации в медицинском образовании.

        Искусство и наука посредничества: оптимизация опыта преподавателя и ученика.

        Теория и практика взаимного обучения в медицинском образовании.

        Развитие клинического мышления: педагогическая диагностика и практи­ческие инструменты для наблюдения и восстановления.

        Сложность, профессионализм и скры­тый учебный план в медицинском обра­зовании.

        Преподавание этики: обмен лучшим опытом.

        Ушибы, ожоги и кровотечения: основ­ные техники имитации.

        Системный подход к планированию: оценка знаний как функции монито­ринга.

        Обучение на ходу: поощрение и внед­рение использования мобильных уст­ройств в образовании.

        Стратегическое видение: привлечение преподавателей к планированию про­грамм.

        Системы здравоохранения: создание учебной программы, основанной на клинических случаях.

        Внедрение инноваций в последиплом­ное обучение: как начать уже завтра?

        Все, что нужно знать, для проверки удобства мероприятий по электронному обучению.

        Ключ к расшифровке эмоций: как мимика и язык тела говорят за нас.

        Теории тестирования: то, что вы всегда хотели знать, но стеснялись спросить.

        Симуляции: интеграция клинических и фундаментальных наук в предклинические годы обучения.

        Как разработать эффективный e-learning - от принципов к практике.

        Проведение качественных исследова­ний: от концепции к анализу.

        Множество проблем клинического обу­чения и возможные решения: семинар повышения квалификации преподаю­щих в клинических условиях.

        Один мир - одно здоровье: сила сотруд­ничества через междисциплинарное образование (IPE).

 

Внедрение инноваций в последипломное обучение: как начать уже завтра?

Мастер-класс проводили члены рабочей группы по разработке учебных программ последипломного обучения Нидерландской ассоциации по медицинскому образованию и члены Нидерландского консультатив­ного совета по разработке учебных про­грамм последипломного обучения.

Модераторы, основываясь на своем опы­те обсуждали с участниками методы внедре­ния инноваций, сложности, которые могут при этом возникать и пути их преодоления. При этом они выделяют следующие этапы:

1. Выявление потребностей.

2. Обеспечение политической поддержки.

3. Разработка дизайна инноваций.

4. Консультации.

5. Широкое информирование.

6. Согласованный детальный план.

7. Внедрение - только после тщатель­ной подготовки.

8.  Поддержка.

9.  Модификации плана при необходи­мости.

10. Оценка результатов.
По   окончании   теоретической   части

участникам было предложено, разбившись на группы, разработать план внедрения ме­тодики Mini-CEX.

Как разработать эффективный e-learning - от принципов к практике

Модераторами 8-часового мастер-клас­са выступили David A. Cook из Mayo Clinic College of Medicine, John Sandars из University of Leeds. Участниками мастер-класса стали преподаватели из Китая, Шотландии, Новой Зеландии, Канады, Малайзии, Австралии, Доминиканы и Австрии разных специальнос­тей и с разным уровнем знаний в применении электронных образовательных технологий. Формат мастер-класса подразумевал чередо­вание интерактивных лекций с практическими занятиями в малых группах. Мастер-класс начался с лекции Сандерса "Что делает e-learning успешным?", в которой он выделил 5 наиболее важных составляющих: учащиеся, содержание, контекст, технологии доставки и применяемые теории обучения. Отдельно Сандерс отметил, что все эти компоненты могут быть успешными только при наличии преподавателя, который в этом случае вы­ступает в роли тьютора и фасилитатора. Вто­рая лекция - "Различные формы e-learning" - была посвящена деятельности преподава­теля в электронном обучении, в задачи кото­рого входит создание знаний и обеспечение их доступности, а также отдельным методи­кам, применяемым для выполнения этих за­дач. Еще несколько лекций были посвящены различным аспектам электронного обуче­ния: "Принципы педагогического дизайна", "Критический анализ образовательных сай­тов", "Сложности коллаборативного онлайн-обучения", "Проверка удобства ресурсов для e-learning", "Оценка образовательных техно­логий", "Обучение и научные исследования в e-learning".

Конференция

Торжественное открытие конференции традиционно было организовано с местным колоритом: после приветствий участникам от руководства AMEE и Венского медицин­ского университета состоялся получасовой концерт, где музыку знаменитых австрий­ских композиторов исполнял оркестр из Граца. После концерта состоялось открытие выставки, участниками которой выступили медицинские издательства, производите­ли манекенов, симуляторов, программного обеспечения для медицинского образова­ния, общественные организации, работаю­щие в области медицинского образования.

Главной темой первой пленарной сес­сии стало обучение медицине в XXI в. Докладчик - Donald Clark, основатель и руко­водитель Epic Group plc, ведущей e-learning компании в Великобритании, рассказывал об особенностях восприятия современных студентов, связанных с развитием технологий, социальных сетей и т.п. Дональд Кларк говорил о неэффективности лекций в качес­тве образовательных мероприятий - они, как правило, не представляют ценности для студентов, не стимулируют критичес­кое мышление, не отражают потребностей в социальной адаптации, не развивают по­веденческие навыки и не повышают моти­вацию студентов к обучению. К тому же у современных студентов имеются проблемы с длительной концентрацией внимания, и, по данным разных авторов, они способ­ны удерживать его на предмете не более 20-30 мин. В то же время исследователи от­мечают охотное использование студентами видеозаписи лекций, причинами чего счи­таются следующие факторы:

- оригинальная лекция прошла в слиш­ком быстром темпе;

- возможность пересмотра перед экза­меном;

- прояснение собственных трудночита­емых записей;

- возможность избежать конспектирова­ния и сконцентрироваться на лекции;

- возможность просмотра лекций пропус­тившими их по болезни студентами;

- языковые трудности.

В связи с этим в последние годы разви­вается обучение через YouTube, некоторые крупные университеты уже имеют там соб­ственные разделы, куда выкладывают видео­записи лекций. Отдельно Кларк остановил­ся на особенностях восприятия информации разными поколениями, что вызывает у сту­дентов дополнительные трудности. Отметил он и необходимость изменений в методиках обучения с переходом от оценки компетен­ций к оценке эффективности. Революци­онное развитие технологий также не может пройти мимо медицинского образования - обучение через действие сейчас возможно с применением как экранных симулято-ров, таких, как "Разрешение конфликтов в приемном отделении", так и сложнейших систем с применением виртуальной реальности. Кроме того, показано положительное влияние видеоигр на количество хирур­гических ошибок и качество хирургических манипуляций, а использование простых иг­ровых приставок с регистрацией движений, например, приставка "Kinect" стоимостью $150 позволяет проводить диагностические процедуры, на разработку оборудования для которых выделялся грант на $3 млн. Эти же системы используются хирургами для бес­контактного управления оборудованием, а в обучении позволяют создавать невероятно правдоподобную визуализацию результатов медицинских исследований. Развитие соци­альных сетей также наложило отпечаток на современное образование. Они позволяют быстро находить информацию, быть в курсе изменений, строить собственные сообщест­ва, эффективно коммуницировать, обме­ниваться ресурсами и идеями, эффективно взаимодействовать и, в итоге, повышать продуктивность обучения.

После пленарного заседания участни­ки конференции распределились между 30 конкурирующими секциями.

Симпозиумы

        Будущее онлайн непрерывного меди­цинского образования: на пути к более эффективным решениям.

        Профессиональное развитие преподавате­лей: не только обязанность медицинских школ, но и демонстрация делового чутья.

Секционные заседания

Образовательная среда.

Последипломное образование-1.

Оценка на рабочем месте.

Сочувствие и этика.

Стресс и проблемы студентов.

Выбор карьеры.

Симулированные пациенты.

Исследования в области медицинского

образования.

Проверка учебного плана.

Мастер-классы

Информированная самооценка и обрат­ная связь: последствия для преподава­ния и обучения.

Сила наставничества в медицинском образовании.

Социальные медиа и сети в медицин­ском образовании.

Как успешно внедрить мировой опыт здоровья для студентов-медиков.

        Прямая связь больше, чем противопо­ложность обратной связи.

        Преподавание CanMEDS компетенций в клинических условиях.

        Оценка производительности в компе-тентностно-ориентированном обучении медицинских работников.

        LCME - аккредитация американских и канадских медицинских школ: от про­цесса к результату.

Постерные сессии

        Разработка учебных программ/Интег­рация.

        Лидерство/Менеджмент.

        Обратная связь.

        Рефлексия/Портфолио.

        Выбор Карьеры/Образовательная среда.

Симпозиум: Будущее непрерывного медицинского онлай-образования: на пути к более эффективным решениям

3 докладчика (John Sandars и Gurmit Singh из University of Leeds, Patricia K. Kokotailo из University of Wisconsin) обсуждали эффектив­ность применяемых технологий электронно­го обучения, ссылаясь на соответствующие систематические обзоры, посвященные ис­пользованию электронных технологий в ме­дицинском образовании. Кроме того, Джон Сандерс говорил о необходимости измене­ния методик преподавания с переходом на электронное обучение - простое использо­вание тех же материалов, что используются обычно при дидактическом обучении, свя­занное прежде всего с изложением фактов, не эффективно при онлайн-обучении.

После каждого выступления Джон Сан­дерс, модератор симпозиума, предлагал ряд вопросов, которые участники обсуждали, раз­бившись на группы. Возвращаясь к коммуни­кационным возможностям, предоставляемым конференцией АMEE, отмечу, что в моей группе были участники из Норвегии, ЮАР, Судана, Боливии и 2 участника из Бразилии, которая традиционно широко представлена на конференциях АMEE. Закончился сим­позиум обсуждением критических факторов, необходимых для успешности онлайн НМО.

Симпозиумы

        Лидерство в медицинском образовании.

        Практика и социальноориентиро-ванная разработка учебных программ в базовом медицинском образовании (на немецком языке).

        Делиться или не делиться? Освещение политики и подходов к обмену инфор­мацией между студентами-медиками.

        Разработка практически и коммунально-ориентированной учебной программы базового медицинского образования (на немецком языке).

Секционные заседания

        Виртуальные пациенты.

        Последипломное образование.

        Письменная оценка.

        Междисциплинарное образование.

        Научные исследования.

        Коллегиальное обучение.

        Оценка знаний.

        Контекст для клинического обучения.

        Международные аспекты медицинского образования.

        Непрерывное профессиональное раз­витие.

        Прогрессивное тестирование.

        Работа в команде.

        Обучение в хирургии.

        Учебные ресурсы.

        Профессионализм.

        Читать ли лекции?

        Иностранные медицинские выпускники.

        Доказательное медицинского образова­ния (BEME).

        Оценка знаний преподавателя.

 

Научная программа 2-го дня началась 2 сессиями конкурирующих секций:

Симпозиумы

        Что такое доказательства?

        Вызов медицине: международные пер­спективы карьеры врача, прием в вуз и профессиональное развитие.

        Взгляд через призму: профессионализм с точки зрения пациентов, их семей, студентов и практических работников здравоохранения.

        Развитие медицинского образования в Европейском Союзе.

Секционные заседания

        Обучение в учебных программах.

        Трудности стажеров.

        Общая оценка.

        Проблемно-ориентированное обучение.

        Рефлексия и критическое мышление.

        Характеристика студентов.

        Клиническое преподавание и обучение.

        Оценка моделирования.

        Обратная связь со студентами в клини­ческих условиях.

        Непрерывное профессиональное раз­витие/Непрерывное медицинское обра­зование.

        Реализация персонала/Программа раз­вития преподавателей.

        Развитие электронного обучения.

        Подготовка врачей общей практики. 

        Установка стандартов. Проблемно-ориентированное   обуче­ния/Командно-ориентированное обу­чение.

        Образовательные стратегии. Выбор карьеры. Симуляции.

        Инновационные подходы к преподава­нию и обучению. Обратная связь для студентов. Коммуникативные навыки.

Постерные сессии

        Последипломное образование-2.

        Преподавание и обучение.

        Электронное обучение.

        Клиническое обучение.

        Коммунальное образование/Иссле­дования в сфере медицинского образо­вания.

        Темы в учебной программе.

        Письменная оценка и прогрессивные тесты.

        Исследования/Доказательная меди­цина.

        Студент, как учитель/Обучение с помо­щью коллег.

Последняя сессия этого дня проходила в режиме конкурирующих сессий и была представлена следующими секциями:

Симпозиумы

Вклад социальных наук в исследования медицинского образования.

Развитие основополагающих навыков грамотности исследования: от грамотности исследований к исследовательскому потен­циалу в области здравоохранения.

Секционные заседания

Улучшение OSCE.

Безопасность пациентов.

Клиническое мышление.

Взаимодействие студентов с учебной

программой.

Клиническое преподавание и обучение.

Мастер-классы

основные инструменты для компетент-ностного обучения.

Изучение образовательной среды меди­цинской обучения: исследование меж­дународных перспектив. Отработка навыков преподавания экс­тренных клинических ситуаций. Профессиональный подход к мульти-источниковой обратной связи (MSF) в подготовке специалистов - как квали­фицировать посредников для обратной связи.

MDcme.ca: Непрерывное медицинское образование онлайн для врачей и других специалистов здравоохранения. Использование "Модели улучшений" для совершенствования образователь­ных инноваций.

Структурный подход к эффективному авторингу виртуальных пациентов. Причины неудовлетворительных резуль­татов медицинской школы и пути реше­ния.

Последний день конференции открылся 2 сессиями конкурирующих мероприятий:

Симпозиумы

        Доставка учебной программы будущего.

        Гендерные особенности в медицинском образовании: международные перспек­тивы развития, что, почему и как.

        Использование студенческого участия для улучшения медицинского образо­вания.

Секционные заседания

     Управление учебной программой и ее
изменения.

Молодой  доктор  в  роли  преподава­теля.

Образование в отдаленных и труднодо­ступных местностях. Коллегиальное оценивание. Профессионализм преподавателя. Симуляции в практике. Международное сотрудничество в медицинском образовании. Выбор для медицины. Подходы к развитию персонала. Роль преподавателя. Мультимини-интервью. Обучение для лидерства. Социальная ответственность медицин­ской школы. Социальные сети.

Обучение практическим умениям в кли­нике.

Учебный план.

Гуманитарные  науки  в медицинском образовании.

Общественно-ориентированное меди­цинское образование.

Мастер-классы

Семинар для молодых медицинских преподавателей: Как выбрать концеп­туальные и теоретические основы для исследовательского проекта? Что нужно знать преподавателю, чтобы понять интерактивные стратегии тести­рования и создания продвинутых кли­нических задач?

Как создавать эффективные презента­ции с помощью PowerPoint? Поэтапный подход к проблеме низкой эффективности стажеров. Как искать, извлекать и повторно исполь­зовать   медицинские   образовательные ресурсы: опыт проекта mEducator. Выявление и применение теоретичес­ких парадигм в исследованиях в области медицинского образования. Использование теории в исследованиях в области медицинского образования. Карты памяти для мышления и творче­ства в медицинском образовании.

 

Темой последнего пленарного засе­дания стало обучение, основанное на доказательствах. После выступлений подводились итоги конференции, вы­ступили представители международных ассоциаций в сфере медицинского обра­зования, Международной федерации ас­социаций студентов-медиков (IFMSA), Ассоциации молодых врачей Европы, а также состоялось вручение призов победителям конкурса постеров и победите­лям голосования участников конференции в нескольких номинациях.

Следующая конференция AMEE со­стоится 25-29 августа 2012 г. в Лионе, Франция.

Залим Замирович Балкизов,

эксперт АСМОК,

зам. главного редактора



 

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»