Редакционная статья

Уважаемые коллеги!

Обновление системы медицинского образования, свидетелями и участниками которого мы являемся, определенно относится к числу самых важных сторон модернизации здравоохранения. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, принятый в 2010 г., далеко не безупречен. Однако он дает основу для переосмысления требований к подготовке врача с учетом накопленного опыта и в глобальных перспективах. Переход к оценке результатов обучения через компетенции корректирует учебные программы в направлении выявления не только освоенных студентами самых разных знаний - естественнонаучных, клинических, поведенческих, социальных, но и способности и готовности их применять в реальных ситуациях, адаптации к будущему миру работы. Предполагается, что такая система позволит так реализовать задачи практической подготовки, что выпускники смогут начать работать в системе здравоохранения без дополнительной специализации. Это очень серьезный вызов для медицинских вузов. Не секрет, что сегодняшняя высшая медицинская школа не во всем удовлетворяет запросы общества, государства, да и самого профессионального медицинского сообщества. Мы еще не сумели преодолеть доминирование накопительной модели обучения, когда студенту предлагается запомнить все увеличивающийся объем знаний. А в это время изменились и само информационное пространство, и деятельность врачей по анализу и использованию информации. Мы часто идеализируем формы воспитания врача в прежние времена, забывая о новых социальных и экономических контекстах. Методы обучения в клиниках требуют переосмысления с точки зрения защиты прав пациента, неприкосновенности его личности, современных представлений об этике взаимоотношений в медицинской практике. Каждый вуз ищет свои ответы на эти вызовы, все стремятся улучшить связи между теорией и практикой, образованием и профессией. Эти вопросы в фокусе внимания педагогического коллектива и Казанского ГМУ. Многие кафедры и коллективы авторов предложили и внедрили оригинальные подходы в систему подготовки студентов. Иногда самые простые идеи по улучшению условий обучения так-же оказывают большое влияние на процесс и результаты. На одном из направлений я хотел бы остановиться подробнее. С 2002 г. в нашем вузе функционирует Центр практических умений. Сегодня никого не удивишь наличием у вуза дорогостоящих тренажеров. Главным, на наш взгляд, является системный подход к методологии изучения и освоения практических умений. От простого к сложному, от освоения приемов первой медицинской помощи до навыков выпускника - вот главный принцип, положенный в основу сквозной учебной программы для студентов с 1-го по 6-й курс. Форм и методов здесь множество: широкое использование тренажеров и манекенов на младших курсах, постепенный переход к работе с живым актером, профессионально исполняющим роль пациента Изучение элементов автомобильной аптечки плавно перетекает в освоение современного медицинского оборудования и техники. И главный ключ к эффективности - тесная взаимосвязь с клиникой и учебной программой, постоянная оценка не только конкретных знаний и умений, но и способности к успешным коммуникациям, эффективной работе в группе. Подобный подход позволяет создать основу для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Одновременно демонстрируются возможности для продолжения образования и в последипломно периоде, чем достигается преемственность и непрерывность образования через всю жизнь. Мне очень приятно, что главной темой этого номера журнала стали практические умения и навыки. Не существует двух одинаковых мнений на перспективы совершенствования преподавания практических умений в высшей медицинской школе, но в одном мы едины - необходимо подготовить конкурентоспособного, прекрасно образованного специалиста с активной жизненной позицией.

Редактор номера ректор КГМУ, проф. А. C. Созинов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»