В соответствии с Концепцией модернизации российского
образования, одной из главных задач является повышение его качества, и обеспечение соответствия актуальным
потребностям общества.
Актуальность проблемы качества образования в России в
настоящее время определяется рядом аспектов:
-переходом к комплексной оценке деятельности образовательных
учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей аккредитации,
включающего, в частности, и показатель наличия внутривузовских систем
обеспечения качества образования, а также систем управления и контроля качества
для ссузов;
-вступлением России в ВТО, что влечет ряд проблем по
гармонизации и внедрению нормативных документов;
-усилением конкуренции между ОУ на рынке образовательных
услуг, трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;
-вступлением России в общее Европейское образовательное
пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и
гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;
-регулярным проведением конкурса Рособрнадзора "Системы
качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального
образования" и других региональных конкурсов по качеству (Азарьева, 2006).
При рассмотрении понятия "качество образования" следует
учитывать ряд моментов. Под "качеством" в обобщенном смысле понимается степень
соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик,
установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2008). Особенностью образования
является сложная структура потребителей образовательных услуг. В связи с этим
качество образования можно определить как соответствие совокупности свойств и характеристик
образовательного процесса, его результатов (и всей системы образования в целом)
установленным потребностям, целям, требованиям и нормам, которые определяются
как отдельными гражданами, предприятиями, и организациями, так и обществом и
государством в целом (Методические рекомендации для вузов и ссузов, 2005).
Государственный контроль качества высшего профессионального
и среднего специального образования направлен на обеспечение единой политики в
этой области - подготовку квалифицированных специалистов и рациональное использование
средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования.
Он осуществляется государственными органами управления в соответствии с их
компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании",
Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании", постановлениями
Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального
агентства по образованию РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки РФ.
Как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается
недостат очно внешней оценки качества образования, требуются внутренние
механизмы для его гарантии, обеспечиваемые самими ОУ. Качественное образование
имеет большое значение для развития любой страны и является важным фактором,
определяющим не только ее экономику, но и политику. Безусловно, такая проблема
не может решаться на уровне отдельно взятых
ОУ, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства,
общества и каждого ОУ.
Ярким примером реализации вышеизложенных требований является
Красноярский государственный медицинский университет (КрасГМУ). Учитывая
направление образовательной деятельности КрасГМУ, ее результатом (продукцией)
является специалист в области медицины и фармации, т.е. врач-специалист,
медицинская сестра с высшим образованием и провизор. Руководство вуза в 2005 г. провозгласило курс
на построение системы менеджмента качества (СМК), согласно требованиям ГОСТ Р
ИСО 9001, применительно к деятельности в области высшего профессионального образования
и послевузовского образования. Таким образом, ректором КрасГМУ были определены
стратегические цели вуза:
- формирование благоприятного имиджа КрасГМУ как вуза с высоким
качеством подготовки конкурентоспособных специалистов и оптимизации СМК
образовательных услуг;
- создание системы
управления качеством обучения и образовательных услуг, реализующей принцип
непрерывного совершенствования;
- обеспечение
опережающего удовлетворения запросов внешних и внутренних потребителей;
- обеспечение
системной интеграции образования, науки и органов здравоохранения;
- создание условий
для эффективного корпоративного менеджмента в системе управления качеством
подготовки специалистов.
Для формирования у коллектива университета единого видения
стратегии развития, руководством была определена миссия вуза: "Мы стремимся
сохранять здоровье и развивать медицинскую культуру нашего общества через
подготовку и нравственное воспитание высококвалифицированных специалистов,
работающих на основе последних достижений науки и принципов этики и гуманизма".
Для реализации этой миссии руководство и сотрудники вуза в
2005-2006 гг. прошли курс обучения по программе "Система менеджмента качества.
Внутренний аудит" в Красноярском государственном техническом университете. Была
создана методическая основа СМК, куда входят все документированные процедуры
(стандарты, положения, инструкции).
Высокое качество подготовки выпускников является основной
целью, к которой стремится наш вуз; оно определяется реализацией следующих
составляющих:
1) качество потенциала абитуриента, представляющего "вход" в
систему подготовки специалиста;
2) качество рабочих программ преподавания учебных дисциплин;
3) качество образовательных технологий;
4) качество научно-педагогических кадров;
5) качество инфраструктуры;
6) качество контрольных процедур;
7) состояние здоровья студентов и преподавателей;
8) качество социальной и воспитательной составляющей
(культурная среда, бытовые условия и др.);
9) уровень финансового обеспечения и эффективность
использования финансовых средств.
Вышеперечисленные процессы управляются с помощью СМК,
которая внедрена в деятельность всех подразделений, сертифицирована в декабре 2006 г., и соответствует
требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в области предоставления образовательных услуг
и проведения научных исследований. Для руководства университета, и его
подразделений разработаны матрицы ответственности каждого сотрудника за конкретные
позиции ключевых процессов деятельности вуза для реализации политики в области
качества.
В настоящее время в университете действует следующая
организационная структура СМК:
-совет по качеству председатель - ректор;
-представитель руководства - менеджер по качеству (в лице
проректора по учебной работе);
-отдел управления качеством подготовки специалистов;
-учебно-методическое управление;
-уполномоченные по СМК структурных подразделений;
-группа внутренних аудиторов;
-отдел целевой контрактной подготовки и содействия в
трудоустройстве молодых специалистов ИПО.
Внедрение и функционирование СМК на основе ГОСТ Р ИСО
9001-2008 (ISO 9001:2008) не только способствовало повышению рейтинга среди
медицинских вузов (с 17 места в 2003
г. до 10 места в 2006 г.), но и создало привлекательный имидж
университета среди других вузов России.
В декабре 2007
г. КрасГМУ принял участие в конкурсе Минобрнауки и
решением Рособрнадзора был признан дипломантом (6-е место) Всероссийского
конкурса вузов "Системы качества подготовки выпускников образовательных
учреждений профессионального образования". (Всего в конкурсе принимали участие
163 вуза России.)
СМК также внесла существенный вклад в успешное завершение
процедуры лицензирования и аттестации, проведенной экспертной комиссией
Рособрнадзора в марте 2008 г.
Решением Аккредитационной коллегии Рособрнадзора от 29.05.2008 № 4-2008
академия признана прошедшей государственную аккредитацию с установлением
государственного аккредитационного статуса "Университет".
В 2010 г.
образовательные программы университета - "лечебное дело" и "педиатрия" -
победили в конкурсе "Лучшие образовательные программы инновационной России"1.
Они были отобраны среди однопрофильных программ высшего профессионального
образования, реализуемых российскими вузами, и среди всех программ, реализуемых
в том или ином российском регионе. В процедуре выбора принимали участие
эксперты в области качества образования, ректоры ведущих российских вузов,
руководители учебно-методических объединений (УМО) вузов России по областям,
ассоциации работодателей, работодатели, кадровые агентства и центры занятости.
Кроме того, программы "лечебное дело" и
"педиатрия" вошли в ежегодный справочник "Лучшие образовательные программы
инновационной России"( Организаторами конкурса являются: журнал "Аккредитация в
образовании", Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации
(Нацаккредцентр) и Гильдия экспертов в сфере профессионального образования).
Для улучшения качества подготовки выпускников руководство
КрасГМУ привлекает к сотрудничеству основных потребителей конечного продукта образовательных
услуг - руководителей здравоохранения, главных врачей, которые являются членами
Ученого совета и принимают активное участие в обсуждении проблем, касающихся
совместной деятельности органов здравоохранения и КрасГМУ на пути к
формированию квалифицированных специалистов. Руководители здравоохранения
присутствуют при аттестации и распределении выпускников, указывая на достижения
и недостатки в их подготовке. Главные врачи города и края анкетируются по
специальной анкете, разработанной отделом по содействию трудоустройства молодых
специалистов.
В заключение следует сказать, что система менеджмента
качества КрасГМУ внедрена 6 лет назад и сейчас находится на стадии дальнейшего
(или активного) развития.
Ясно просматриваются направления дальнейшей деятельности -
например, необходимость документирования обеспечивающих процессов, которые
нужно встроить в уже имеющуюся систему менеджмента качества.