Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении

Резюме

В статье обсуждаются предпосылки и необходимость внед­рения системы менеджмента качества (СМК) в высших образовательных учреждениях. Описаны организацион­ная структура, целевые показатели качества подготовки выпускников. В КрасГМУ система менеджмента качества была внедрена в 2005 г., и за прошедшие 6 лет накоплен оп­ределенный опыт ее применения, а также намечены пути развития и совершенствования системы. Отмечено поло­жительное влияние СМК на качество подготовки выпуск­ников КрасГМУ.


Ключевые слова:• Качество образования • Система менеджмента качества • КрасГМУ

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, одной из главных задач является повышение его  качества, и обеспечение соответствия актуальным потребностям общества.

Актуальность проблемы качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов:

-переходом к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель наличия внутривузовских систем обеспечения качества образования, а также систем управления и контроля качества для ссузов;

-вступлением России в ВТО, что влечет ряд проблем по гармонизации и внедрению нормативных документов;

-усилением конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг, трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;

-вступлением России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

-регулярным проведением конкурса Рособрнадзора "Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования" и других региональных конкурсов по качеству (Азарьева, 2006).

При рассмотрении понятия "качество образования" следует учитывать ряд моментов. Под "качеством" в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик, установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2008). Особенностью образования является сложная структура потребителей образовательных услуг. В связи с этим качество образования можно определить как соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов (и всей системы образования в целом) установленным потребностям, целям, требованиям и нормам, которые определяются как отдельными гражданами, предприятиями, и организациями, так и обществом и государством в целом (Методические рекомендации для вузов и ссузов, 2005).

Государственный контроль качества высшего профессионального и среднего специального образования направлен на обеспечение единой политики в этой области - подготовку квалифицированных специалистов и рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Он осуществляется государственными органами управления в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании", постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.

Как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостат очно внешней оценки качества образования, требуются внутренние механизмы для его гарантии, обеспечиваемые самими ОУ. Качественное образование имеет большое значение для развития любой страны и является важным фактором, определяющим не только ее экономику, но и политику. Безусловно, такая проблема не может решаться на уровне отдельно взятых  ОУ, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого ОУ.

Ярким примером реализации вышеизложенных требований является Красноярский государственный медицинский университет (КрасГМУ). Учитывая направление образовательной деятельности КрасГМУ, ее результатом (продукцией) является специалист в области медицины и фармации, т.е. врач-специалист, медицинская сестра с высшим образованием и провизор. Руководство вуза в 2005 г. провозгласило курс на построение системы менеджмента качества (СМК), согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, применительно к деятельности в области высшего профессионального образования и послевузовского образования. Таким образом, ректором КрасГМУ были определены стратегические цели вуза:

-  формирование  благоприятного имиджа КрасГМУ как вуза с высоким качеством подготовки конкурентоспособных специалистов и оптимизации СМК образовательных услуг;

-  создание системы управления качеством обучения и образовательных услуг, реализующей принцип непрерывного совершенствования;

-  обеспечение опережающего удовлетворения запросов внешних и внутренних потребителей;

-  обеспечение системной интеграции образования, науки и органов здравоохранения;

-  создание условий для эффективного корпоративного менеджмента в системе управления качеством подготовки специалистов.

Для формирования у коллектива университета единого видения стратегии развития, руководством была определена миссия вуза: "Мы стремимся сохранять здоровье и развивать медицинскую культуру нашего общества через подготовку и нравственное воспитание высококвалифицированных специалистов, работающих на основе последних достижений науки и принципов этики и гуманизма".

Для реализации этой миссии руководство и сотрудники вуза в 2005-2006 гг. прошли курс обучения по программе "Система менеджмента качества. Внутренний аудит" в Красноярском государственном техническом университете. Была создана методическая основа СМК, куда входят все документированные процедуры (стандарты, положения, инструкции).

Высокое качество подготовки выпускников является основной целью, к которой стремится наш вуз; оно определяется реализацией следующих составляющих:

1) качество потенциала абитуриента, представляющего "вход" в систему подготовки специалиста;

2) качество рабочих программ преподавания учебных дисциплин;

3) качество образовательных технологий;

4) качество научно-педагогических кадров;

5) качество инфраструктуры;

6) качество контрольных процедур;

7) состояние здоровья студентов и преподавателей;

8) качество социальной и воспитательной составляющей (культурная среда, бытовые условия и др.);

9) уровень финансового обеспечения и эффективность использования финансовых средств.

Вышеперечисленные процессы управляются с помощью СМК, которая внедрена в деятельность всех подразделений, сертифицирована в декабре 2006 г., и соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в области предоставления образовательных услуг и проведения научных исследований. Для руководства университета, и его подразделений разработаны матрицы ответственности каждого сотрудника за конкретные позиции ключевых процессов деятельности вуза для реализации политики в области качества.

В настоящее время в университете действует следующая организационная структура СМК:

-совет по качеству председатель - ректор;

-представитель руководства - менеджер по качеству (в лице проректора по учебной работе);

-отдел управления качеством подготовки специалистов;

-учебно-методическое управление;

-уполномоченные по СМК структурных подразделений;

-группа внутренних аудиторов;

-отдел целевой контрактной подготовки и содействия в трудоустройстве молодых специалистов ИПО.

Внедрение и функционирование СМК на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) не только способствовало повышению рейтинга среди медицинских вузов (с 17 места в 2003 г. до 10 места в 2006 г.), но и создало привлекательный имидж университета среди других вузов России.

В декабре 2007 г. КрасГМУ принял участие в конкурсе Минобрнауки и решением Рособрнадзора был признан дипломантом (6-е место) Всероссийского конкурса вузов "Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования". (Всего в конкурсе принимали участие 163 вуза России.)

СМК также внесла существенный вклад в успешное завершение процедуры лицензирования и аттестации, проведенной экспертной комиссией Рособрнадзора в марте 2008 г. Решением Аккредитационной коллегии Рособрнадзора от 29.05.2008 № 4-2008 академия признана прошедшей государственную аккредитацию с установлением государственного аккредитационного статуса "Университет".

В 2010 г. образовательные программы университета - "лечебное дело" и "педиатрия" - победили в конкурсе "Лучшие образовательные программы инновационной России"1. Они были отобраны среди однопрофильных программ высшего профессионального образования, реализуемых российскими вузами, и среди всех программ, реализуемых в том или ином российском регионе. В процедуре выбора принимали участие эксперты в области качества образования, ректоры ведущих российских вузов, руководители учебно-методических объединений (УМО) вузов России по областям, ассоциации работодателей, работодатели, кадровые агентства и центры занятости. Кроме того, программы  "лечебное дело" и "педиатрия" вошли в ежегодный справочник "Лучшие образовательные программы инновационной России"( Организаторами конкурса являются: журнал "Аккредитация в образовании", Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) и Гильдия экспертов в сфере профессионального образования).

Для улучшения качества подготовки выпускников руководство КрасГМУ привлекает к сотрудничеству основных потребителей конечного продукта образовательных услуг - руководителей здравоохранения, главных врачей, которые являются членами Ученого совета и принимают активное участие в обсуждении проблем, касающихся совместной деятельности органов здравоохранения и КрасГМУ на пути к формированию квалифицированных специалистов. Руководители здравоохранения присутствуют при аттестации и распределении выпускников, указывая на достижения и недостатки в их подготовке. Главные врачи города и края анкетируются по специальной анкете, разработанной отделом по содействию трудоустройства молодых специалистов.

В заключение следует сказать, что система менеджмента качества КрасГМУ внедрена 6 лет назад и сейчас находится на стадии дальнейшего (или активного) развития.

Ясно просматриваются направления дальнейшей деятельности - например, необходимость документирования обеспечивающих процессов, которые нужно встроить в уже имеющуюся систему менеджмента качества.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»