Связь между образованием, подготовкой и развитием компетентности (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Резюме

В современном медицинском образова­нии необходимо уметь определять и разви­вать его терминологию, которая слишком часто используется совершенно необдуман­но и неуместно. Педагоги-теоретики уделя­ют большее внимание понятию обучения, а не преподавания, а именно ориентиро­ванному на студента и управляемому сту­дентом обучению, а не направленному на учителя наставническому преподаванию. Однако мы все еще предпочитаем исполь­зовать слово "подготовка", как например, в понятии профессиональная подготовка по узкой специализации, когда говорим о специальной программе или стремимся до­стичь уровней компетентности с надеждой на то, что они соответствуют результатам обучения по программе. В этой статье пред­лагается дискуссия о том, достаточно ли удовлетворительного окончания програм­мы (окончание программы специального профессионального обучения) или ученика следует оценивать по определенным уров­ням компетенции, соответствующим его профессиональной деятельности.

"Лично я всегда готов учиться, хотя я не всегда готов к поучениям".

Сэр Уинстон Черчилль



Мед. образование и проф. развитие. 2012. № 2. С. 65-69.

Вводная информация

Оксфордский английский словарь дает такое определение образованию: "процесс усвоения знаний или результат этого процесса, теория и практика обучения", в то время как подготовка описывается как "обучение определенному умению или тип поведения, выработанный на основе регулярной практики и обучения". Несмотря на эти четкие определения слов "образование" и "подготовка", они часто используются взаимозаменяемо, когда встречаются в одном тексте. Если разделить процесс образования на 4 основных составляющих:

- подготовка (приобретение умений и навыков);

- инструктаж (получение информации);

- начало работы (социализация и ознакомление с социальными нормами и ценностями);

- индукция (мышление и решение проблем);

мы увидим, что только один из этих 4 компонентов может быть подготовкой.

Такой подход к пониманию образования может устраивать тех, кто считает, что образование включает в себя все 4 параметра, но если рассматривать обучение в клиничес-ких условиях, где все 4 компонента должны быть связаны единой концепцией, необходимо обратить больше внимания на различия между образованием и подготовкой.

А есть ли реальные различия?

Образование - это процесс обучения, результаты которого неизвестны и обстоятельства которого требуют комплексного объединения знаний, навыков и опыта для решения проблем. Вопросы и события в образовании рассматриваются через принципы и ценности, а не через стандарты и критерии. Образование может очень точно характеризовать ученика и его индивидуальные возможности. Понятие подготовки, напротив, применяется, когда есть точно определенная компетенция и/или навык, которыми необходимо овладеть, а также когда речь идет о практике и повторной практике, целью которой является достижение мастерства.

Некоторые аспекты медицины, такие как обучение базовым клиническим умениям или процедурам, относятся к категории подготовки, но существует много более сложных аспектов, которые затрагивают этические или социальные вопросы, на которые зачастую нельзя дать точный ответ или определить параметры. Эффективное обучение в медицинском образовании включает в себя элементы последовательной подготовки, относящейся к обучению на протяжении всей жизни (Brigden, 2003). При таком подходе помощь в обучении становится более широким понятием, чем формальное преподавание, осуществляемое учителем напрямую. Он должен приобщать ученика к другим условиям и способам обучения (Интернет, электронная книга или журнал), направлять его за получением знаний к другим профильным преподавателям, коллегам, или пациентам. В этом случае речь идет о более глобальном понятии - образовании.

Компетентность

Во всех областях медицинской деятельности в настоящее время наблюдается тенденция оценивать успехи и качество выполнения работы по результатам достижения определенных компетенций или уровней умения. Это, а также высокая степень использования методов оценки знаний, основанных на компетентности, становится особенно заметно в "подготовительном" элементе обучения медицине. Идея применения компетенций встречается во многих областях подготовки, особенно если речь идет о подготовке к узкой профессиональной деятельности или специализации, и там, где стажеров оценивают по официально утвержденным компетенциям (вынося решение "компетентен" или "еще не компетентен"). Однако, когда мы начинаем обсуждать вопрос профессиональной подготовки по определенному предмету или дополнительной специальности, действительно ли мы имеем в виду подготовку? Или более уместно было бы использовать термин "профессиональное образование", который, как мы надеемся, будет отражать более целостный характер отношения к тому, чему должен научиться стажер/ученик и что должно применяться в различных подходах в зависимости от обстоятельств и ситуации.

Компетентность в подготовке врачей в Великобритании и других странах мира находится в процессе развития. В этой области необходимо применять модель обучения на основе портфолио в качестве базы для оценки знаний и умений. Это обязывает стажера собирать информацию для составления учебного портфолио. За его основу можно взять умения; тогда это будет достаточно простой процесс представления данных о том, что определенные умения преподавались, изучались, были доведены до совершенства и могут использоваться.

Соответственным образом оценивается каждое портфолио. Идея оценок "компетентен" или "еще не компетентен" получила распространение в медицине благодаря использованию журналов учета образовательной деятельности и портфолио клинической деятельности, которые подписываются руководителем после демонстрации стажером своей компетентности. В постдипломной подготовке предполагаемые умения и процедуры излагаются более детально.

Особенно важно определять наиболее важные умения, при выполнении которых все стажеры должны показать высший уровень качества исполнения, а также те, при которых можно ожидать только низких показателей. Преподавателям необходимо решить, как будет формулироваться и выноситься решение "компетентен", независимо от того, выбран ли подход "компетентен"/"еще не компетентен" или оценка по предполагаемым уровням компетентности, которые также должны получить точное описание. Например, преподаватели могут единодушно согласиться в том, что все выпускники медицинского вуза должны уметь объяснять стандартный рентгеновский снимок грудной клетки. Исходя из максимального упрощения ситуации, можно ожидать, что студент получил знания об анатомии органов грудной клетки и его нормальном состоянии на одном из этапов обучения. С другой стороны, он должен уметь объяснять рентгеновский снимок с точки зрения клинической картины и на основе изученных и выполненных лично мероприятий применять протокол лечения соответственно данному сценарию. Этот тип задания задействует глубокое когнитивное мышление и высокий уровень познавательной деятельности. При попытке применения обучения на основе компетентности следует учитывать некоторые принципы (поскольку здесь применяются определенно разные уровни компетентности, в зависимости от опыта и образовательной зрелости студента), которые должны:

- применяться систематически, быть основанными на учебных результатах/компетенциях, которые разработаны с учетом основных особенностей условий профессиональной деятельности. К таким навыкам могут относиться клинические, коммуникативные, профессиональные, этические и административные навыки;

- обеспечивать высокое качество учебной деятельности, рассчитанной на помощь стажерам в выполнении каждой задачи, а также периодическую обратную связь для исправления действий по ходу выполнения;

- требовать от стажеров выполнения задач высших уровней компетентности в условиях, подобных работе в медицинской организации.

В связи с возрастающим интересом общества к подготовке медицинских специалистов преподаватели должны иметь четкое представление о том, каким образом будут обеспечивать образование и оценивать успехи учеников. Переход на систему подготовки, основанную на компетентности, кажется, неизбежен, и во многом желателен. Несмотря на это, роль учителей должна состоять в том, чтобы предусмотреть оптимальные возможности для профессионального развития обучающихся в сфере первичной и вторичной медицинской помощи посредством объединения самых положительных аспектов образования и подготовки.

Вопросы для размышления

- Подготовка - это только один аспект современного медицинского образования.

- Определенные виды учебной деятельности при подготовке направлены на приобретение умений.

- Компетентность состоит из нескольких уровней в когнитивной области, которые зависят от уровня образовательной зрелости студентов.

- Измерение компетентности происходит в направлении того уровня компетентности, которым необходимо обладать в определенный период времени.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru



Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»