К характеристике выпускника медицинского вуза (результаты анкетирования)

Резюме

В статье представлены результаты анонимного анкетиро­вания 200 студентов выпускного курса медицинского вуза. Выяснены предпочтения в выборе врачебной специали­зации, будущего места работы, а также взгляды студентов на качество процесса обучения в вузе. Разобраны некото­рые аспекты состояния здоровья выпускников.


Ключевые слова:• Анкетирование • Выпускник • Студент • Здоровье

Главной задачей медицинских вузов является подготовка квалифицированных кадров для практического здравоохранения. Это становится особенно актуально в наши дни, когда во многих поликлиниках и больницах РФ, по официальным данным, не хватает до трети квалифицированных врачей.

Обучение студентов - сложный процесс, который должен постоянно совершенствоваться и базироваться на достижениях современной медицины.

Целью данного исследования являлось изучение некоторых аспектов качества подготовки врача-специалиста, сравнительный анализ мнений студентов 6-го курса медицинского вуза о выборе будущей профессиональной специализации и ближайших планах их врачебной деятельности, а также изучение состояния здоровья студентов. Работа выполнена с помощью специально разработанной анкеты. Анонимный опрос был проведен среди 200 студентов 6-го курса дневного отделения лечебного факультета (73 мужчины и 127 женщин) в возрасте 22-28 лет. На бюджетной основе обучалось большинство (74%) респондентов. Больше половины (57,5%) студентов были жителями Москвы, а треть (35,5%) - Подмосковья.

Прежде всего нас интересовал выбор врачебной специализации, которую предпочитали выпускники вуза. Абсолютное большинство из них (90%) к 6-му курсу уже определили профиль своей будущей работы (табл. 1).

Таблица 1. Выбор будущей врачебной специализации студентами 6-го курса лечебного факультета

Как видно из табл. 1, наиболее предпочтительными для студентов-медиков  являются традиционные профессии терапевта, хирурга, акушера-гинеколога, кардиолога, и дерматовенеролога. В то же время оказались почти невостребованными специализации пульмонолога, нефролога, проктолога, и физиотерапевта. Врачами общей практики (семейными врачами) хотели бы стать только 1,7% опрошенных, а работать в системе скорой медицинской помощи или по специализации гематолога желающих не было.

В то же время, по данным Минздравсоцразвития, практическая медицина РФ нуждается во врачах следующих специализаций: анестезиологах, реаниматологах, физиотерапевтах, врачах скорой медицинской помощи, врачах клинических лабораторий, психиатрах, наркологах. Подготовка молодых врачей в медицинских вузах, выбравших вышеуказанные профессии, очевидно, является приоритетной задачей соответствующих кафедр.

Важно отметить, что среди анкетированных оказалось мало студентов, которые после окончания вуза не намеревались бы заниматься медициной. Хотя, известно, что в реальной жизни определенная часть (до 20-30%) выпускников вузов меняют основную профессию и уходят из медицины. Причиной этому могут послужить 2 обстоятельства: низкая зарплата врача и разочарование в медицине за время обучения в вузе. На последний факт  указало 14,3% опрошенных нами студентов.

На вопрос "Если бы Вам после окончания вуза (получения диплома врача) предложили работу, не связанную с медициной, но более высокооплачиваемую,  ушли бы Вы из медицины?", были получены следующее ответы: "да" - 20%; "нет" - 43%; "затрудняюсь ответить" - 37% опрошенных. Эти результаты подтверждают вышеприведенное предположение. По материальным причинам почти половина -  49,5% - опрошенных студентов 6-го курса вынуждена работать как в медицинских учреждениях (26%), так и в других организациях (23,5% опрошенных). Как правило, это работа в вечернее и ночное время, а также в выходные дни, однако, некоторые студенты были вынуждены ходить на работу вместо занятий в институте, в дневное время.

После окончания вуза выпускники хотели бы работать: в больнице - 52%, в клиниках - 14%, в научно-исследовательском институте - 11%, в частной клинике - 8%, еще не решили, где работать - 10%. Интересно, что лишь 5% 6-курсников предпочли бы работу в поликлиниках, где, как известно, имеется большой дефицит врачебных кадров.

Желание приступить к работе сразу после окончания вуза (после окончания интернатуры) изъявила лишь малая часть респондентов - 2%, а абсолютное большинство выпускников хотели бы совершенствовать свои знания и умения по выбранной специализации в клинической ординатуре - 92,3%.

Если учесть тот факт, что в ряде случаев клиническая ординатура является платной, представляются интересными данные нашего опроса. На вопрос "Есть ли у Вас материальная возможность учиться в платной ординатуре (аспирантуре)?", утвердительный ответ был получен лишь у 17,5% респондентов, а половина студентов указали, что данной возможности не имеют.

Любопытной была самооценка студентами собственного уровня подготовки к будущей врачебной деятельности. Оценивали свой уровень как отличный 3,5%, хороший - 44,5%, удовлетворительный - 33%, неудовлетворительный - 7,5% и затруднились ответить - 11,5% опрошенных. С нашей точки зрения, эта информация является ценной и нуждается в дальнейшем анализе, так как она может помочь при разработке методов совершенствования учебного процесса.

Таблица 2. Мнения студентов (n=195) о наименее изученных разделах терапии

Среди прочих аспектов нас заинтересовал вопрос о тех разделах терапии, в которых студенты-шестикурсники отметили наибольшие собственные пробелы в знаниях (табл. 2).

Из табл. 2 следует, что студенты отмечают недостаточность знаний, прежде всего, в таких областях терапии, как геронтология, фармакотерапия внутренних болезней, болезни суставов и коллагенозы, гематология. Очевидно, на данную проблему следует обратить внимание педагогических коллективов терапевтических кафедр вуза и принять меры по совершенствованию процесса обучения студентов, делая акцент на вышеприведенные разделы терапевтической дисциплины.

Кроме того, анкетирование показало, что более половины респондентов недовольны качеством прохождения медсестринской и врачебной практики во время обучения, а четверть также неудовлетворена теоретической подготовкой в вузе.

Перед высшей школой, в частности медицинской, стоят важные задачи формирования квалифицированного и здорового специалиста, который может  выполнять свою сложную и благородную профессиональную миссию. В связи с этим нас заинтересовал вопрос состояния здоровья студентов-старшекурсников (табл. 3). Общая характеристика широкого спектра субъективных жалоб по анкетным данным выглядела так: чувство сонливости испытывали большинство респондентов - 71%, общую слабость - 46%, учащенное сердцебиение - 12%, одышку при физической нагрузке -  9%, обмороки - 8%. У трети опрошенных наблюдались головные боли, у каждого десятого - беспричинные носовые кровотечения, а частое появление "синяков" на теле отмечалось у 8%. Часть этих клинических проявлений, а также нижеприведенные заболевания, по-видимому, можно объяснить напряженным ритмом жизни и учебы студентов, нарушенным режимом питания, эмоциональными, психологическими факторами и т.д.

Таблица 3. Виды заболеваний у студентов 6-го курса медицинского вуза (n=200)

Отмечено, что наиболее частыми видами патологии у респондентов регистрировались хронический гастрит, нейроциркуляторная астения, и аллергические заболевания. Этот факт следует учитывать при проведении плановых диспансерных осмотров студентов, а также профилактических мероприятий, организации их учебы и быта. По данным опроса, 4% респондентов указывало на снижение слуха, 47% - на близорукость, 2% - на дальнозоркость, а 3% - на астигматизм.

С помощью анкеты было выяснено, что студенты в определенной степени уделяли внимание состоянию своего здоровья. В частности, за истекший год контролировало собственное артериальное давление 75% респондентов, а в течение 3 последних лет у студентов проводились следующие исследования: ЭКГ - 54,5%, эхокардиограмма - 16%, клинический анализ крови - 48,5%, гастроскопия - 21% и т.д. При этом определенная часть студентов выразила неудовлетворение организацией плановой диспансеризации в стенах вуза (62%).

Практический интерес представляет информация о наличии стоматологических проблем у студентов-шестикурсников (табл. 4).

Установлено, что более четверти опрошенных в течение года не посещали стоматолога. У абсолютного большинства студентов (85,5%) имеются зубные пломбы, у части  (13%) - установлены коронки на зубах и зубные протезы (5%). Четверть респондентов отмечает кровоточивость десен при чистке зубов.

Данные табл. 4 указывают на целесообразность проведения у студентов профилактических мероприятий для предупреждения патологии полости рта, особенно, в вузах, имеющих стоматологические кафедры

Таблице 4. Характеристика состояния здоровья зубов у студентов медицинского вуза (n=200)

В своей работе мы также обратили внимание на показатели массы тела, которые были определены исходя из роста и веса респондентов (табл. 5).

Нормальные значения веса установлены у большинства опрошенных, а избыток массы тела выявлен у 13,6% (прежде всего студентов мужского пола). Дефицит массы тела был зарегистрирован в основном у студенток. Эти данные являются показанием для проведения повторных динамических исследований и  коррекции обнаруженных нарушений.

Известно, что важным фактором риска различных заболеваний, и прежде всего, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, является табакокурение. Согласно опросу, постоянно или периодически курят 23% респондентов (24 и 22% студентов и студенток соответственно), что с нашей точки зрения должно привлечь внимание руководства вуза к активизации эффективных профилактических и лечебных антиникотиновых мероприятий, так как врач-курильщик не сможет в полной мере пропагандировать идеи здорового образа жизни среди своих пациентов.

Таблица 5. Показатели индекса массы тела (ИМТ) у студентов (n=177)

В заключение мы хотели бы привести данные о том, как студенты 6-го курса оценивали состояние собственного здоровья. Процентное соотношение ответов было таково: оценивали как "хорошее" - 48,5%, "удовлетворительное" - 48% и "неудовлетворительное" - 3,5% опрошенных.

В настоящее время для общества является актуальным участие населения в донорских движениях, учитывая, кроме прочего, количество промышленных и природных катастроф, которые ведут к большому числу пораженных и раненых, нуждающихся в трансфузиях компонентов крови. Наши данные говорят о низкой активности студентов в донорстве крови. На вопрос "Сдавали ли Вы в прошлом свою кровь как донор?" позитивно ответила лишь четверть респондентов (24%). При этом каждый десятый из опрошенных не знал свою группу крови и резуспринадлежность.

Не менее важна проблема употребления наркотических средств молодежью. В связи с этим мы включили в анкету следующий вопрос "Согласны ли Вы сдать лабораторный анализ крови на наркотики?". Каждый пятый из респондентов  (21%) ответил на него отрицательно. Интерпретировать этот показатель можно по-разному, но мы полагаем, что подобное тестирование студентов-медиков необходимо проводить.

Результаты нашей работы показали важность использования анонимного анкетирования студентов 6-го курса медицинского вуза, которое позволяет изучить их мнения об учебном процессе, а также относительно выбираемых ими врачебных специализаций.

Мы считаем, что анкетный метод может служить начальным, базисным этапом изучения состояния здоровья большого контингента лиц, в частности, студентов, а дальнейшее (или одновременное) проведение физических, лабораторных и инструментальных методов исследования позволит дополнить сведения о выявленных  заболеваниях и определить тактику их лечения и профилактику.

Полученные данные анкетного опроса студентов, по нашему мнению, помогут наметить пути совершенствования учебного процесса и воспитания молодого специалиста в стенах медицинского вуза. Очевидно, что среди студентов и преподавателей следует активнее пропагандировать  здоровый образ жизни, проводить эффективные мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний.

И в заключение следует особо отметить позитивное отношение респондентов к проведенному анонимному анкетированию.

Анкета (нужное подчеркнуть)

Пол: м /ж

Возраст:    лет

Рост :    см

Вес:    кг

1. Ваше постоянное место жительство: а) Москва; б) Московская область; в) другойгород или село.

2. Вы учитесь в университете на платной основе: а) да; б) нет.

3. После окончания университета Вы бы хотели работать: а) терапевтом; б) кардиологом; в) пульмонологом; г) гастроэнтерологом; д) нефрологом; е) гематологом; ж) педиатром; з) хирургом; и) урологом; й) травматологом; к) проктологом; л) оториноларингологом; м) акушером-гинекологом; н) реаниматологом; о) врачом скорой помощи; п) инфекционистом; р) фтизиатром; с) дерматовенерологом; т) офтальмологом; у) рентгенологом; ф) невропатологом; х) психиатром; ц) патологоанатомом или судмедэкспертом; ч) физиотерапевтом; ш) специалистом по УЗ-диагностике; щ) врачом общей практики (семейным врачом); э) выберу другую врачебную специализацию; ю) еще не выбрал специализацию; я) я не буду заниматься медициной.

4. В первые годы после окончания университета Вы хотели бы работать: а) в больнице; б) в поликлинике; в) в НИИ; г) в частной клинике; д) хотел бы остаться в клинике института; е) еще не решил, где работать.

5. Что Вы намереваетесь делать после окончания университета: а) совершенствовать свои знания в ординатуре; б) пойти в аспирантуру; в) пройти стажировку в зарубежной клинике; г) хочу сразу приступить к практической работе.

6. Имеете ли Вы материальные возможности поступить в платную ординатуру, аспирантуру: а) да; б) нет; в) не могу ответить.

7. Как вы оцениваете свой уровень подготовки для практической врачебной деятельности: а) отличный; б) хороший; в) удовлетворительный; г) неудовлетворительный; д) затрудняюсь ответить.

8. Какие отделы терапии для Вас являются наименее изученными: а) кардиология; б) пульмонология; в) гастроэнтерология; г) нефрология; д) гематология; е) болезни суставов и коллагенозы; ж) аллергология; з) геронтология; и) фармакотерапия внутренних болезней.

9. Довольны ли Вы уровнем теоретической подготовки в университете: а) скорее да; б) скорее нет; в) не могу ответить.

10. Довольны ли Вы качеством прохождения врачебной и медсестринской практики во время обучения в вузе: а) да; б) нет; в) не могу ответить.

11. Не разочаровались ли Вы в медицине во время обучения: а) да; б) нет; в) не могу ответить.

12. Если Вам после окончания университета (получения диплома врача) предложили бы работу, не связанную с медициной, но с приличной зарплатой, то ушли бы Вы из медицины: а) да; б) нет; в) не могу ответить.

13. В настоящее время Вы работаете: а) да, в медицинском учреждении; б) да, в других организациях; в) нет.

14. Как Вы оцениваете своe здоровье: а) хорошее; б) удовлетворительное; в) неудовлетворительное.

15. Какими хроническими заболеваниями Вы страдаете: а) хроническим бронхитом; б) бронхиальной астмой; в) артериальной гипертонией или гипотонией; г) нейроциркуляторной дистонией; д) пролапсом митрального клапана; е) хроническим пиелонефритом; ж) хроническим гастритом; з) хроническим панкреатитом; и) язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки; к) сахарным диабетом; л) тиреотоксикозом; м) мигренью; н) аллергическими реакциями (аллергический ринит, крапивница, и т.д.); о) железодефицитной анемией; п) другими.

16. У Вас зрение: а) нормальное; б) у меня близорукость; в) у меня дальнозоркость; г) астигматизм.

17. У Вас слух: а) нормальный; б) снижен.

18. Какая у Вас группа крови: а) О (I); б) А (II); в) В (III); г) АВ (IV);  д) не знаю.

19. У Вас резус-фактор: а) отрицательный; б) положительный; в) не знаю.

20. Сдавали ли вы в прошлом свою кровь как донор: а) да; б) нет.

21. Какие исследования проводились Вам в течение последних 3 лет: а) ЭКГ; б) ЭХО-КГ; в) общий анализ крови и анализ мочи; г) биохимическое исследование крови; д) гастроскопия; е) другое.

22. Измеряли ли вы свое артериальное давление в последние 12 месяцев: а) да; б) нет.

23. Довольны ли Вы качеством диспансеризации студентов, проводимой в университете: а) да; б) нет; в) не могу ответить.

24. Курите ли Вы: а) да, постоянно; б) да, периодически; в) нет.  Если Вы курите, то:

1. Как скоро после того, как Вы проснулись, Вы выкуриваете первую сигарету (баллы): а) в течение 6-30 мин (3); б) в течение 30-60 мин (2).

2. Сложно ли для Вас воздерживаться от курения в местах, где курение запрещено: а) да (1); б) нет (0).

3. От какой сигареты Вы можете легко отказаться: а) первая сигарета утром (1); б) все остальные (0).

4. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день: а) 10 или меньше (0); 6) 11-20 (1); в) 21-30 (2); г) 31 и более (3).

5. Курите ли Вы, если сильно больны и вынуждены находиться в кровати целый день: а) да (1); б) нет (0).

25. Как часто Вы чистите зубы: а) ежедневно (1 раз); б) ежедневно после еды; в) иногда; г) никогда.

26. Имеется ли у Вас парадонтит: а) да; б) нет; в) не знаю.

27. Кровоточат ли у Вас десны при чистке зубов: а) да; б) нет; в) не знаю.

28. Имеются ли у Вас зубные пломбы: а) да; б) нет; в) не знаю.

29. Имеются ли у Вас зубные протезы: а) да; б) нет; в) не знаю.

30. Имеются ли у Вас коронки на зубах: а) да; б) нет; в) не знаю.

31. Когда в последний раз Вы были на приеме у стоматолога: а) в этом месяце; б) 3 мес тому назад; в) полгода тому назад; г) не был в течение года; д) никогда не был.

32. Согласились бы Вы сдать лабораторный анализ на наркотики: а) да; б) нет.

33. Отмечаете ли Вы у себя (нужное подчеркнуть): а) слабость; б) сонливость; в) учащенное сердцебиение; г) одышку при физической нагрузке; д) обмороки.

34. Отмечаете ли Вы у себя (нужное подчеркнуть): а) периодические носовые кровотечения; б) прожилки крови в кале; в) появление "беспричинных синяков" на теле.

35. Страдаете ли Вы постоянными или периодическими головными болями: а) да; б) нет.

Если "да", то какой характер они носят: а) пульсирующая односторонняя; б) давящая двусторонняя (обручем); в) односторонняя острая, изматывающая.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»