История UEMS
Европейский союз медицинских специалистов (The Union of
European Medical Specialists - UEMS)) был основан в 1958 г., после подписания в 1957 г. Римского договора,
согласно которому предполагалось взаимное признание дипломов, полученных во
всех странах его подписавших. Целью UEMS было объединение медицинских
специалистов стран - членов Европейского Союза (ЕС) и достижение консенсуса в
отношении содержания и качества образования медицинских специалистов и
практики. Результат этой деятельности был призван служить основой для
законодательства ЕС в сфере здравоохранения.
Старт был медленным, но в 70-х гг. прошлого столетия ЕС
приблизился к принятию законопроектов по этой проблеме. Начиная с 1962 г. были учреждены
секции по специальностям, и в 1975
г. UEMS сыграл важную роль в разработке "Директив для
докторов", согласно которой было установлено взаимное признание медицинских
дипломов между государствами - членами ЕС.
Однако в последующем вкладу UEMS уделялось мало внимания, и
требования к качеству, содержащиеся в Директиве, в основном остались
ограниченными, касаясь указания минимальной продолжительности обучения (ст.
26-27) и критериев признания учебных заведений (ст. 24).
В 1980-е гг. ЕС заморозил дальнейшую реализацию требований к
качеству, содержащихся в Директиве, в результате чего потребовался новый
подход.
1990-е годы
UEMS переместил
внимание с обеспечения ЕС рекомендациями на расширение работы по
гармонизации и улучшению качества обучения и условий труда медицинских
специалистов в Европе.
Для этой цели в 90-е гг. прошлого столетия были разработаны
европейские соглашения, касающиеся таких ключевых вопросов, как
профессиональная стажировка, непрерывное образование, оценка качества.
Результатом этой работы явилось создание хартий UEMS,
которые в качестве моделей и рекомендаций по государственной политике были
представлены руководству европейских стран. Несмотря на то что эти хартии не
имели прямой юридической силы, они оказали значительное влияние на изменения
национальных нормативов.
UEMS были предложены следующие хартии: Хартия о непрерывном
медицинском образовании, Хартия об обеспечении качества работы специалистов,
практикующих на территории Евросоюза, Хартия об инспекциях учебных центров,
Хартия о непрерывном профессиональном развитии (также называемая Базелевской
декларацией), Декларация о продвижении качественной медицинской помощи,
Декларация об обеспечении качества медицинской помощи (также называемая
Будапештской декларацией) и Декларация о введении политики оценки в
последипломном медицинском образовании.
Существующая ситуация
Философия всех национальных профессиональных медицинских
организаций заключается в том, что медицинская помощь становится наилучшей в
том случае, когда качественные медицинское образование и подготовка являются достоянием
медицинских работников. В каждой стране профессионалы отстаивают такую позицию,
но все чаще делать это становится труднее - контролировать качество медицинской
помощи страстно желают такие структуры, как правительство, страховые и
коммерческие компании.
Если медицинские специалисты хотят сохранить и улучшить
качество оказываемой помощи, то для этого им необходимо постоянно прикладывать
весьма серьезные усилия. Это возможно только в случае единства цели и средств.
А достижение такого единства возможно в случае сбалансированности взглядов и
интересов как профессионалов, так и политиков.
Национальный уровень
Объединение стратегий должно начинаться на государственном
уровне. И здесь профессиональные сообщества проводят большую работу в плане улучшения качества медицинской
помощи. Но это должно осуществляться на всех уровнях медицинской практики,
начиная от индивидуально практикующих врачей и заканчивая управлением
госпиталями, требованиями к стажировке, сертификацией, аттестацией,
профессиональными инструкциями, национальным законодательством.
Реализация политики, направленной на оказание качественной
медицинской помощи, возможна только в случае тесного взаимодействия
профессиональных организаций и национальных медицинских ассоциаций и
организаций. Должный результат может быть достигнут только при единстве целей и
взглядов.
К сожалению, во многих европейских странах такого единства
пока нет, и для его достижения необходимо приложить немалые усилия.
Национальным профессиональным организациям следует помнить о том, как важно,
чтобы в Европе было известно об их деятельности.
Европейский уровень
Отсутствие единой национальной политики немедленно
сказывается на представлении о состоянии медицины на европейском уровне.
Слишком часто делегаты от организаций, функционирующих в одной и той же стране,
отстаивают противоречивые взгляды в разных европейских медицинских
организациях.
Европейские медицинские организации
На сцене Европы представлены UEMS с его секциями, а также
Совет Европы, европейские профессиональные сообщества по каждой из
специальностей, но также имеются и зонтичные организации национальных
медицинских ассоциаций [Постоянная комиссия европейских врачей (Comite
Permanent of European doctors - CPME)], а также другие независимые медицинские
организации, такие, как Европейская организация врачей-стажеров (PWG),
больничных врачей (AEMH) и врачей на окладе (FEMS). В основном, каждая группа
появлялась с целью лоббирования своих собственных интересов, но были достигнуты
успехи в достижении единства их целей и принципов. Этот процесс объединения
должен продолжиться и в будущем.
Будущее
UEMS, несомненно, является крупнейшей политической
медицинской ассоциацией Европы, характеризующейся мощной поддержкой со стороны
широких масс. Этот союз добился значительных успехов, но ему еще многое
предстоит сделать. До настоящего времени каждая страна самостоятельно решала
проблемы медицинского обеспечения, однако интегративные процессы в Европе
набирают обороты. Представители медицинской профессии должны быть готовы
сыграть свою роль в новой
интегрированной европейской политике в области здравоохранения.
Успешное решение задач, возникающих в результате объединения
европейских государств и необходимости оказания качественной помощи на
территории всего ЕС, возможно только при наличии сильной позиции его
медицинских работников. Укрепление позиции должно начинаться на национальном
уровне:
-единство целей и стратегий национальных организаций;
-координация деятельности каждой из национальных
организаций;
-расширение участия национальных медицинских организаций в
решении медицинских проблем Евросоюза, активное участие их работников в решении
проблем, связанных с кадровыми, экспертными и финансовыми вопросами, а также
активизация их ресурсов в целях создания должного имиджа системе здравоохранения
Евросоюза.
На европейском уровне требуется большее единство медицинских
работников, при одновременном сохранении профессиональной независимости
отраслевых групп, таких, как группа специалистов в области медицины, группа
врачей общей практики и т.д. На этом уровне необходимо достичь такого же
единства, как и на национальном.
В настоящее время Генеральный директорат по здоровью и
защите потребителя (SanCo) обладает полномочиями лишь в области общественного
здоровья. В сферу его интересов входят наблюдение за здоровьем, выявление
потенциально опасных ситуаций, а также факторов, оказывающих влияние на
общественное здоровье.
С большой долей вероятности можно сказать, что полномочия
Евросоюза в будущем значительно расширятся. Медицинские работники должны в один
голос озвучивать свои представления, связанные с проблемами качества. Им
следует быть готовыми к тому, что в будущем Евросоюзу потребуются
конструктивные и убедительные рекомендации по ключевым проблемам.
Структура Европейского союза медицинских специалистов
Упрощенно UEMS можно рассматривать как три разноплановые, но
связанные друг с другом структуры. Первой является Совет, на уровне которого
организуются заседания национальных медицинских ассоциаций; во вторую входят
секции и комитеты по различным медицинским специальностям; третья - самая
молодая организация, "дитя" Европейского союза медицинских специалистов -
Европейский аккредитационный совет по непрерывному медицинскому образованию
(EACCME).
Совет является старейшей структурой UEMS и в прошлом
назывался Правлением. Это политический орган, на уровне которого принимаются
решения и заявления по вопросам различных медицинских специальностей.
Национальные медицинские ассоциации -
это, главным образом,
организации, которые представляют интересы медицинских специалистов в
государствах - членах ЕС, европейском экономическом пространстве и Швейцарии. В
совет входят также представители от стран, не являющихся членами ЕС.
Секции и комитеты были созданы позднее, но некоторые из них
имеют длительную историю. Они представляют различные специальности, и в их
состав входят по 2 делегата от каждой страны, в которой существует конкретная
медицинская специальность.
Секции и комитеты в полной мере отражают интересы каждой из
специальностей, представленных в Европе, и координируют стажировку специалистов
по всей Европе. Это также важно и для пациентов, так как они, определенно,
выигрывают от улучшения качества оказываемой им медицинской помощи.
В 1999 г.
UEMS основал Европейский аккредитационный совет по непрерывному медицинскому
образованию (EACCME), который начал функционировать в 2000 г. Данная структура
призвана координировать непрерывное медицинское образование (НМО) и непрерывное
профессиональное развитие (НПР) врачей, помогая им получать образовательные кредиты,
зарабатываемые на международных конференциях, которые одобрены UEMS и EACCME, и
общепринятые во всех странах - членах UEMS.
Аккредитация
В настоящее время НМО-НПР являются важной частью медицинской
практики. Процесс получения медицинской специальности начинается с обучения в
университете и преддипломной практики, за которыми следует последипломная
стажировка, в идеале осуществляемая в тесном взаимодействии между
профессионалами и университетом.
В прошлом процесс обучения специалиста на этом заканчивался,
но более чем очевидно, что для постоянного поддержания знаний и навыков на
должном уровне практикующий врач должен учиться на протяжении всей своей
профессиональной жизни. И в этом случае НМО-НПР играет важную роль.
Реформа последипломного обучения началась с внедрения
непрерывного медицинского образования, для чего были организованы теоретические
курсы и конференции по основным медицинским специальностям.
В настоящее время обеспечение последипломного обучения
дополнилось усовершенствованием коммуникаций, интернет-технологиями, навыками
управления и общения и в большей степени фокусируется на потребностях,
обусловленных особенностями практической деятельности каждого конкретного
специалиста.
За решение вопросов, возникающих в процессе реализации
программ НМО-НПР, а также за их организацию отвечает Национальный комитет по
аккредитации (NAA), функционирующий в каждой из стран - членов ЕС. Данный
комитет может быть либо национальным, либо региональным (или представлять собой
комбинацию обоих).
NAA определяет, сколько и какой вид кредитов необходимо
получить специалисту в течение года или другого промежутка времени.
Очевидно, что для получения всех необходимых кредитов
специалисту недостаточно пройти курсы стажировки, предлагаемые в рамках только
программы НМО-НПР, т.е., например, программа дистанционного обучения не может
обеспечить специалиста всеми баллами, которые ему необходимо заработать.
Живые выступления, печатные статьи и носители информации
(например, компакт-диски) также играют определенную роль в процессе НМО-НПР
специалиста. Очевидно, что за эти средства отвечает каждый из национальных
комитетов по аккредитации.
EACCME был создан UEMS с целью помочь медицинским
специалистам, практикующим на территории ЕС, в получении "кредитов", которые
они заработали, приняв участие в международных конференциях, одобренных их
национальными комитетами по аккредитации, с целью устранения дублирования
процесса их получения. Например, если я, патологоанатом, отправляюсь на
конференцию, организованную Британским отделом Международной академии патологии
и одобренную Королевской коллегией патологов Великобритании, на предмет
соответствия программе непрерывного медицинского образования, то Бельгийский
комитет по аккредитации не должен вновь начинать процесс одобрения этой
конференции.
Для того чтобы таких ситуаций не возникало, и был создан
Европейский аккредитационный совет по непрерывному медицинскому образованию, в
рамках которого было предложено создать клиринговую палату, куда бы
направлялись запросы, касающиеся аккредитации на территории ЕС.
Основная цель создания данной структуры заключалась в
возможности одобрения мероприятий как ответственными национальными комитетами
по аккредитации, так и вовлеченной секцией специалистов UEMS. Под ответственным
национальным комитетом по аккредитации понимают соответствующий комитет той
страны (или области), где проводится данная конференция.
Под вовлеченной секцией понимают секцию специалистов,
которая наиболее заинтересована в проведении данной конференции, т.е. которая
представляет интересы целевой аудитории данной конференции.
Учитывая, что секция состоит из 2 делегатов от каждой страны
- члена Евросоюза, представляющих данную специальность, можно считать, что они
выражают типичное мнение специалистов представляемой ими страны по каждому из
рассматриваемых вопросов.
История и политическая подоплека Европейского
аккредитационного совета по непрерывному медицинскому образованию (EACCME)
Непрерывное медицинское образование и повышение
профессиональной квалификации всегда были ключевыми элементами UEMS, так как
они значимо способствуют улучшению качества медицинской помощи и обеспечивают
максимальный уровень подготовки специалистов в области медицины. Данный
постулат был узаконен в 1993
г., когда была принята "Хартия UEMS о непрерывном
медицинском образовании". С тех пор по проблеме НМО-НПР проделана большая
работа, а также приняты соответствующие позиционные документы и декларации,
такие, как "Базельская декларация по программе непрерывного медицинского образования"
(2001) или "Декларация UEMS по продвижению качественной медицинской помощи"
(2004).