От учебных портфолио к планам индивидуального развития: необходимое условие для всех работников здравоохранения (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Резюме

В предыдущих статьях шла речь о необ­ходимости понять и применить современ­ную образовательную теорию на практике, превратить обучение в непрерывную дея­тельность и связать его с оценкой резуль­татов. Для реализации каждой из этих идей практикующий врач должен создать соответствующие им средства, которые помогут ему работать и добиться успехов. Но каким образом практикующие врачи смогут оце­нить, с чем им придется иметь дело, или составить план того, что они собираются сделать в будущем, или подготовиться к тому времени, когда первичная и повтор­ная аккредитация станут средствами изме­рения результатов реальной работы?

В данной статье мы предлагаем обсудить тему применения модифицированных учеб­ных портфолио, которые, в совокупности с планом индивидуального развития, служат образовательно-направленным развиваю­щим средством, определяя потребности в образовании и подготовке и позволяя ре­гистрировать прогресс обучения и успехи. В статье приводятся сравнение такого вида портфолио со стандартным резюме, а также доказательство того, что учебное портфолио может стать полезным приложением к стандартному резюме.

"Поддерживайте дневник,

и однажды он поддержит Вас"

Мэй Уэст "Каждый день праздник"

(фильм, 1937)

Мед. образование и проф. развитие. 2012. № 1. С. 112-123.

Введение

Как для студента, так и для аспиранта, учебное портфолио является коллекцией материалов, собранных вместе для определенной цели (Challis, 1999; Brigden, 1999). Объединение материалов дает практикующим врачам возможность лично определять важные действия, совершенные в прошлом и определять необходимость в будущем обучении. Это также позволяет им находить пробелы в знаниях, умениях и опыте, и помогает решить, когда и в какой области им необходимо повышать собственную квалификацию. Очевидно, что предоставление отчетности необходимо, независимо от того, применяются ли учебные портфолио на базовом этапе обучения, где они часто служат в качестве средств для оценки (Challis, 2001; Rees, Sheard, 2004), на постдипломном уровне, где они используются для профессионального развития (Melville at al., 2004), или когда обучение является частью непрерывного профессионального развития (Zeiger, 2005). Также как и отчет о достижениях, портфолио может быть средством, помогающим анализировать прошлый опыт образования и управлять собственным обучением.

Отчет о профессиональном развитии часто рассматривают как важнейший компонент постдипломной медицинской под готовки во всех областях (Recommendations on General Clinical Training, 2005), и стандартным форматом для оценки и определения ценности является структурированное портфолио (The undergraduate medical curriculum. http://www.rcs.uwa.au).

Критически пересматривая, анализируя и оценивая наши процессы принятия решений и наше взаимодействие с пациентами и коллегами (поскольку мы занимаемся различными видами деятельности), можно создать прочную основу для удовлетворения всех определенных заранее учебных потребностей, а также выявления улучшений и даже достижений.

При применении портфолио совместно с планами индивидуального развития при их помощи можно выделить в учебной программе дополнительную активность или достижения, как в базовой, так и в постдипломной подготовке. Эти аспекты часто используются для улучшения образовательной программы.

Что входит в портфолио?

Портфолио следует считать действующим документом, который является результатом процесса осмысления деятельности.

Представленные в нем факты должны показывать:

-Положительные стороны учебной деятельности, а также то, как они помогли человеку или расширили круг его обязанностей на работе или в будущей карьере.

-Отрицательные стороны данной деятельности и способы, при помощи которых эти трудности были преодолены.

-Определение потребностей в развитии, образовательных целей (повышение и обновление знаний и умений), и конечных результатов.

-Стратегии обучения, применяемые для удовлетворения всех образовательных потребностей, вместе с соответствующим планом действий по достижению будущих целей.

-Краткое описание любых ресурсов, необходимых для последующего обуче ния.

Способность распознавать учебные потребности продолжает развиваться в процессе размышления над серьезными происшествиями, щекотливыми момента ми, важными событиями, внешними значимыми обстоятельствами и предыдущими оценками образовательной деятельности или портфолио.

Введение этого способа обучения в преддипломную и постдипломную меди цинскую подготовку позволяет получить равное соотношение между фактическим доказательством и размышлением (рис. 1).

Документ должен свидетельствовать о процессе "активного обучения", а не "пассивного" перехода по этапам систе мы медицинского образования; он дол жен быть достоверным, содержать веские аргументы и соответствовать стандартам оформления.

-Личные сведения

-Документы об окончании учебных заведений

-Краткая информация о циклах обу чения и стажировках

-Карьерные ожидания

-Законченные курсы

-Опыт исследовательской деятель ности и дальнейшие стремления в этой области (включая исследова ния и другие проекты)

-Установленные учебные потреб ности

-Дальнейшие цели и конечные результаты

-Публикации

-Клинические разборы

-Особые случаи

-Запоминающиеся пациенты и со бытия

-Обновленное резюме с информа цией до настоящего времени

-Прочее (другие важные сведения)

Создание личного портфолио

В качестве ориентиров для создания личного портфолио могут служить следующие вопросы:

-Что показывает Ваш предыдущий опыт (наглядные факты) и как он связано с индивидуальным развитием?

-Связаны ли эти данные с Вашей работой в настоящее время и будущими результатами? (это должен быть краткий и четкий ответ)

-Проявляете ли Вы компетентность в своей сфере деятельности, и каким образом?

-Чего, по-Вашему, Вам не хватает? (определите пробелы в знаниях, а также цели)

-Ваши планы на будущее (как и когда Вы будете заполнять пробелы в знаниях)?

Процесс размышления

Планирование индивидуального развития является частью процесса осмысления деятельности (рефлексии), который часто применяется в преподавательской и медицинской деятельности (Jarzab kowski, http://www.usyd.edu.au/su/ctl/Synergy/Synergy4/pjarzab.htm; Mathew-Maitch at al., 2000). Рефлексия - это важнейший компонент учебного цикла, позволяющий связать новые знания с прошлым опытом, и, к тому же, внести значение полученного опыта в необходимый контекст. Это определен но очень важное для медицины понятие, имеющее особое значение в доказательной медицине. Рефлексия позволяет повысить знания, и определить те умения, которыми мы планируем овладеть, так как дает воз можность интерпретировать их как обосно ванные с профессиональной точки зрения. С ее помощью мы могли бы формировать и изменять приобретенные знания и свой подход к обучению с целью его улучшения.

Циклы экспериментального обучения, такие как описанный Кольбом (Kolb at al., 1984) (рис. 2), превращают личный опыт в процесс обучения, и используются, на пример, для составления образовательных программ по обучению на опыте. Эту мо дель можно взять за основу учебных порт фолио, что позволит студентам, а также практикующим врачам управлять своими собственными учебными потребностями.

Почему именно личное портфолио, а не резюме?

Если, оценивая уровень деятельности и приобретения навыка, мы попросим чело века перечислить, что он сделал в профес сиональной жизни, мы не всегда получим обоснованную оценку его потребностей или качества выполнения работы. Бридген и Ла монт (Brigden, Lamont, 2003) обращают наше внимание на то, что только посредством на блюдения работы врача в условиях клиники мы можем получить действительно объек тивную оценку его возможностей. Однако если попросить его подумать о своем опыте и связать его с личными и организационны ми ожиданиями и потребностями, мы точно получим ясное представление о человеке; а тем временем он еще лучше осознает свои образовательные потребности.

Поэтому мы предполагаем использо вать портфолио как приложение к нашей действующей процедуре составления про фессиональной биографии, но не оставлять без внимания личную оценку человека. Такой подход поможет и оценивающему эксперту, и оцениваемому.

Студентам старших курсов и практи кующим клиническим врачам полагает ся соблюдать и поддерживать принципы, изложенные в документе GMC "Надлежа щая медицинская практика" (Good medical Practice 3rd Ed, 2001). Они считаются базой для стандартов, которым должны соответс твовать квалифицированные врачи.

Другие международные профессиональ ные организации создали похожую доку ментацию (Guidelines by the Medical and Dental Professional Board, 1999) , в которой учитываются следующие основные области:

-Квалифицированная клиническая помощь

-Сохранение надлежащей медицинской практики

-Обучение и подготовка

-Поддержание доверия

-Работа с коллегами

-Порядочность и честность

-Здоровье

Личные портфолио являются идеальным средством для регистрации подобных сведений, планирования будущих потребностей и проведения анализа при условии гарантии качества. Собранное вместе, в одной папке, документально подтвержденное свидетельство объема опыта, обучения, образования и подго товки, а также будущих потребностей и намерений, будет бесценным преиму ществом в индивидуальном развитии. Оно станет первым шагом к соответствию требованиям на собеседованиях и аттес тациях, помогая легче приспособиться и сформировать концептуальное пред ставление в реальной жизни после обуче ния и практической подготовки.

"Не звезды, милый Брут, а сами мы виновны" Уильям Шекспир "Юлий Цезарь", акт 1, сцена 2, Кассий

Вопросы для размышления

-Обязанность предоставления отчетности о личной, общественной и организационной деятельности становится общепринятой практикой

-Учебные потребности определяются на основе прошлого опыта и ожидаемых результатов в будущем

-Рефлексия признана в качестве необ ходимого условия для предоставления отчетности

-Стандартные резюме - это двумерная модель характеристики личности: лич ные портфолио позволяют получить третье измерение - образовательные потребности и будущие результаты

-Личные портфолио должны стать обычным явлением для всех практикующих врачей

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»