Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете

Резюме

Объектом исследования явилось научное студенческое общество Курского государственного медицинского уни­верситета (КГМУ). В качестве предмета исследования ав­торами выбрана научная мотивация и этапность привлече­ния студентов к научно-исследовательской деятельности. Показано функционирование поливекторной системы привлечения студентов к научно-исследовательской дея­тельности в КГМУ и выделены ее основные направления. Описаны механизмы привлечения, начиная с профори­ентации абитуриентов, с поэтапным включением мотива-ционных конструкций в студенческой среде при помощи информационной деятельности совета научного студен­ческого общества университета и научно-организацион­ной работы научных школ кафедр.

Ключевые слова:• Научное студенческое общество • Научно-исследовательская деятельность студентов • Студенческие научные кружки • Творческие и познавательные способности студентов • Стимулирование научной деятельности студентов • Модернизация высшего образования • Научная мотивация • Профессиональная ориентация абитуриентов • Контент-анализ

Мед. образование и проф. развитие. 2012. № 1. С. 112-118.

Современный этап развития общества характеризуется формированием "экономики знаний", главной особен ностью которой является превращение знаний в главный стратегический ресурс. В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие кото рой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами.

Одной из основ эффективности высше го образования является способность к ор ганизации самообразования как в период обучения в вузе, так и в течение всей жизни специалиста (Летута, 2010). Качественное медицинское образование подразумевает не только освоение базового курса госу дарственной образовательной программы, но и постоянное самосовершенствова ние будущих специалистов (Петров, 2008; Девятова, 2008). Модернизация системы отечественного высшего образования, происходящая в условиях ее вхождения в единое европейское образовательное пространство, должна затрагивать все виды студенческой деятельности, в том числе на учно-исследовательскую (Демченко, 2010; Завьялов, 2011). Современные требова ния к специалистам медицинской отрасли обусловливают особую важность воспита ния у студентов медицинских вузов стой кого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характерис тиками гармонически и всесторонне раз витой личности (Юловская, 2006; Баранов, 2010).

От выпускников высшей школы тре буется, чтобы они не только квалифи цированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели при этом формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анали зировать и обобщать научные факты, яв ления и информацию (Грибанькова, 2011; Калуцкий, 2010).

Современному обществу нужны твор чески мыслящие специалисты, формиро вание личности которых начинается с их приобщения к научно-исследовательской работе. Именно в ее процессе формируют ся способности "добывать" новые знания, разрабатывать принципиально новые ре шения поставленных задач. Таким обра зом, роль научно-исследовательской рабо ты студентов в высшем учебном заведении постоянно возрастает. Кроме того, научно исследовательская работа студентов, кото рая организуется во внеаудиторное время, является одним из наиболее перспектив ных видов деятельности по формированию резерва научно-педагогических и научных кадров высших учебных заведений.

Важная роль в этом принадлежит науч ному студенческому обществу. Научное студенческое общество (НСО) Курского государственного медицинского универси тета (КГМУ) является добровольной науч но-общественной организацией студентов, проявляющих интерес к научно-исследо вательской работе и активно участвующих в ней. Членом НСО является студент, со стоящий в одном (или нескольких) научном студенческом кружке (НСК) и выполняю щий исследования в рамках направлений кафедры. Своеобразным органом студенчес кого самоуправления является совет НСО.

Цель НСО - содействие работе вуза по повышению качества подготовки квалифи цированных кадров, сохранение научно технического потенциала и адаптация науч ной деятельности к новым экономическим условиям. Достижение этой цели осущест вляется посредством решения ряда задач:

- пропаганда среди студентов различ ных форм научного творчества, привлечение молодежи в науку на самых ранних этапах обучения и закрепле ние ее в этой сфере;

- повышение авторитета молодых уче ных и престижности занятия наукой в молодежной среде;

- формирование мотивации к исследо вательской работе и содействие овла дению студентами методом научного познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;

- воспитание творческого отношения к своей профессии через исследова тельскую деятельность;

- обучение студентов методикам и средствам самостоятельного решения научных задач;

- организация и проведение различного уровня мероприятий: конференций, конкурсов научных студенческих ра бот, олимпиад по дисциплинам и спе циальностям, дискуссионных клубов, открытых лекций и семинаров, дней студенческой науки и др.;

- установление и развитие сотрудни чества, обмен информацией с моло дежными научными объединениями учебных и заведений города, области, страны, органами студенческого са моуправления;

- сбор и распространение среди сту дентов информации о научных меро приятиях, проводимых вне вуза;

- привлечение наиболее одаренных студентов к целенаправленной науч ной и научно-организационной ра боте, в том числе к инновационной деятельности по созданию реальных проектов и программ с последующим их опубликованием и внедрением;

- отбор и рекомендации наиболее пер спективных студентов, активно зани мающихся научно-организационной и исследовательской работой для продолжения образования в аспи рантуре.

Материал и методы

Объектом исследования явилось науч ное студенческое общество университета. В качестве предмета исследования нами выбрана научная мотивация и этапность привлечения студентов к научно-исследо вательской деятельности. В основу выпол нения работы положен метод контент-ана лиза с элементами обобщения.

Результаты и обсуждение

Важным этапом в формировании ин тереса к науке и научной деятельности яв ляется создание и закрепление соответст вующих установок со школьной скамьи. В университете ведется активная политика в отношении привлечения абитуриентов, проводимая центром довузовской подго товки. Одним из направлений деятельнос ти НСО является привлечение учеников старших классов не просто к медицине, как к фундаментальному знанию, но и по буждение их к научной деятельности. Сов местно с центром довузовской подготовки НСО организует обширную рекламную деятельность, которая включает выступ ления студентов университета, подготовку и распространение различных информа ционных материалов. Также силами Сове та НСО создан фильм-ролик о НСО Кур ского ГМУ, в котором отражена история становления общества, достижения НСО и современные тенденции.

В рамках 76-й Всероссийской научной конференции "Молодежная наука и сов ременность" (2011 г.) впервые была орга низована секция для старшеклассников - "Школа и вуз: интеграция в науке". В ее работе приняло участие свыше 70 школь ников. Предварительно был проведен за очный конкурс эссе по медицинской, био логической и фармацевтической тематике. Для очных участников организовывалась экскурсии в анатомический музей, музей истории Курского ГМУ и мастер-клас сы на кафедрах нормальной физиологии, патофизиологии, психологии и др. Всем участникам были вручены сертификаты, а победители получили дипломы. Это пос лужило стартом для проведения подобных мероприятий в дальнейшем. Так, в 2012 г. в рамках 77-й конференции "Молодеж ная наука и современность" планирует ся проведение аналогичной секции уже в более широком масштабе, а именно - "Фестиваль медицинской науки" для буду щих абитуриентов, в рамках которого будут созданы открытые площадки, проходить тренинги, читаться лекции по общемеди цинской тематике.

На площадке "Фестиваля науки" в Кур ске в сентябре 2011 г. школьники могли не только познакомиться с направления под готовки и научной деятельности Курского ГМУ, но и попробовать свои силы под ру ководством активистов НСО в медицин ских манипуляциях на манекенах.

Для первокурсников проводятся (став шие ежегодными) собрания старост СНК, на которых обсуждается возможное учас тие студентов в научно-исследователь ской деятельности, объясняется структура и работа студенческого научного общества в целом и научных кружков в частности. Во многом активность участия студен тов в НИР обусловлена эффективностью системы информационного сопровожде ния научно-исследовательской работы. Как показывает опыт, низкая мотивация в проведении научно-исследовательских ра бот связана с низкой информированностью студентов о разных аспектах и возможнос тях (перспективах) научной деятельности. Несмотря на нынешнее развитие инфор мационных технологий, огромное коли чество источников информации, одной из наиболее значимых проблем функциони рования студенческого научного общества КГМУ является вопрос своевременного и точечного оповещения студентов акту альной информацией о проводимых ме роприятиях.

Для решения данной проблемы созда на база данных студентов университета, ведущих многолетние научные исследо вания, с информацией о научном направ лении каждого, с целью информирования о научных мероприятиях непосредствен но по профилю исследования. Более года функционирует сайт совета НСО. Каждый посетитель может подписаться на рас сылку новостей Совета НСО и получать информацию о конференциях, грантах и т.д. Новости рассылаются с помощью сервиса Subscribe.ru, но в настоящее время ведется работа по переводу рассылки на собственный домен. Также организованы научные группы студентов в социальных сетях для возможности контакта, обмена информацией и электронного оповещения активистов НСО о проводимых научных мероприятиях регионального, всероссий ского и международного уровня. Упро щена процедура регистрации и участия студентов из других вузов в апрельской конференции студентов и молодых уче ных. Для этого в апреле 2011 г. впервые были опробованы электронные регистра ционная форма и форма предоставления материалов.

Активность студентов в научно-ис следовательской деятельности во многом также зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются. Организация научно-исследовательской работы студен тов включает в себя научные студенческие кружки, научные семинары, студенчес кую научно-исследовательскую лаборато рию, а также индивидуальную работу над конкретными задачами под руководством преподавателей. Такие формы обучения позволяют студентам обрести через твор ческую работу новые знания по изучае мым дисциплинам, навыки проведения научно-исследовательской деятельности и интерес к интеллектуальной работе во обще. Ежегодно студентами вне учебного плана выполняются около 1000 курсовых и 80 дипломных работ. В результате про ведения научных исследований с учас тием студентов ежегодно публикуется 250-300 статей в российской (в том чис ле в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России) и 150-170 - в международной печати. Высока также па тентно-изобретательская активность сту дентов: ежегодно с их участием подаются 20-25 заявок на патенты. В целях оказа ния молодежи помощи в инновационной деятельности в университете создан и ак тивно функционирует научно-иннова ционный центр. В вовлечении студентов в научную работу большую роль играют адаптационные лагеря, которые ежегодно организуются преподавателями факультета клинической психологии. За время пребы вания в этих лагерях, вчерашние абитури енты не только знакомятся друг с другом, но и получают первое представление о будущей специальности, приобщаются к азам научной работы, являющейся осно вой формирования современного компе тентного специалиста. Развитие практики проведения адаптационных лагерей перво курсников с включением в их программу целенаправленного ознакомления с воз можностями ведения научно-исследова тельской работы и соответствующей мо тивационной работы представляется очень перспективным.

Важным аспектом в совершенствовании научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров высшей квалифика ции является положительное стимулиро вание (Давыденко, 2008). В рамках этой программы НСО и руководство вуза ведут активную работу по разработке различных методов стимулирования студентов. В те чение 3 лет действует положение о поряд ке назначения повышенных стипендий. При этом активисты НСО в конце каж дого семестра оформляют анкеты, где на иболее полно отражены аспекты научной активности студента. После их рассмот рения, студенты получают повышенные стипендии в зависимости от результатов научно-исследовательской активности. Ученым советом университета назначается до 80 именных и повышенных стипендий за научную активность, еще 20 студентов становятся стипендиатами фонда Влади мира Потанина. Студенты активно участ вуют в конкурсах научных студенческих ра бот, в международных и межрегиональных конференциях, проводимых как в универ ситете, так и за его пределами, в выставках презентациях научных проектов. В КГМУ практикуется раннее вовлечение студентов в выполнение НИР в рамках целевых про грамм, грантовых проектов и государствен ных заказов. Ежегодно проекты активистов НСО становятся победителями в различ ных конкурсах и получают поддержку в виде грантов различных фондов. Для под ведения итогов научно-исследовательской работы студентов ежегодно проводятся различные монотематические конференции и студенческая научная конференция "Молодежная наука и современность", ко торая выявляет наиболее активных и спо собных к научному творчеству студентов и способствует развитию умений самосто ятельной работы и навыков исследователь ской деятельности. Она собирает от 600 до 800 участников из 20-30 регионов Рос сии и 10-15 зарубежных вузов. НСО КГМУ тесно сотрудничает с научными общества ми студентов медицинских вузов России. Кроме того, Университет предоставляет широкие возможности студентам для учас тия в научных конференциях за пределами России - каждый год 150-200 начинающих ученых выступают с докладами на конфе ренциях других вузов. Так, организуются финансируемые вузом поездки студентов для участия в конференциях Киевского, Сумского, Гомельского государственного медицинских университетов и др.

В университете ежегодно проводятся 70 предметных олимпиад и различные кон курсы: "За успехи в науке", "На лучший студенческий научный доклад", "На луч ший студенческий научный кружок" и др. На протяжении последних 5 лет студен ты университета активно участвуют и по беждают в программе "Участник молодеж ного научно-инновационного конкурса" ("У.М.Н.И.К."), организатором которой является Фонд содействия развитию ма лых форм предприятий в научно-техничес кой сфере. Ежегодно представители НСО университета участвуют с различного рода научными проектами в смене Международ ного лагеря студенческого актива "Славянское Содружество". По результатам форума про водится выставка-презентация студенчес ких проектов и программ, представление собственных молодежных, студенческих проектов, заключение договоров о совмес тной реализации проектов. Студенчество ежегодно принимает участие в организации и проведении 5-7 выставок.

В последнее время стал активно раз виваться такой элемент учебно-исследо вательской направленности как между народный обмен студентов. В этом году 14 студентов КГМУ проходили летнюю профессиональную практику в лечебных учреждениях Польши, Сербии, Болгарии и Бразилии; 5 студенток из Венгрии, Лит вы и Испании прибыли для прохождения практики в Курск.

Научные школы являются важным стимулом для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. Если научно-исследовательский коллек тив активно занимается исследованиями, имеющими актуальную проблематику и широкий спектр сотрудничества, как в России, так и за рубежом, это вызыва ет живой, неподдельный интерес занятия наукой у студентов. В КГМУ на протяже нии многих десятилетий сформировались научные школы, которые являются круп ными ассоциациями исследователей, как на российском, так и на международном уровне. Под руководством преподавателей студенты имеют возможность выполнять исследования в рамках научных направ лений школы, правильно организовывать свою исследовательскую деятельность и представлять свои достижения в виде ста тей, докладов, тезисов или в конкурсных мероприятиях. Выполняя исследования по общей тематике, студенты организуют ся в "проблемные группы", представляю щие своего рода команды, объединенные общностью научных интересов.

Другой перспективной формой орга низации научной работы студентов в уни верситете является студенческая научно исследовательская лаборатория (СНИЛ), действующая на базе НИИ экологической медицины КГМУ. Работая в составе 10 лабораторий НИИ экологической ме дицины, студенты постепенно становятся полноправными членами своих научных коллективов. Свидетельством чему явля ется тот факт, что среди авторов патентов и публикаций различного уровня (между народного, всероссийского и др.), выходя щих из лабораторий, в 25-30% являются студенты - члены СНИЛ.

Заключение

Таким образом, в последние годы, ког да модернизация высшего образования по зиционируется обществом как важнейший компонент гражданского роста, создания в вузе НСО позволяет подготовить специа листа, способного не только самостоятель но и быстро приобретать профессиональ ные знания и уверенно ориентироваться в различных областях науки, но и осваи вать умения и навыки в исследовательской деятельности. Внедрение Федерального государственного образовательного стан дарта ВПО связано с изменением роли студенческой науки в вузе. Если раньше занятие наукой было самостоятельным решением каждого студента, то теперь это обязательная форма образовательно го процесса. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки механизмов организации данного вида деятельности на кафедрах вузов, с привлечением сов ременных достижений как российской, так и зарубежной науки.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»