Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане

Резюме

Доказательная медицина занимает важное место в обра­зовании будущих врачей, позволяя им использовать полу­ченные в ходе обучения навыки в последующей медицин­ской практике. В КГМА им. И.К. Ахунбаева была разработа­на учебная программа по доказательной медицине, основ­ная цель которой заключается в обучении студентов знаниям и практическим навыкам, с помощью которых можно са­мостоятельно оценивать качество медицинской информа­ции и принимать решение о применимости ее в практи­ческой деятельности. Для оценки данного учебного курса было проведено анонимное анкетирование студентов до и после его прохождения. По его результатам была выяв­лена заинтересованность студентов в прохождении подоб­ного обучения, так как принципы доказательной меди­цины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качествен­ное современное исследование.


Ключевые слова:• Учебная программа • Доказательная медицина • Анкетирование студентов • Навыки для проведения современного исследования

Необходимость внедрения принципов доказательной медицины в учебный процесс диктуется не только вхождением Республики Киргизия (РК) в мировое об разовательное пространство, но и реали ями нашего времени, требующими при ведения учебного процесса по подготовке специалистов в области медицины и фар мации в соответствие с требованиями об щепринятых мировых стандартов.

Принципы медицины, основанной на доказательствах, имеют большое значе ние для преподавания, так как необходи мы каждому врачу, который должен уметь критически анализировать и интерпрети ровать научные данные и использовать их на практике (Зурдинова, Власова, 2008). Как известно, традиционное клиническое обучение ориентировано на изучение ме ханизмов развития заболеваний на основе биохимии, анатомии, физиологии и других фундаментальных наук. Однако теорети ческие знания являются только гипотезами, которые должны выдержать проверку в ходе клинической практики. Студенты и выпус кники, не имеющие клинического опыта ведения пациентов, наиболее подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому у них могут сформироваться ложные пред ставления. Именно на этапе додипломного образования следует прививать стремление к критическому анализу научной информа ции. Начинающий врач должен многократ но воспользоваться умениями, получен ными по доказательной медицине (ДМ), чтобы понять и научиться применять их на практике. В конечном итоге практика ДМ предполагает сочетание индивидуального клинического опыта и оптимальных дока зательств, полученных путем систематизи рованных исследований.

Одна из очевидных причин необходи мости внедрения ДМ - увеличение объ ема научной информации, в частности, в области клинической фармакологии (Зурдинова, Власова, 2008). Ежегодно в клиническую практику внедряются все но вые и новые препараты, которые изучаются в многочисленных клинических исследо ваниях и результаты нередко оказываются неоднозначными, а иногда и прямо проти воположными. Одновременно упростился доступ к научной информации. Сегодня любой пользователь Интернета может в те чение нескольких минут получить сведения о сотнях или тысячах статей по интересую щей его проблеме. При этом учебники, ко торыми пользуются студенты, обычно уста ревают уже к моменту издания, так как для их подготовки требуется несколько лет, а за этот период многое меняется. Однако что бы использовать полученную информацию на практике, ее необходимо не только тща тельно проанализировать, но и обобщить (Власова, 2004; Гринхальх, 2006). Курс "До казательная медицина" представляет собой ознакомление с данным подходом к меди цинской практике. Часть студентов уже зна кома с этой дисциплиной, однако многие, как оказалось, слышат о ней впервые. Не обходимость внедрения данной программы в учебный процесс была обоснована также нашей приверженностью к Болонскому процессу, что требует пересмотра соотноше ния учебных часов, отведенных для препо давания различных блоков существующих образовательных стандартов.

Программа по ДМ для студентов стар ших курсов КГМА им. И.К. Ахунбаева раз работана в соответствии с учебным планом и стандартом, утвержденным Министерс твом образования и науки, Министерством здравоохранения РК после согласования с экспертами ВОЗ по образовательным программам. Преподавание ДМ осущест вляется с использованием междисциплинарного подхода при участии 5 кафедр: об щественного здоровья и здравоохранения; госпитальной терапии и профпатологии с курсом гематологии; физики, математи ки, информатики и компьютерных техно логий; факультетской терапии; базисной и клинической фармакологии.

Основная цель - обучение студентов знаниям и практическим навыкам по ДМ, с помощью которых можно самостоятельно оценивать качество медицинской инфор мации и принимать решение о ее примени мости в практической деятельности. Зада чами курса являются: обучение основным принципам, возможностям и терминологии ДМ; обучение основам профессионального поиска медицинской информации в Ин тернете и электронных базах данных, кри тическому анализу полученной медицинс кой информации; обучение использованию в последующей практике рекомендаций и стандартов лечения и диагностики, соот ветствующих критериям ДМ; обучение ос новам клинической эпидемиологии и прак тическим вопросам обеспечения качества медицинской помощи.

Для преподавания ДМ используется проблемно-ориентированное обучение, которое помогает выработать у студента способность творчески мыслить, учит кри тически оценивать полученную инфор мацию с учетом уровней доказательности и применять ее в конкретной ситуации.

Формами обучения ДМ являются лек ции, практические занятия и самостоятель ная работа студентов. Лекционная форма обучения предусматривает получение но вых знаний и формирование теоретической основы. Практические занятия предпола гают приобретение практических умений студентами путем решения ситуационных задач и тестовых заданий. Предусмотрено проведение практических занятий с ис пользованием персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет. На семи нарских занятиях под руководством пре подавателей обсуждаются теоретические вопросы организации проведения эпиде миологических исследований, требований ДМ к проведению качественных клини ческих исследований. Кроме того, к концу курса предусмотрено самостоятельное вы полнение студентом курсовой работы по анализу опубликованных эпидемиологи ческих и клинических исследований с пос ледующим обсуждением на семинарах.

Помимо этого предусмотрен психо логический тренинг по взаимодействию с представителями фармацевтических фирм и противодействию агрессивным маркетинговым стратегиям. Поэтому про ведение семинаров, на которых студенты в процессе дискуссий и ролевых игр при меняют данные ДМ, - самый эффектив ный метод ее внедрения в практическую медицину.

В результате освоения учебной про граммы студенты приобретают следующие умения: использовать в самостоятельной работе систему доказательств и принци пы  доказательности в принятии обосно ванных решений по проведению лечеб но-диагностических и профилактических мероприятий; проводить статистическую обработку результатов, полученных в эпи демиологических исследованиях; исполь зовать алгоритм анализа научных статей и систематических обзоров на предмет их научной обоснованности. При выполне нии курсовой работы студенты учились формулировать проблему конкретного пациента, проводить поиск необходимой информации и критически ее оценивать, определять лучшую практику по решению проблемы больного, планировать ее внед рение. Курс завершался сдачей зачета.

Результаты анонимного анкетирования студентов по итогам курса "Основы доказательной медицины"

Для полноценного проведения учеб ного процесса все студенты были обес печены необходимыми источниками ин формации, например, учебным пособием "Доказательная медицинская практика" (Зурдинова, Власова, 2008). В дополне ние к рабочей программе для усвоения студентами данного предмета подготов лены и изданы учебно-методические ре комендации к практическим занятиям -  "Доказательная медицина".

Контингент обучающихся включал студентов выпускного курса (5-6 курсы) факультетов "Лечебное дело", "Стоматоло гия", "Фармация", "Общественное здраво охранение", "Педиатрия" и "Высшее сест ринское образование".

Для оценки учебного курса было про ведено анонимное анкетирование студен тов до и после прохождения курса по ДМ (556 и 463 респондентов соответственно) (см. таблицу).

По результатам анкетирования сту дентов было выявлено, что на вопрос "Знаете ли Вы что такое доказательная медицина или медицина, основанная на доказательствах?", до анкетирования 78% студентов ответили "да", но при этом только половина студентов правиль но сформулировала определение ДМ. В посткурсовом анкетировании уже у 100% респондентов было определено чет кое понимание понятия "доказательная медицинская практика".

При проведении докурсового анкети рования практически все студенты не пред ставляли, как и для чего нужно применять основы ДМ в практической работе. После прохождения обучения понимание преиму ществ использования ДМ для решения кли нических проблем и улучшения качества медицинского обслуживания было оценено студентами как "хорошее" и "очень хорошее".

Умениями работы на компьютере и в Интернете до проведения обучения об ладали 82% студентов, а после его прохож дения - 96%.

Полезность знаний ДМ в принятии на учно доказанных решений по проведению лечебно-диагностических и профилакти ческих мероприятий отметили 100% сту дентов в отличие от докурсовых ответов, когда 9% респондентов посчитали, что на выки по ДМ не очень полезны.

Наиболее полезными и интересными в точки зрения студентов были следующие темы:

-формулирование клинического вопроса;

-продвижение лекарственных средств и агрессивный маркетинг;

-стратегия поиска информации в Интернете;

-дизайн клинических исследований;

-основы клинической эпидемиологии.

Для внедрения ДМ в клиническую прак тику одних только знаний недостаточно, необходима определенная законодатель но-нормативная база. Основой для прак тической ДМ являются так называемые стандарты лечения - клинические прак тические рекомендации, которые необхо димы для обеспечения релевантности. Ос новы разработки и внедрения клинических рекомендаций или руководств начинаются уже на этапе додипломного образования. При изучении отдельных заболеваний на практических занятиях преподаватель дол жен концентрировать внимание студентов, к примеру, на препаратах, лечебный эф фект которых доказан в многоцентровых контролируемых исследованиях. Принци пы ДМ должны обязательно использовать ся в работе студенческого научного кружка, начиная с 3-го курса. Привлекая студента к какому-либо научному исследованию, следует обязательно обсудить вместе с ним, насколько оно соответствует кри териям ДМ и что нужно сделать для того, чтобы приблизить данное исследования к требованиям ДМ.

Таким образом,  опыт преподавания основ ДМ студентам выпускных курсов показал, что у большинства обучающихся есть интерес и стремление к критическо му восприятию любой информации, не обходимой им в будущей практической деятельности. Внедрение курса ДМ, безу словно, способствует становлению моло дых  врачей и ученых, способных не только оценить любую информацию, но и органи зовать и провести современное исследо вание, отвечающее основным принципам доказательной медицины.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»