Препятствия к внедрению руководств по клинической практике,
разработанных Национальным институтом здоровья и качества медицинской помощи (NICE) в медицинском образовании: перспективы для студентов-медиков
Аннотация
Предпосылки: руководства по клинической практике, разработанные Национальным институтом здоровья и качества медицинской помощи, нацелены на устранение непостоянства качества медицинской помощи, оказываемой государственной службой здравоохранения путем поддержки клиницистов, осуществляющих качественное лечение пациентов. Учитывая, что студенты-медики являются будущими сотрудниками государственной службы здравоохранения, важно количественно оценить их знания и отношение к доказательной медицине и руководствам по клинической практике NICE, что позволит выявить препятствия к внедрению в практику принципов доказательной медицины, а также принципов, изложенных в руководствах по клинической практике.
Методы
Мы провели онлайн-анкетирование студентов-медиков Англии и Уэльса с целью изучения их отношений и знаний по вопросам доказательной медицины и руководствам по клинической практике. Мы оценили результаты анкетирования посредством критериев Манна-Уитни и Краскела-Уоллиса, чтобы сравнить непрерывные переменные способностей различных групп студентов.
Результаты
В нашем анкетировании участвовало 323 студента из 7 медицинских школ. Коэффициент надежности α=0,71 свидетельствует о внутренней согласованности использовавшихся опросников. Студенты выразили неудовлетворенность по отношению к длительности процесса обучения, а именно - необходимости обучения в течение 3 лет (74%), а также сомнения в роли академических медицинских колледжей, фармацевтических компаний и общественности. Согласных с утверждением, что каждое решение должно приниматься на научной доказательной основе, было 83%, и что клиническая практика должна осуществляться на основе доказательной медицины - 87% студентов. 77% и 51% студентов полагает, что руководства по клинической практике влияют на доступность лекарств и уменьшают независимость практикующего специалиста. 2/3 студентов сочло, что руководства сузили возможность выбора пациентов.
Вывод
Большинство студентов признали важность роли доказательной медицины и руководств, разрабатываемых NICE. Однако наличие препятствий для реализации принципов доказательной медицины можно объяснить недостаточным знанием процесса разработки руководств и отрицательным отношением к руководствам по клинической практике NICE. Необходимы дальнейшие исследования, направленные на совершенствование системы образования и реализацию стратегии образования в будущем.
Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21. - N 4. - P. 347-354.