Анализ численности, структуры и квалификации медицинских кадров в Российской Федерации и ключевые задачи кадровой политики на период до 2020 г.

Резюме

В данной статье проанализированы численность, структура и квалификация медицинских кадров в РФ в сравнении со странами ОЭСР1. Рассмотрены основные причины возникших проблем в обеспечении медицинскими кадрами и их квалификации. Обозначена главная причина, обусловливающая низкий престиж профессии и недостаточную квалификацию, - крайне низкая заработная плата медицинских работников и профессорско-преподавательского состава медицинских вузов. Приведен международный опыт повышения квалификации медицинских кадров, в том числе проанализированы внешние и внутренние факторы, которые влия-ют на этот процесс. В заключение перечислены основные задачи и механизмы по обеспечению здравоохранения РФ квалифициро-ванными медицинскими кадрами.

Ключевые слова: Медицинские кадры Структура и численность медицинских кадров Заработная плата медицинских кадров Квалификация медицинских кадров Качество медицинской помощи Медицинское образование

Мед. образование и проф. развитие. - 2010. - № 1. - С. 11-24.

Структура и численность медицинских кадров (в этом и во всех последующих разделах использованы данные Росстата 2003-2009 гг. [2, 3, 6], а также данные ОЭСР [8, 10]).

В 2008 г. число работников, занятых в здравоохранении, составляло 3,68 млн человек (без учета занятых в предоставлении социальных услуг, ветеринарной деятельности, производстве фармацевтической продукции и медицинской техники). Врачей всех специальностей было 704 тыс., или 5 врачей на 1000 населения. Обеспеченность врачами на 1000 населения (обеспеченность рассчитывается как число физических лиц (медицинских работников), деленное на численность обслуживаемого населения на участке (территории) и умноженное на 10 000, т.е. в расчете на 10 тыс. жителей. В международной практике принято проводить сравнения на 1000 населения). Без учета санитарноэпидемиологических кадров и стоматологов (это необходимо для проведения международных сравнений) составила 4,4, что в 1,4 раза выше чем в среднем в странах ОЭСР, где она составляет 3,1 врача на 1000 населения (рис. 1). Однако в РФ заболеваемость и смертность населения выше, чем в странах ОЭСР, поэтому тезис об избытке врачей, которые обеспечивают доступность медицинской помощи населению, необоснован. Так, общий коэффициент смертности (общий коэффициент смертности - число умерших от всех причин на 1000 жителей в год) в РФ на 1000 населения составил в 2008 г. 14,6 на 1000 населения, а в "новых" странах ЕС - 11,0 и в "старых" странах ЕС - 9,2. Более того, заболеваемость населения и, соответственно, потребность в медицинской помощи со времени прекращения существования Советского Союза возросла в РФ на 46% (в 1990 г. она составляла 107 тыс. случаев на 100 тыс. населения, а в 2008 г. - уже 156,15 тыс. случаев).

Рис. 1. Численность врачей на 1000 населения

Рис. 2. Численность средних медицинских работников на 1000 населения

Численность среднего медицинского персонала в 2008 г. составила 1,511 млн человек, или 10,6 на 1000 населения. Обеспеченность средним медицинским персоналом (без учета лаборантов и зубных врачей) в РФ превосходит страны ОЭСР на 6% и составляет соответственно 10,2 и 9,6 на 1000 населения (рис. 2). В странах ОЭСР при расчете этого показателя не учитывается число младших, менее квалифицированных, медицинских сестер, поэтому в реальности число квалифицированного среднего медицинского персонала в РФ может оказаться даже ниже, чем в этих странах.

Особо необходимо отметить, что в сельской местности обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом значительно ниже, чем в среднем по РФ. Для врачей она ниже почти в 3,6 раза (1,2 на 1000 человек, проживающих в сельской местности), а для медицинских сестер - в 1,6 раза (5,5 на 1000 человек, проживающих в сельской местности).

Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в РФ составляет 1:2,3, тогда как в развитых странах оно в среднем равняется 1:3,1. Это неоптимальное соотношение в нашей стране необходимо постепенно доводить до уровня развитых стран, что позволит врачам сконцентрироваться на выполнении своих основных функций. Для решения этой проблемы необходимо поэтапно увеличивать численность среднего медицинского персонала и оптимизировать его структуру.

В государственной системе здравоохранения наблюдается крайне неоптимальное соотношение между врачами первичного контакта (участковыми педиатрами и терапевтами, ВОП) и врачами-специалистами. Это соотношение в РФ составляет 1:6,6 (рассчитано по числу врачей, работающих в государственной и муниципальной системе здравоохранения; в первичном звене, по данным Росздравнадзора, работает 73,4 тыс. врачей), что выше, чем в странах ОЭСР, где оно равняется 1:2. Это означает, что обеспеченность врачами первичного контакта на 1000 человек в РФ в 1,8 раза ниже, чем за рубежом. Такая низкая обеспеченность в РФ усугубляется недостаточной укомплектованностью (дефицит медицинских кадров определяется на основании показателя укомплектованности штатных должностей, который рассчитывается как число занятых ставок, деленное на число ставок и умноженное на 100%.) участковыми врачами и ВОП; высоким коэффициентом совместительства (1,3) (коэффициент совместительства рассчитывается как отношение числа физических лиц к числу занятых этими физическими лицами должностей); перегруженностью бумажным документооборотом, участием в реализации программы ДЛО (ОНЛС) (ДЛО - дополнительное лекарственное обеспечение; ОНЛС - обеспечение населения лекарственными средствами) и нехваткой медицинских сестер. Все это в условиях возросшей заболеваемости приводит к большим очередям в амбулаторно-поликлинических учреждениях, снижению доступности первичной медико-санитарной помощи населению РФ и к ухудшению качества медицинской помощи тем пациентам, которые все-таки попали к врачу на прием.

Вместе с тем именно участковые врачи и ВОП должны нести основную ответственность за здоровье прикрепленного населения и организацию медицинской помощи пациентам. Следует отметить, что благодаря приоритетному национальному проекту "Здоровье" ситуация в первичном звене несколько улучшилась, но попрежнему остается неудовлетворительной.

По данным Минздравсоцразвития России (Минздравсоцразвития России (2009), http://medvestnik.ru/archive/2009/16/2239.html), сегодня в государственном и муниципальном секторах трудятся от 10 до 30% лиц в возрасте старше пенсионного и 50-60% - предпенсионного возраста. С учетом того, что ежегодный выпуск медицинских вузов и училищ будет сокращаться из-за демографического провала (сегодня в РФ молодежи в возрасте 21 года в 2 раза больше, чем детей в возрасте от 5 до 14 лет), такая ситуация может привести к дефициту кадров в здравоохранении и необходимости использовать труд пенсионеров.

Следует отметить, что в государственной и муниципальной системе из-за низкой заработной платы и большой нагрузки по ряду врачебных специальностей (фтизиатры, врачи клинической лабораторной диагностики, анестезиологи-реаниматологи, патологоанатомы, рентгенологи, радиологи, онкологи) имеется существенный дефицит. Всего на 1 января 2009 г. вакантных врачебных должностей было 66,3 тыс., из них трудно комплектуемых - не менее 20% (трудно комплектуемые вакансии оценены экспертно: 8 тыс. вакансий на селе и 10 тыс. - в городских условиях из общих 66,3 тыс. вакансий). Следует отметить, что врачи частной системы здравоохранения в большинстве случаев не могут рассматриваться как резерв для государственной системы здравоохранения, так как в основном это специалисты по стоматологии, кожным болезням, урологии, офтальмологии и гинекологии.

Заработная плата и квалификация медицинских кадров

Сегодня престиж медицинской профессии - врача, медицинской сестры, фельдшера, научного работника, по оценкам самих медицинских работников, - один из самых низких за всю историю здравоохранения в нашей стране. Низкий престиж профессии и слабая мотивация к качественному труду медицинских работников обусловлены крайне низкой заработной платой, которая не компенсирует им высокую ответственность, тяжелый и небезопасный труд. Так, в 2008 г. среднемесячная номинальная заработная плата медицинских работников составила 13 тыс. руб., что в 1,3 раза ниже, чем в среднем по РФ, в 2,5 раза ниже, чем в добывающих отраслях промышленности, и в 1,6 раза ниже, чем в государственном управлении. В Советском Союзе заработная плата медицинских работников была близка к средней зарплате по стране, а заработная плата врачей в странах ЕС сегодня, например, в Германии, в 3-4 раза превышает заработную плату по стране [1]. Даже в Венгрии и Чехии заработная плата врачей общей практики в 2 раза выше, чем средняя заработная плата по стране.

На рис. 3 представлен коэффициент соотношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников здравоохранения (2008 г.) и месячного валового внутреннего (или регионального) продукта в РФ в среднем (2007 г.), в странах ОЭСР и ряде субъектов РФ (отобраны 13 субъектов РФ, имеющие близкие значения ВРП на душу населения: ±15% среднего значения по РФ (232 тыс. руб. на душу населения в год в 2007 г.), а также г. Москва). Этот относительный показатель в среднем по РФ в 5 раз ниже, чем в странах ОЭСР, и, значит, нужно говорить о существенном недофинансировании заработной платы медицинских работников в РФ. Следует также отметить слабую дифференциацию оплаты труда в зависимости от его интенсивности и результатов, а также от квалификации работника. Новая система оплаты труда, заменяющая Единую тарифную сетку, внедрена с декабря 2008 г. в бюджетных учреждениях системы здравоохранения (Постановление Правительства РФ № 583 от 5 августа 2008 г. "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений"). Эта система позволяет до 30% фонда оплаты труда (ФОТ) работников направлять на стимулирующие выплаты, которые устанавливаются коллективными договорами и соглашениями. Теоретически такая система оплаты труда более прогрессивна по сравнению с тарифной сеткой, но ее внедрение должно было сопровождаться нормативно-методическими документами, позволяющими объективно оценить труд работников различных специальностей и избежать в его оценке волюнтаризма руководителей (например, не разработаны показатели качества и результативности работы врачей, не установлены их целевые значения). Более того, в условиях низкой заработной платы и отсутствия актуализированных нормативов интенсивности, объемов и качества труда медицинских работников в разрезе специальностей ставить более 30% объема оплаты труда работника в зависимость от решений руководителя учреждения просто опасно, так как это может привести к еще большей демотивации работников. Введение новой системы оплаты труда в региональных и муниципальных учреждениях здравоохранения должно было предусматривать увеличение ФОТ на 30% (как это было предусмотрено для федеральных учреждений), но этого не произошло на практике из-за дефицита средств в ряде из них, что свело на нет попытки дифференцировать оплату труда.

Рис. 3. Коэффициент соотношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников здравоохранения в месяц к подушевому месячному ВВП (ВРП)

Все это обусловливает отток наиболее высококвалифицированных медицинских кадров в частные медицинские учреждения или другие отрасли экономики (преимущественно в фармацевтическую промышленность), а также недостаточный приток молодых кадров. Более того, из тех, кто окончил медицинский вуз, около 45% не идут работать в учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения (данные Минздравсоцразвития России).

Следует также обратить внимание на то, что штатные нормативы и квалификационные требования к персоналу не обновлялись более 20 лет. Вместе с тем технологии оказания медицинской помощи за этот период претерпели существенные изменения - появились новые операционные, диагностические и лекарственные технологии, позволяющие сократить сроки пребывания пациентов на койках интенсивного лечения и вывести ряд медицинских услуг в амбулаторные условия или, например, в условия реабилитационных стационаров. Это должно было повлечь не просто сокращение коечного фонда (как это произошло в РФ), а изменение нормативов обеспеченности коечным фондом с учетом интенсивности лечения (интенсивное лечение, реабилитация и долечивание, длительный уход). Соответственно, должны были измениться и нормативы обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом как в условиях стационара, так и в первичном звене. Несмотря на то что врачей в РФ больше на душу населения, чем в среднем в развитых странах, качество медицинской помощи значительно ниже, что свидетельствует об их более низкой квалификации. В табл. 1 представлены сравнения РФ и стран ОЭСР по наиболее распространенным показателям качества медицинской помощи, используемым в этих странах [4, 5, 7]. Видно, что, во-первых, часть показателей в РФ не анализируется, во-вторых, по многим из них наблюдается существенное отставание от развитых стран. Недостаточная квалификация медицинских кадров проявляется и в том, что более 65% пациентов не удовлетворены качеством медицинской помощи.

Обусловлена эта проблема несовершенством базового и последипломного медицинского образования. В части базового медицинского образования - это низкая оплата труда профессорско-преподавательского состава, слабое материально-техническое обеспечение вузов, отсутствие новых технологий преподавания и др. Неэффективен контроль качества и соответствия современным требованиям медицинского образования (необходима актуализация стандартов и процедур проведения аккредитации и аттестации вузов). Следует отметить также, что выпускники медицинских вузов слабо владеют практическими навыками (система обязательной последипломной подготовки малоэффективна) и современной информацией по диагностике и лечению заболеваний, представленной в клинических рекомендациях профессиональных медицинских обществ.

Таблица 1. Показатели качества и безопасности медицинской помощи в РФ и странах ОЭСР

В отличие от развитых стран, где медицинские работники обязаны ежегодно подтверждать свои знания и ежедневно использовать современные руководства на рабочих местах, российские врачи проходят курсы повышения квалификации 1 раз в 5 лет и зачастую лишены возможности пользоваться современными источниками информации на рабочих местах. Однако даже эти курсы, по данным Росздравнадзора, около 15% врачей не проходят в положенные сроки. Ситуация усугубляется тем, что прохождение квалификации зачастую носит формальный характер и содержание образовательных программ не отвечает запросам практического здравоохранения. Более того, отсутствие дистанционных технологий преподавания приводит к тому, что врачам приходится почти на 2 мес отрываться от практической работы, что снижает доступность медицинской помощи населению там, где трудно заменить этих врачей (особенно в сельской местности).

Существенную роль в неудовлетворительной квалификации медицинских кадров также играет их низкая информационная обеспеченность. Во многих медицинских организациях не созданы адекватные условия для обучения врачей без отрыва от практической деятельности: рабочие места не компьютеризированы; не обеспечен выход в Интернет; нет доступа к клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ, электронным медицинским библиотекам и системам поддержки принятия клинических решений; в большинстве медицинских организаций отсутствуют современные медицинские библиотеки.

Международный опыт повышения квалификации медицинских кадров

Для анализа путей повышения квалификации медицинских кадров необходимо перечислить факторы, которые влияют на этот процесс (рис. 4). С изменением внешних условий деятельности медицинских работников, представленных на рис. 4, меняются и требования к качеству их образования. По данным ВОЗ [12], среди этих требований можно выделить следующие:

-повышение требований к качеству базового медицинского образования (большая практическая направленность, внедрение современных технологий преподавания, внедрение систем управления качеством базового и послевузовского образования) и увеличение сроков обязательной последипломной подготовки врачей;

-ужесточение требований к допуску к практической деятельности врачей - обязательное прохождение послевузовской подготовки в течение 2-6 лет, в зависимости от специальности с присвоением квалификации специалиста (табл. 2); -развитие системы непрерывного медицинского образования (НМО), т.е. повышение квалификации, должно проходить не периодически, как сегодня в РФ - 1 раз в 5 лет, а непрерывно, путем ежегодного накопления определенного числа кредитов (кредит - условная единица, равная в большинстве случаев 1 ч образовательной активности);

-переход НМО из моральной обязанности медицинских работников в законодательно закрепленную норму, предусматривающую санкции за ее несоблюдение. Реализуется это через такие механизмы, как лицензирование врачей, заключение контрактов с медицинскими работниками, предусматривающих подтверждение ежегодного повышения квалификации и др. [9];

-усиление регулирующей роли государства над качеством последипломного образования. Реализуется через усиление государственного контроля над качеством медицинской помощи (КМП);

-активное использование в образовании современных образовательных технологий проблемно-ориентированное обучение, обучение в команде, интерактивные лекции, обучение в малых группах с применением информационных, телекоммуникационных технологий;

-использование в ежедневной практической деятельности врачей клинических рекомендаций и электронных систем поддержки принятия клинических решений, основанных на доказательной медицине;

Рис. 4. Основные факторы, влияющие на квалификацию медицинских кадров

-качественное изменение содержания базового и последипломного образования - увеличение числа часов на обучение рациональной фармакотерапии хронических неинфекционных заболеваний и профилактике этих заболеваний. Преподавание экономики здравоохранения (в том числе обучение методам принятия экономически эффективных решений), вопросов управления здравоохранением (в том числе организации преемственности в лечении пациентов), клинической эпидемиологии, медицинской информатики. Обучение приемам работы в междисциплинарных командах и эффективного взаимодействия с пациентами.

В научных исследованиях [11] был изучен опыт по реализации непрерывного медицинского образования в 18 европейских странах: Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Исландии, Ирландии, Италии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Испании,

Швеции и Швейцарии. Было выявлено, что в 17 из них НМО считается необходимым, в 6 - регламентируется законом, в 13 - обеспечивается профессиональными медицинскими обществами. В большинстве стран НМО учитывается в кредитах и не требует сдачи итогового экзамена. В среднем за 5 лет необходимо набрать не менее 248 кредитов или часов образовательной активности, равномерно распределенных по годам. Таким образом, в этих странах врачи обязаны и имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию. Происходит это как с помощью традиционных образовательных технологий (обучение в образовательном учреждении), так и с использованием более современных - дистанционных. Ответственность за качество последипломного образования традиционно несут профессиональные медицинские ассоциации (палаты, общества), которые разрабатывают образовательные программы и квалификационные требования, а зачастую и сами проводят образовательные мероприятия.

Таблица 2. Условия допуска к профессиональной врачебной деятельности в странах ЕС

Финансируется НМО из самых различных источников и их сочетаний: самими медицинскими работниками, работодателями, фармацевтическими компаниями и производителями медицинского оборудования, государством и страховыми компаниями. Сегодня в целях признания уровней и качества образования практикующих специалистов между странами ЕС и США разрабатываются единые согласованные требования к НМО и кредитам. Например, Европейский совет медицинских специальностей (European Union of Medical Specialties) планирует создать комиссию для аккредитации качества образовательных мероприятий по различным специальностям. Американская медицинская ассоциация (American Medical Association - АМА) также будет привлечена к этой работе. Сегодня первая транснациональная аккредитованная система кредитов уже разработана Федерацией европейских обществ по онкологии (Federation of European Cancer Societies). Основные уроки развитых стран в повышении квалификации медицинских кадров можно суммировать следующим образом: акцент сделан на повышении качества базового медицинского образования, на развитии системы непрерывного медицинского образования с использованием дистанционных технологий, а также на современном информационном обеспечении медицинских работников на рабочих местах (доступ к электронным медицинским библиотекам, системам поддержки принятия клинических решений, клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ). Важнейшим элементом является контроль КМП, оказываемой как врачами, так и отдельными учреждениями.

Ключевые задачи по обеспечению высококвалифицированными кадрами системы здравоохранения в РФ

Исходя из вышеперечисленных проблем и анализа зарубежного опыта, можно сформулировать ключевые задачи в области обеспечения квалифицированными кадрами системы здравоохранения РФ. Ниже перечислены сами задачи по этому направлению, а также индикаторы их мониторинга и механизмы реализации.

Задача 1. Повысить квалификацию медицинских кадров.

Индикаторы

1. К 2012 г. доля медицинских работников, прошедших повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет, - 100%.

2. К 2015 г. доля медицинских работников, охваченных системой НМО, в том числе с применением дистанционных форм обучения, - 60%, к 2020 г. - более 90%.

3. К 2015 г. доля пациентов, удовлетворенных взаимодействием с медицинскими работниками (вежливость, уважение и др.), - более 80%.

4. К 2015 г. доля медицинских работников, получающих оплату труда с учетом качества оказанной медицинской помощи и интенсивности труда, - более 90%

5. К 2015 г. продление обязательной послевузовской подготовки врачей по базовым специальностям до 3 лет и как минимум до 4-5 лет по узким специальностям.

6. К 2015 г. организация повышения квалификации и переподготовки врачей должна проходить не только в образовательных учреждениях, но и с активным участием профессиональных обществ.

Механизмы

-В законодательство необходимо ввести: 1) понятие непрерывного медицинского образования; 2) требование непрерывного (ежегодного) образования медицинских работников как условия продления сертификата специалиста; 3) требование обязательного ведения органами управления здравоохранением реестра специалистов, в котором будет указана их ежегодная образовательная и практическая активность (например, число проведенных операций и манипуляций в год); 4) требование необходимости использования при принятии клинических решений клинических рекомендаций профессиональных медицинских обществ.

-Повысить качество послевузовского медицинского образования путем развития системы НМО. Предлагаемые меры по развитию системы НМО сводятся к следующему:

- у величить образовательную активность медицинских работников в дополнение к стандартным курсам повышения квалификации (проводимым 1 раз в 5 лет средней длительностью 144 ч в учреждениях последипломного образования) на дополнительные 144 ч, распределенные равномерно по годам в течение 5 лет, т.е. всего 288 ч;

- в дополнительных 144 ч учитывать следующие мероприятия: посещение аккредитованных семинаров, лекций, конференций; поездки на стажировки; участие в подготовке разборов сложных пациентов; написание научных работ и др.;

- у читывать часы образовательной активности, как это принято в развитых странах, в форме кредитов (1 ч = 1 кредит), при этом каждому образовательному мероприятию присвоить определенное число кредитов;

- а ктуализировать программы повышения квалификации специалистов в соответствии с потребностями практического здравоохранения, а также увеличить в этих программах долю часов, преподаваемых с помощью дистанционных технологий;

- создать организационные механизмы для развития НМО - учитывать накопление установленного числа кредитов при оплате труда, аттестации, карьерном росте, а также создать на уровне региона комиссию, которая занималась бы организацией внедрения системы НМО и учетом полученных каждым медицинским работником кредитов;

- с оздать на уровне субъекта РФ условия для реализации НМО: постоянно обновлять республиканские, областные, краевые медицинские библиотеки; организовать и постоянно обновлять медицинские библиотеки в каждой медицинской организации; обеспечить в ординаторских доступ врачей к клиническим рекомендациям научно-практических обществ, стандартам медицинской помощи, формулярам ЛС. Компьютеризировать рабочие места врачей, обеспечить их доступ к электронным системам поддержки принятия клинических решений, электронным медицинским библиотекам (региональной, национальной).

-Повысить качество базового медицинского образования путем повышения квалификации и заработной платы профессорскопреподавательского состава вузов в 2-3 раза и их мотивации к качественному труду. Внедрить новые технологии преподавания, улучшить материально-техническую базу медицинских вузов до установленного стандарта (современные библиотеки, тренажеры и симуляторы для отработки практических навыков, электронные образовательные системы). Модернизировать систему аттестации и аккредитации вузов, привязать объемы финансирования вузов к их рейтингам.

-Усилить приверженность медицинских работников этическим нормам путем увеличения объема преподавания медицинской этики и учета соблюдения этических требований при оплате труда.

-Повысить качество подготовки средних медицинских работников путем повышения качества преподавания в медицинских училищах. Предусмотреть перевод большинства медицинских училищ в федеральную собственность (с целью обеспечения качества преподавания и финансирования на уровне национальных стандартов). Актуализировать образовательные программы среднего медицинского образования, улучшить материально-техническую базу медицинских училищ.

-Предусмотреть в структуре тарифа на медицинские услуги и в бюджетах всех уровней статью на повышение квалификации медицинских кадров.

Задача 2. Повысить мотивацию медицинских кадров к качественному труду.

Индикаторы

1. К 2011 г. средняя номинальная начисленная заработная плата медицинских работников равна средней заработной плате по стране и к 2014 г. - в 2 раза выше уровня 2008 г. (в сопоставимых ценах).

2. К 2014 г. коэффициент отношения заработной платы медицинских работников к подушевому ВРП в субъектах РФ - не менее 1,5.

3. К 2015 г. доля медицинских работников, удовлетворенных условиями труда, в том числе доступностью современной и доказательной медицинской информации по лечению пациентов на рабочих местах, - 80%.

4. С 2011 по 2014 г. рост производительность труда медицинских работников - 15%.

Механизмы

-В законодательстве необходимо ввести понятие минимальной оплаты труда в здравоохранении и требование мониторинга уровня оплаты труда медицинских работников.

-Повысить оплату труда медицинских работников труда не менее чем в 2 раза.

-Привязать около 20-30% фонда оплаты труда (ФОТ) к качеству и результатам труда и уровню квалификации медицинских работников. Для реализации дифференцированной системы оплаты труда должны быть разработаны нормативно-методические документы, актуализированы нормативы загрузки врачей различных специальностей и штатной численности медицинских работников; разработаны единые показатели для оценки качества работы медицинских работников в разрезе специальностей.

-Расширить права руководителей медицинских организаций по реализации кадровой политики организации (при условии наличия единой методологической базы).

-Уменьшить техническую нагрузку на высококвалифицированный персонал путем подготовки медицинских кадров по новым специальностям (помощник врача, младшая медицинская сестра), автоматизации документооборота и уменьшения числа отчетных форм.

-Повысить правовую защищенность медицинских работников путем организации страхования профессиональной ответственности.

-Предусмотреть меры по позитивному освещению роли медицинской профессии в СМИ.

Задача 3. Обеспечить оптимальное соотношение медицинских кадров, их численность, структуру и распределение.

Индикаторы

1. К 2014 г. доля длительно неукомплектованных вакансий в учреждениях здравоохранения - менее 3%.

2. К 2014 г. соотношение врач/медицинская сестра - 1/3.

3. К 2014 г. отношение участковых врачейтерапевтов, врачей-педиатров и ВОП к врачамспециалистам (включая работающих в стационарах) - 1/4; к 2020 г. - 1/2.

4. К 2014 г. укомплектованность должностей врачей и средних медицинских работников в сельской местности - 90%.

Механизмы

-Актуализировать нормативы штатной численности медицинского персонала с учетом потребностей населения в медицинской помощи и новых технологий оказания медицинской помощи.

-В законодательстве необходимо предусмотреть меры по контрактной подготовке выпускников медицинских вузов и училищ, получивших образование за счет бюджетных средств, например, боольшие меры ответственности за неисполнение трехсторонних соглашений.

-Создать систему мониторинга потребностей здравоохранения в медицинских кадрах в разрезе субъектов РФ. Ежегодно проводить балансировку между сложившейся кадровой структурой и потребностями практического здравоохранения (краткосрочными и долгосрочными). Этого можно достичь путем выделения дополнительных бюджетных средств на обучение студентов в медицинских вузах, интернатуре, ординатуре и клинической аспирантуре по определенным специальностям, а также жестким контролем исполнения трехсторонних соглашений.

-Пересмотреть номенклатуру специальностей в здравоохранении (уменьшить число специальностей, по которым идет подготовка в системе базового медицинского образования) и актуализировать требования к переподготовке кадров из одной специальности в другую, а также разработать набор требований к замене должностей.

-Увеличить обеспеченность сельских районов медицинскими работниками путем увеличения объемов целевой подготовки выпускников медицинских вузов на базе трехсторонних соглашений (причем для ряда субъектов и муниципалитетов средства на обучение предусмотреть в федеральном бюджете), а также путем увеличения размера надбавок к заработной плате за работу в сельской местности до 50% и предоставления социального жилья медицинским работникам.

-Предусмотреть увеличение подготовки врачебных кадров по следующим специальностям: врачи-терапевты, в том числе участковые, врачи-педиатры, в том числе участковые, ВОП (семейные врачи), фтизиатры, анестезиологи и реаниматологи, патологоанатомы, онкологи, радиологи, рентгенологи, травматологи, врачи клинической лабораторной диагностики. Разработать комплекс мер (льготные кредиты на приобретение жилья, надбавки к заработной плате и др.) для укомплектования должностей данными специалистами.

-Предусмотреть подготовку медицинских кадров по специальностям, которые будут востребованы в практическом здравоохранении в ближайшем будущем: реабилитологи, патронажные медицинские сестры, специалисты по качеству медицинской помощи, специалисты по медицинскому страхованию, организаторы здравоохранения всех уровней. Для этого необходимо актуализировать образовательные программы и запланировать места в ординатуре, интернатуре, а также предусмотреть бюджетные средства для проведения переподготовки и тематических усовершенствований.

Публикация подготовлена на основании материалов, опубликованных в монографии Г.Э. Улумбековой "Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование “Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года”". - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 589 с.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»