Медицинское образование и профессиональное развитие № 4 (52) 2023

Медицинское образование и профессиональное развитие

журнал сообщества медицинских преподавателей

Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения.

В журнале предполагается публикация переводов некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности таких журналов как Medical Education, Medical Teacher и др.


Текущий номер
4 . 2023
Технологии обучения

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА С ДВУМЯ ВРАЧЕБНЫМИ КВАЛИФИКАЦИЯМИ

Аннотация

В данной статье рассматривается пример проектирования программы специалитета, по результатам освоения которой выпускнику присваиваются 2 врачебные квалификации. Освещены и обсуждены условия для проектирования такой образовательной программы, возможные трудности при организации проведения государственной итоговой аттестации выпускников, а также аспекты, связанные с допуском к медицинской деятельности. Представленная образовательная про­грамма с 2 квалификациями может использоваться образовательными организациями высшего образования при проектировании образовательных программ с целью повышения конкурентоспособности и привлекательности для абитуриентов.

ОЦЕНКА НАВЫКОВ СООБЩЕНИЯ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ ПАЦИЕНТУ: АДАПТАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ "BREAKING BAD NEWS ASSESSMENT SCHEDULE (BAS)"

Аннотация

Оценка навыков сообщения плохих новостей пациенту - ​неотъемлемый компонент обучения врачей профессиональному общению, выполняющий диагностическую, контрольную, развивающую и стимулирующую функции контроля при условии, что оценочные средства стандартизированы, т. е. валидны и надежны. Однако в российской медицинской образовательной практике такой инструмент отсутствует.

Цель исследования - ​сделать перевод и провести адаптацию стандартизированной методики сообщения плохих новостей пациенту "Breaking bad news Assessment Schedule (BAS)" (Miller S.J.) на выборке ординаторов.

Материал и методы. Приводится описание самой валидизированной методики, выборки, на которой проводилось исследование. В процессе валидизации выполнен прямой и обратный перевод методики, проведено когнитивное интервью, далее оценены и опрошены 22 ординатора. Оценивалась надежность-согласованность 5 разделов опросника. Оценка критериальной валидности опросника проведена с помощью метода контрастных групп, где валидизационным критерием выступили половые различия. Для оценки ретестовой на­дежности опросника проведено повторное анкетирование ординаторов через 6 мес после обучения методике сообщения плохих новостей.

Результаты. Установлено, что уровень надежности опросника BAS является превосходным (α=0,95). Доля респондентов, не испытавших затруднений в понимании вопросов опросника, очень высокая - ​98%. Результаты сравнения структур интегральных отметок, выставленных экспертом респонденткам и респондентам, статистически значимо различаются: эксперт строже оценивал коммуникативные навыки респондентов по сравнению с их самооценками. Результаты сравнительного анализа структур отметок при первичном и повторном анкетировании ординаторов показывают, что в целом они статистически значимо различаются. Исследование ретестовой надежности опросника показало, что опросник надежен как инструмент оценки сообщения плохих новостей.

Заключение. Русскоязычный вариант методики BAS надежен, валиден, позволяет оценивать и изучать уровень сформированности навыков сообщения плохих новостей пациенту и готовность ординаторов и врачей к трудному разговору с ним в рамках многих учебных программ при обучении в ординатуре.

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ГОСПИТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ" СТУДЕНТОВ VI КУРСА, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

Получение образования иностранными студентами в российских медицинских вузах на английском языке весьма востребовано, однако сопряжено с рядом организационных, коммуникативных и прочих трудностей, которые испытывают и преподаватели, и студенты. Поиск путей повышения качества подготовки иностранных студентов-медиков является предметом дискуссий преподавателей различных дисциплин, как фундаментальных, так и клинических. Авторами разработана трехкомпонентная система практико-ориентированной подготовки по дисциплине "Госпитальная терапия". В статье представлен опыт ее применения у студентов VI курса лечебного факультета, обучавшихся на английском языке в ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России. В рамках практической подготовки использовались задания по составлению майндкарт, клинические кейсы в форме ролевой игры, проводились занятия на симуляторах, тренинги по отработке практических навыков в малых группах в условиях реальной клинической практики с заполнением чек-листов. Итоги применения данной системы доказали свою эффективность и заслужили положительную оценку иностранных студентов.

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Биология для будущего врача является фундаментальной дисциплиной, помогающей определить особенности строения человека на разных уровнях организации: от молекулярного до организменного; рассмотреть механизмы функционирования клеток, тканей, систем органов; разобрать все варианты взаимоотношений с окружающей средой и принципы регуляции функций целостного организма. При поступлении в университет студент понимает, что система образования и принцип обучения в нем сильно отличаются от школьных, бόльшую часть материала обучающийся должен осваивать самостоятельно, функция преподавателя зачастую сводится к контролю знаний по изученному материалу. Вследствие этого многие студенты I курса испытывают стресс при адаптации к новым условиям образовательного процесса, что приводит к трудностям в освоении новых разделов биологии. Для стимулирования познавательной активности на занятиях, помимо простого прослушивания, просмотра и конспектирования, необходимо использовать активные формы и методы обучения - это будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса. В статье описаны методические подходы, разработанные авторами для преподавания биологии в медицинском вузе, стимулирующие познавательную активность обучающихся I курса.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

В настоящее время выпускники медицинских вузов, помимо профессиональных компетенций, должны уметь решать задачи и достигать целей в условиях ограниченных ресурсов. Динамично внедряющиеся проектные подходы к управлению медицинскими организациями обусловливают необходимость включения в образовательные программы высшего образования дисциплины для формирования у обучающихся проектных компетенций. В статье представлен опыт разработки и реализации дисциплины "Проектная деятельность в медицине и здравоохранении". Описаны подходы к педагогическому дизайну рабочей программы дисциплины, представлены особенности междисциплинарного подхода к преподаванию, описано место дисциплины и связь с другими дисциплинами учебного плана, продемонстрированы подходы к тематическому направлению и использованию инновационных технологий преподавания.

Курс предложен как теоретическая основа для последующего применения проектных компетенций при изучении других дисциплин и практик, участии в научно-инновационной деятельности обучающихся. Авторами также про­анализированы результаты поперечного исследования студентов на удовлетворенность преподаваемой дисциплиной. Сделаны выводы о высокой удовлетворенности обучением и заинтересованности обучающихся в большинстве тем лекций и практических занятий.

Кадровое развитие

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье проанализированы должностные обязанности преподавателей высших учебных заведений, выделены основные приоритетные составляющие, необходимые для периодического повышения квалификации: педагогические, информационные, правовые и научно-исследовательские. Проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава кафедры общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, прошедшего курсы повышения квалификации по химии, педагогике, информационным технологиям, которое позволило показать необходимость и значимость повышения квалификации для качественного выполнения должностных обязанностей: 90% преподавателей считают необходимым периодически повышать квалификацию по педагогике, причем 70% именно по методике преподавания учебной дисциплины, 80% преподавателей считают необходимым элементом повышения квалификации обязательную практическую работу для закрепления полученных знаний. Важными для преподавателя становятся знание юридических законов, защищающих право интеллектуальной собственности, умения и навыки оформления патентов и грантов, а также знания об основных изменениях в трудовом законодательстве. И все педагоги без исключения считают, что для повышения квалификации просто необходимо участвовать в научно-практических конференциях в качестве участника и руководителя, публиковать результаты научной и педагогической деятельности в журналах, индексируемых ВАК, по разным специальностям.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

Профессиональное самоопределение студентов медицинского вуза - ​важный аспект профессионального развития. Профессиональное самоопределение задает цели и мотивацию обучения, формирует основу для развития личностных качеств, знаний и навыков, необходимых для успешной медицинской практики. В статье представлены результаты опроса 409 студентов, обучающихся на старших курсах педиатрического факультета. Анализ данных показал, что большинство респондентов профессиональный выбор сделали самостоятельно (78,7%), в том числе после окончания школы (59,2%), к концу обучения они удовлетворены выбором (78%), процессом обучения (87,3%) и готовы работать по специальности (85,4%), определившись с направлением профессионального развития (71,6%). Среди мотивов, определяющих профессиональный выбор, наиболее выражены внутренние социально-значимые и внешние положительные мотивы, а также гуманистическая направленность и научный интерес как основа выбора профессии. Выявлены взаимосвязи между временем профессионального самоопределения, удовлетворенностью выбором и процессом обучения, структурированностью представлений о будущем. Анализ данных показал, что последовательное профессиональное саморазвитие в контексте гуманистической направленности и реализации научных интересов является наиболее оптимальным для медицинского образования. Полученные данные свидетельствуют о необходимости изучения закономерностей профессионального самоопределения студентов-медиков. Управление процессом профессионального становления на этапе обучения в вузе - ​важная составляющая подготовки к будущей профессии и влияет на дальнейшее профессиональное развитие молодого специалиста.

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОРДИНАТОРОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ИНСУЛЬТОМ НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ ИДПО БГМУ

Аннотация

Высокая значимость острых нарушений мозгового кровообращения тре­бует подготовки профессионально-компетентных врачей. В статье представлен анализ тестирования исходных и контрольных знаний 785 ординаторов различных специальностей 1-го года обучения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России до и после прохождения цикла "Острая недостаточность мозгового кровообращения" (ОНМК) на кафедре неврологии Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России с марта по апрель 2023 г. Анализ ответов респондентов показал, что ординаторы плохо осведомлены о факторах риска инсульта, стратегии первичной и вторичной профилактики инсульта, о первых признаках инсульта, оказании первой помощи при инсульте. После прохождения цикла ОНМК результаты тестирования ординаторов значительно улучшились. Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости образовательных программ по ОНМК для ординаторов всех специальностей.

Опыт

МЕДИЦИНА ОБРАЗА ЖИЗНИ: МИРОВОЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация

Медицина образа жизни как новая область профилактической медицины направлена на устранение первопричин болезней, обусловленных нездоровым питанием, недостаточной физической активностью, стрессом, употреблением алкоголя и психоактивных веществ, табакокурением, нерациональным режимом труда и отдыха, переутомлением и некачественным сном. Внедрение медицины образа жизни в учебный план в качестве образовательной дисциплины может способствовать лучшему пониманию роли профилактики хронических заболеваний, а также улучшению индивидуального и общественного здоровья.

Цель исследования - ​изучение современного зарубежного опыта преподавания медицины образа жизни на разных уровнях образования медицинских работников (от студентов до практикующего медицинского персонала) для рассмотрения возможности его внедрения в учебные планы российской системы образования.

Материал и методы. В результате поиска в международной базе данных PubMed на основе ключевых слов "медицина образа жизни", "здоровый образ жизни", "медицинские работники" и "образование", ограниченного периодом с 2014 по 2022 г., было обнаружено более 1000 систематических обзоров, метаанализов и статей, посвященных этим научно-практическим направлениям. Исходы, представляющие интерес, включали здоровье пациентов и населения, а также качество деятельности медицинских работников. Отбирали статьи исключительно на английском языке. В качестве критериев включения и исключения использовали согласованные экспертные мнения авторов. После окончательного отбора и исключения результатов, имеющих недостаточное научно-практическое значение, в анализ были включены 18 источников (~80% за последние 5 лет) из 4 стран. Авторы оценили качество этих обзоров, метаанализов и статей и получили обобщенные новые данные по изучаемой проблеме.

Результаты и обсуждение. В обзоре представлены результаты анализа и обоб­щения 18 систематических обзоров, метаанализов и статей, в которых описаны особенности обучения в области медицины образа жизни как раздела медицины, области науки, образовательной дисциплины об укрепляющей здоровье силе ежедневных привычек и практик. Приведены зарубежные программы, практики и рекомендации, направленные на формирование у медицинских работников необходимых компетенций в области здорового образа жизни.

Заключение. Выявлены используемые в настоящее время за рубежом программы, практики и рекомендации, направленные на формирование у медицинских работников необходимых компетенций в области здорового образа жизни. Применение медицинскими работниками этих программ, практик и рекомендаций при проведении профилактической работы среди пациентов и населения позволит повысить у них мотивацию к следованию принципам здорового образа жизни. Предлагается использовать зарубежный опыт включения дисциплины о здоровом образе жизни в программы специалитета, бакалавриата, магистратуры и непрерывного медицинского образования.

МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА)

МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА). ПРОДОЛЖЕНИЕ

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»