Текущий номер
2 . 2012
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Конференция "AMEE-2012" Лион, Франция, 25-29 августа 2012 г.

Аннотация

Ассоциация по медицинскому образованию в Европе была осно­вана в 1972 г. в Копенгагене, что­бы способствовать коммуникации среди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии национальных ассоциаций по вопро­сам медицинского образования по всей Европе. AMEE является Евро­пейской региональной ассоциацией Всемирной федерации медицинского образования и членом Исполнитель­ного совета ВФМО. Ряд европейских национальных медицинских ассо­циаций являются корпоративными членами AMEE, в их число входит и АСМОК. За последние десятилетия AMEE постоянно расширялась как в размере, так и в сфере своей дея­тельности, и в настоящее время она является всемирной ассоциацией с членами и контактами в более чем 90 странах.

Начиная с 1973 г. AMEE орга­низует ежегодную конференцию в европейских городах. Конференции AMEE в последние годы регулярно привлекают около 3000 участников со всего мира, это мероприятие ста­ло основным местом встречи всех заинтересованных в образовании в области здравоохранения, местом установления связей, обмена идея­ми и информацией о происходящем в медицинском образовании во всем мире. Девиз конференции: "Inspire and be inspired!" - "Вдохновляй и вдохновляйся!".

В этом году ежегодная конференция AMEE, прохо­дит в конгресс-центре Лиона, расположенном в центре города рядом с парком Tеte dOr.

На AMEE-2012 выделены актуальные вопросы, ка­сающиеся базового, последипломного и непрерывного образования. Темы конференции будут сфокусирова­ны на планировании учебной программы и результатов обучения; методах преподавания и обучения, включая новые технологии, персонализированные учебные пла­ны, оценку знаний, ресертификацию, отбор студентов и стажеров; исследованиях в обучении и обучении, осно­ванном на доказательствах; управлении образованием.

Формат мероприятий включает пленарные сессии, симпозиумы, тематические сессии, стендовые доклады, курсы и мастер-классы.

В течение 2 дней перед началом основной програм­мы конференции планируется проведение ряда мастер-классов и курсов серии AMEE-ESME.

Курсы ESME аккредитованы AMEE для преподава­телей как базовых, так и клинических дисциплин. Цель курсов - повышение квалификации и обновление знаний в области преподавания как молодых преподавателей, так и преподавателей с большим опытом. Некоторые из курсов ESME можно пройти в формате дистанционного обучения на сайте www.mededworld.org. На конференции "AMEE-2012" доступны следующие курсы:

     ESME - базовые навыки в медицинском образовании
Курс предназначен для введения в основные компе­
тенции, необходимые преподавателям медицинских дис­
циплин. Основные темы - планирование в образовании,
эффективное обучение и оценка знаний. В высокоинтер­
активном курсе чередуется серия коротких презентаций
и работа в малых группах, рассматриваются вопросы вос­
приятия, набор методов обучения, преподавания и оцен­
ки знаний, доступный преподавателю. Также рассма­
тривается, как преподавание, обучение и оценка знаний
могут быть организованы в учебные программы.

     ESMEA - базовые навыки оценки знаний в меди­
цинском образовании

Курс рассматривает принципы и методы оценки зна­ний в медицинском образовании, включая тестирование, практические умения, оценку на рабочем месте и др.

     ESTEME - базовые навыки высокотехнологичного
медицинского образования

Курс ESTEME знакомит с основными принципами и методами отбора и использования технологий для по­вышения качества медицинского образования. Курс направлен на предоставление участникам базовых знаний для выбора, развития и интеграции соответствующих технологий в учебные программы. Рассматриваются такие технологии, как электронные мультимедийные учебники, высококачественные виртуальные пациен­ты, реалистичные манекены и симуляторы.

     RESME - базовые навыки исследований в меди­цинском образовании

Курс представляет собой введение в основные прин­ципы и методы проведения исследований в медицин­ском образовании: разработка вопросов для научных исследований, выбор исследовательского подхода и вы­бор методологии и построения плана исследования.

     ESMESim - базовые навыки использования симу­ляций в медицинском образовании
Курс знакомит с применением техники и различных

технологий для симуляций в медицинском образова­нии. Особое внимание уделяется интерактивному обу­чению для повышения эффективности приобретения практических умений.

Более подробная информация представлена на сайте: www.amee.org.

 

Международная конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине" Москва, 27-28 сентября 2012 г.

Аннотация

Ассоциация медицинских об­ществ по качеству проводит кон­ференции, посвященные развитию медицинского образования с 2009 г.

I Всероссий ская конференция "Медицинское образование в России и мире. Традиции и современность"

прошла в Москве 26 марта 2010 г.

На конференции обсуждались актуальные проблемы высшего ме­дицинского образования, в особенно­сти преподавания клинических дис­циплин. Были затронуты вопросы, связанные с традициями россий ской медицинской школы, инновации, со­временные информационные и ком­муникационные технологии в меди­цинском образовании; роль учебных пособий в преподавании клинических дисциплин.

II конференция "Медицин­ское образование-2011" состоя­лась 21-22 апреля 2011 г. Органи­заторами конференции выступили Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Первый МГМУ им И.М. Сеченова, Ассо­циация медицинских обществ по качеству и Совет ректоров ме­дицинских и фармацевтических вузов России. Конференция со­брала 1385 участников из России, Украины, Армении, Молдавии, Казахстана, США, Великобрита­нии, Нидерландов и Финляндии. В работе конференции также приняли участие представите­ли Министерства здравоохране­ния и социального развития РФ, Государственной Думы, РАМН, региональных органов управле­ния здравоохранением, руково­дители, заведующие кафедрами, преподаватели и библиотекари медицинских вузов, директора и преподаватели медицинских колледжей , сотрудники научно-исследовательских институтов, а также учащиеся медицинских вузов.

Программа "От образования к практическому здравоохранению" включает серию мероприятий, на­правленных на совершенствование подготовки специалистов сферы здравоохранения и повышение каче­ства медицинской помощи. Особен­ностями мероприятий, включаемых в программу, являются их практи­ческая направленность, соответ­ствие международным требования к качеству медицинских образова­тельных мероприятий и привлечение лучших мировых специалистов для обмена опытом.

Конференции АСМОК, посвященные медицин­скому образованию, проводятся с целью повышения качества и модернизации медицинского образования в Россий ской Федерации. В этом году конференция про­ходит при поддержке AMEE - Ассоциации по медицин­скому образованию в Европе, а соорганизаторами высту­пают Национальная медицинская палата и Российское общество по симуляционному обучению в медицине. Конференция входит в серию мероприятий программы "От образования к практическому здравоохранению".

Основными направлениями научной программы станут:

        Профессиональное развитие медицинских препо­давателей.

        Симуляционые технологии.

        Электронные технологии.

Содержание научной программы конференции охватывает все этапы медицинского образования: базовую подготовку, обязательное последипломное, дополнительное профессиональное образование и непрерывное профессиональное развитие. Также в рамках конференции состоится 1-й конгресс Россий­ского общества по симуляционному обучению в меди­цине. Программа формируется на 2 рабочих дня и будет включать, помимо традиционных пленарных и секци­онных заседаний , мастер-классы мировых лидеров в симуляционных и электронных технологиях, а также постерные сессии. Прием тезисов и заявок на выступле­ния на сайте конференции www.rosmedobr.ru.

Заявка обязательно должна включать название, данные об авторах и тезисы доклада. Будут опублико­ваны только тезисы утвержденных в научной програм­ме докладов. Требования к оформлению тезисов и ре­комендации для докладчиков, а также рекомендации по оформлению стендовых докладов опубликованы на сайте rosmedobr.ru.

Основные темы заседаний:

Профессиональное развитие преподавателей.

Внедрение электронных технологий в образова­ние.

Как заставить симуляционные центры эффектив­но работать?

Безопасность пациентов - применение симуля­ционных технологий в обучении врачей.

Создание и развитие симуляционных центров.

Создание и финансирование инновационных на­учных проектов.

Оценка знаний в медицинском образовании и требования к образовательным мероприятиям.

Профессиональная подготовка управленческих кадров в здравоохранении.

e-Learning в здравоохранении.

Аккредитация медицинских организаций - обу­чение организаторов и специалистов здравоохра­нения.

Симуляционные  и   электронные  технологии   в

НМО.

     Электронные библиотечные системы - разработ­
ка и внедрение.

В рамках конференции планируется тематическая выставочная экспозиция, на которой будут представле­ны компании, работающие в сфере медицинского об­разования:

       производители медицинских тренажеров и симуля-ционного оборудования;

       производители электронных продуктов для меди­цинского образования;

       отечественные и иностранные издательства меди­цинской литературы;

производители лекарственных средств и медицин­ского оборудования, поддерживающие медицин­ское образование.

 

К участию в конференции приглашаются руково­дители образовательных учреждений высшего и до­полнительного профессионального образования, ру­ководители симуляционных центров и библиотек, руководители медицинских организаций, руководители органов управления здравоохранением субъектов Рос­сийской Федерации.

Конференция будет проходить в конференционно-выставочном центре "ИнфоПространство", расположен­ном в историческом центре Москвы, в непосредственной близости от основных культурных и исторических памят­ников по адресу Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 4.

Организаторами планируются специальные меро­приятия для расширения возможностей общения с кол­легами и обмена опытом.

C программой и более подробной информацией о конференции можно ознакомиться на сай те журнала: conf.medobr.ru а также на сайте rosmedobr.ru

 

Международная конференция "Непрерывное медицинское образование и качество медицинской помощи" Москва, 29 октября 2012 г.

Аннотация

Министерство здравоохранения, Национальная ме­дицинская палата, Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК) и Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов планируют международную конференцию "Непрерывное медицинское образование и качество медицинской помощи" в Москве 29 октя­бря 2012 г. Конференция входит в серию мероприятий программы "От образования к практическому здраво­охранению".

Программа Конференции направлена на обсуж­дение задач, поставленных в указах Президента РФ от 07.05.2012 г., а именно: государственной программы "Развитие здравоохранения", повышение качества и безопасности медицинской помощи, развитие непре­рывного медицинского образования, вопросы создания глобальной профилактической среды.

Конференция проходит при поддержке AMEE - Ассоциации по медицинскому образованию в Европе и UEMS - Европейского союза медицинских специали­стов (см. Медицинское образование и профессиональ­ное развитие №4 2011 г.).

Основными направлениями научной программы станут внедрение и развитие непрерывного медицин­ского образования (НМО) в Российской Федерации.

Прием тезисов и заявок на выступления на сайте конференции   www.rosmedobr.ru.   Заявка   обязательно

должна включать название доклада, данные об авторах и тезисы доклада. Будут опубликованы только тезисы утвержденных в научной программе докладов. Требова­ния к оформлению тезисов и рекомендации для доклад­чиков, а также рекомендации по оформлению стендовых докладов опубликованы на сай те rosmedobr.ru. Основные темы заседаний:

Международный опыт НМО.

Обсуждение методологии и порядка проведения НМО в РФ.

Демонстрация лучших примеров работы российских профессиональных медицинских обществ по НМО.

Демонстрация примеров дистанционного обуче­ния врачей первичного звена.

Региональный опыт проведения НМО в РФ (пи­лотные регионы).

Эффективность НМО.

Участие медицинских производителей в НМО.

Управление хроническими заболеваниями - обу­чение врачей первичного звена.

Обучение врачей рациональному назначению ле­карственных средств.

Этические принципы взаимодействия медицин­ской промышленности с врачами.

Стандарты и показатели качества медицинской помощи.

Симуляционные  и   электронные  технологии   в НМО.

Создание глобальной профилактической среды - обучение врачей первичного звена:

- восстановление производственной медицины, - управление хроническими заболеваниями, - школьная медицина.

К участию в конференции приглашаются руководи­тели образовательных учреждений высшего и дополни­тельного профессионального образования, профессио­нальных обществ, медицинских организаций, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Конференция будет проходить в конференционно-выставочном центре "ИнфоПространство", расположен­ном в историческом центре Москвы, в непосредственной близости от основных культурных и исторических памят­ников по адресу Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 4.

Организаторами планируются специальные меро­приятия для расширения возможностей общения с кол­легами и обмена опытом.

C программой и более подробной информаци­ей о конференции можно ознакомиться на сай те conf.medobr.ru.


 

События

Международная научно-практическая конференция "Опыт и перспективы развития медицинского образования в странах Центральной Азии" Караганда, Республика Казахстан, 26-27 апреля 2012 г.

Аннотация

В соответствии с приказом министра здра­воохранения Республики Казахстан №125 от 28.02.2012 г. в Карагандинском госу­дарственном медицинском университете 26-27 апреля 2012 г. была проведена между­народная научно-практическая конференция "Опыт и перспективы развития медицинского образования в странах Центральной Азии".

Цель конференции - обмен опытом ме­дицинских вузов Казахстана и стран Цен­тральной Азии по проблемам и перспекти­вам развития медицинского образования.

Работа конференции проходила по сле­дующим направлениям:

        настоящее и будущее медицинского образования;

        качество и компетентностный подход в медицинском образовании;

        инновационные технологии в  образо­вательном процессе;

     современные информационные ресур­
сы и медицинское образование.
В работе конференции приняли уча­
стие около 500 участников, среди которых
профессорско-преподавательский состав,
представители медицинских высших учебных
заведений Казахстана и стран Центральной
Азии, а также государственных и коммерче­
ских образовательных организаций России
и Канады: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова,
ЗКГМУ им. М. Оспанова, ЮКГФА, ГМУ г. Се­
мей, КГМУ, МУ "Астана", Таджикский ГМУ
(Таджикистан), Бухарский ГМИ и Ташкент­
ский ПМИ (Узбекистан), Кыргызская ГМА
им. И.К. Ахунбаева (Кыргызстан), ГЭОТАР-
Медиа (Москва, Россия), ООО "Арибрис"
(Москва, Россия), Канадское общество меж­
дународного здравоохранения (Канада).

На конференции обсуждались актуаль­ные вопросы:

        Современное состояние и тенденции раз­вития медицинских вузов;

        Менеджмент медицинского образования;

        Развитие академической мобильности;

        Проведение исследований в области медицинского образования;

        Новые подходы в обучении и оценке достижений конечных результатов, ори­ентированные на основные компетенции выпускника;

        Возможности современных информа­ционно-коммуникационных технологий для организаций образования, менед­жмента и этики в медицинском образо­вании.

Также в рамках конференции прошли: кру­глый стол по вопросам совершенствования об­разовательного стандарта ГОСО РК 2006 г. и са-теллитный симпозиум, посвященный развитию симуляционного обучения как инструмента по­вышения профессиональных навыков; фокус-сессия "Непрерывное профессиональное раз­витие".

По завершению работы конференции была принята резолюция: создать условия для формирования Центрально-Азиатского пространства в области медицинского об­разования и науки для обмена опытом, развития академической мобильности обу­чающихся, преподавателей, обмен научны­ми сотрудниками и расширения сфер со­трудничества между медицинскими вузами, разработать совместные образовательные программы на всех уровнях медицинского образования, организовать летние школы для обучающихся, проводить совместные научные исследования в медицинском об­разовании для оценки образовательных программ, методов обучения и оценки зна­ний обучающихся, проводить совместные научно-исследовательские проекты по ак­туальным вопросам здравоохранения, еже­годно проводить Центрально-Азиатскую международную конференцию по медицин­скому образованию.

 

Рефераты

Обратная связь со стороны студентов, сдающих объективный структурированный практический экзамен:опыт новой медицинской школы в Саудовской Аравии

Аннотация

Объективный структурированный практический экзамен (ОСПЭ) широко использу­ется для оценки практических умений у студентов медицинских школ. В сентябре 2008 г. данный экзамен начали проводить на факультете медицины King Fahad Medical City.

Данное исследование проводилось с целью изучения обратной связи со стороны сту­дентов, сдающих ОСПЭ. В исследовании приняли участие 38 студентов-медиков 3-го года обучения, сдающих экзамен по респираторной, гастроинтестинальной и урогени-тальной системам. Для выяснения отношения студентов к ОСПЭ их просили заполнить специальный опросник. Также были проанализированы оценки, полученные студента­ми при прохождении данного экзамена.

Результаты исследования показали, что большинство студентов воспринимает ОСПЭ как адекватный, надежный, эффективный и полезный метод оценки получен­ных навыков. 63,2% студентов испытывали стресс во время прохождения экзамена по респираторной системе, а 57,9% отметили необходимость большего времени для ответа на вопросы по данному разделу. Выявлена статистически достоверная разница в отмет­ках, полученных студентами при сдаче экзамена по респираторной и урогенитальной системам, по сравнению с экзаменом по гастроинтестинальной системе (p=0,001). Од­нако статистическая разница между полученными оценками по респираторной и уро-генитальной системам соответствовала параметру p=0,01. Студентами был внесен ряд конструктивных предложений, которые будут использованы для дальнейшего разви­тия, совершенствования и стандартизации данного экзамена.

 

Medical Science Educator. - 2012. - Vol. 22 (1). - P. 10-16.

Студенты-медики как ассистенты преподавателя при изучении анатомии на первом уровне обучения

Аннотация

Привлечение студентов-медиков в качестве ассистентов в преподавание курса анато­мии на I-м уровне обучения в медицинской школе Мичиганского университета - одно из нововведений в процесс преподавания c 2002 г. Отчеты студентов и завершающий экза­мен показали, что привлечение студентов в качестве ассистентов преподавателя улучшает качество их освоения материалов курса.

Влияние половой принадлежности студентов-медиков 1-го года обучения и наличия у них профессиональных интересов на успешность освоения ими учебного материала в процессе длительного курса обучения в клинике

Аннотация

До настоящего времени эффективность заданий, основанных на клинических случа­ях для студентов-медиков 1-го года обучения была недостаточно исследована. Недавно в медицинской школе Мейо к учебному плану был добавлен курс по анатомии и патологии, чтобы помочь студентам оценить клиническую значимость получаемой ими теоретичес­кой информации.

Данное исследование было посвящено анализу преимуществ внедрения такого курса среди определенных групп студентов. Длительный курс обучения, фокусирующийся на клинических аспектах заболеваний (демонстрация больных, оценка их состояния, про­ведение дифференциальной диагностики, обсуждение возможных вариантов лечения и психосоциальных вопросов), был распределен на курсы анатомии и патологии, проходя­щие еженедельно. В процессе преподавания проводился опрос студентов, чтобы выявить, помогает ли данный курс лучше понимать значение получаемых теоретических знаний, которые им предстоит в дальнейшем использовать в клинике.

Ответы, а также оценки, полученные студентами после прохождения обучения, были проанализированы с учетом распределения студентов на группы в зависимости от выбран­ной ими медицинской специальности и пола. Была выявлена удивительная закономер­ность: студенты, еще не определившиеся со своими профессиональными интересами, об­наружили для себя значительно меньше преимуществ от внедрения данного длительного курса обучения в клинике по сравнению с теми, кто уже был увлечен определенной сферой медицины и заинтересован в получении специализированной клинической информации, в обучении методам установления диагноза и составления плана лечения, в объединении получаемых теоретических и клинических знаний, а также в понимании совокупной цен­ности даваемых им клинических навыков. Студенты, не определившиеся со своими про­фессиональными интересами, в процессе прохождения данного курса получили значи­тельно более низкие оценки, чем те, кто уже имел определенную сферу интересов. Важно, что ответы, полученные в ходе опроса, практически не зависели от пола респондентов. Однако при сравнении полученных оценок выявлена определенная тенденция: девушки получили более высокие оценки, по сравнению с юношами.

Подводя итог, можно сделать следующее заключение: студенты, не определившиеся со своими профессиональными интересами, обнаружили значительно меньше преимуществ от внедрения данного длительного курса обучения в клинике, а также получили худшие оценки в процессе его прохождения по сравнению с теми, кто уже увлечен определенной отраслью медицины. Значимой разницы в зависимости от пола студентов выявлено не было.

Medical Science Educator. - 2012. - Vol. 22 (1). - P. 2-9.

Обучение медицине в XXI в.: традиционное преподавание или командное обучение?

Аннотация

Стратегия обучения TeamLEAD, разработанная специалистами в области образования университета Дьюка и Сингапурского национального университета, включает принципы командного обучения. Лекции, тексты и электронное обучение по той или иной кон­кретной теме завершают до начала аудиторных занятий; деятельность преподавателей в классе фокусируется на разъяснении материала, применении принципов и решении за­дач в группе (команде) студентов.

Настоящее исследование было посвящено сравнению результатов экзаменов, которые сдавали студенты Сингапурского национального университета: Комплексный экзамен по фундаментальным наукам (CBSE - Comprehensive Basic Science Examination) и Лицензи­онный экзамен по медицине США (USMLE - United States Medical Licensing Examination), проводимые Национальным советом медицинских экзаменаторов (NBME - National Board of Medical Examiners) с результатами тех же экзаменов, сданных студентами-медиками Университета Дьюка (США). Курсы обучения в Сингапурском националь­ном университете уникальны тем, что фундаментальные науки студенты изучают лишь на 1-м году обучения, то есть половину срока, отведенного в большинстве медицинских школ США для этих дисциплин.

По окончании курса обучения фундаментальным наукам первые 3 когорты студентов из Сингапурского национального университета на экзамене CBSE продемонстрировали примерно одинаковый уровень знаний при сопоставлении с результатами экзамена сту­дентов из США. По окончании 2-го года обучения (клинические дисциплины) студенты из Сингапурского национального университета получили в целом более высокие баллы, чем студенты из США (66,5±7,8 против 61,0±11,0) [p<0,28; 95% доверительный интервал (65,1-67,9)]. Студенты первых 2 лет обучения в Сингапурском национальном универси­тете при сдаче 1-го этапа лицензионного экзамена USMLE также продемонстрировали достоверно более высокий уровень знаний (228,4±20,7 против 222±24) [p<0,028; 95% до­верительный интервал (223,5-233,3)]. При более коротком курсе обучения в Сингапур­ском национальном университете уровень знаний по фундаментальным дисциплинам у студентов оказался таким же, как у студентов из США, а уровень знаний к концу 2-го года обучения (когда преподаются клинические дисциплины) оказался достоверно выше, чем у студентов из США.

Наука

Модуль ведения списков научных публикаций как основа учета научной продукции медицинского вуза

Аннотация

В статье описывается модуль ведения списков научных пу­бликаций корпоративной информационной системы Крас­ноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого и регионального меди­цинского портала "Зеркало". Статья представляет интерес для руководителей медицинских вузов, отвечающих за ор­ганизацию научной работы, а также для специалистов, раз­вивающих информационные технологии в медицинском образовании.

Технологии обучения

Руководство AMEE № 32: Электронное обучение в медицинском образовании Часть 3: технология, менеджмент, дизайн (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация

В наши дни, когда электронное обучение стало частью мейн-стрима в медицинском образовании, опыт педагогической и практической работы, включающий работу с информаци­онными технологиями, стал существенной частью портфо-лио медицинского преподавателя. Цель данного руководст­ва - оказать помощь преподавателям в развитии своих навыков и умений работы в новой образовательной среде и сориентироваться в изменениях в сфере образования, ко­торые влечет за собой "информационная революция". В журнале "Медицинское образование и профессиональ­но развитие" руководство разделено на 3 части. В пер­вых 2-х приведены основополагающие концепции e-обуче-ния, e-преподавания, e-оценки знаний и повседневные вопросы, связанные с электронным обучением, рассмо­трены как теоретические концепции, так и их практиче­ское воплощение. В 3 части разбираются такие темы, как практическое применение технологий, используемых в e-обучении, поведение преподавателей и обучающихся в онлайн среде, а также дизайн контента и деятельности в процессе электронного обучения. Более широко рассма­триваются концепции политики и психологии электрон­ного обучения, а также многие его этические, правовые и экономические аспекты.

Тенденции развития системы оценки компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стан­дарт по медицинским специальностям сместил акценты со знаниевого подхода в образовании на поведенческий аспект - на практические умения, которыми должен обла­дать выпускник медицинской школы. Компетентностный подход в образовании положил начало формированию модульных дисциплин. Модули дисциплин формируют группу родственных компетенций, которые совместно обеспечивают формирование специалиста, способного построить новое знание в соответствии с новыми условия­ми. Развитие высшего образования требует современных подходов в системе оценки компетенций. В данной статье освещаются некоторые новые тенденции в формировании такой системы оценки компетенций высшего профессио­нального образования.

Кадровое развитие

Связь между образованием, подготовкой и развитием компетентности (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация

В современном медицинском образова­нии необходимо уметь определять и разви­вать его терминологию, которая слишком часто используется совершенно необдуман­но и неуместно. Педагоги-теоретики уделя­ют большее внимание понятию обучения, а не преподавания, а именно ориентиро­ванному на студента и управляемому сту­дентом обучению, а не направленному на учителя наставническому преподаванию. Однако мы все еще предпочитаем исполь­зовать слово "подготовка", как например, в понятии профессиональная подготовка по узкой специализации, когда говорим о специальной программе или стремимся до­стичь уровней компетентности с надеждой на то, что они соответствуют результатам обучения по программе. В этой статье пред­лагается дискуссия о том, достаточно ли удовлетворительного окончания програм­мы (окончание программы специального профессионального обучения) или ученика следует оценивать по определенным уров­ням компетенции, соответствующим его профессиональной деятельности.

"Лично я всегда готов учиться, хотя я не всегда готов к поучениям".

Сэр Уинстон Черчилль



Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»