Текущий номер
4 . 2019
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Технологии обучения

Как измерить качество Объективного структурированного клинического экзамена: обзор показателей (перевод под ред. Алексеевой А.Ю.)

Аннотация

Все более частое использование методов оценки, основанных на применении специализированных критериев, в программах как додипломного, так и последипломного образования, ведет к необходимости обеспечить качество и надежность таких оценок. Очевидные вопросы встают перед теми, кто проводит оценку: как измерять это качество и какие механизмы позволили бы продемонстрировать улучшение качества оценки с течением времени? Есть несколько работ на эту тему, но лишь в отдельных статьях упоминают более 1-2 показателей качества при проведении объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ).

В данном руководстве, предназначенном для специалистов по такой оценке, авторы ставят целью рассмотреть имеющиеся в настоящее время показатели, предназначенные для измерения качества оценки, и показывают, как можно получить обобщенную картину оценки качества ОСКЭ, используя несколько таких показателей, а также рассматривают, какие характеристики ОСКЭ и с помощью каких показателей лучше оценивать. Авторы обсудят вопросы качества как на уровне отдельных станций, так и в отношении процесса клинической оценки в целом, используя ряд рабочих примеров по проведению ОСКЭ в организации, в которой работают авторы.

Технологии профессионального ориентирования и отбора в организации высшего медицинского образования в России и за рубежом

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации абитуриентов и проведен сравнительный анализ методик отбора претендентов для поступления в медицинские высшие образовательные организации в России и в зарубежных странах. Выделены сильные и слабые стороны организации системы подготовки к поступлению в медицинские вузы в разных странах. Приведен опыт использования профессиональных испытаний в процессе конкурсного отбора абитуриентов на примере ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России (СтГМУ). Анализ результатов тестирования студентов I курса по дисциплинам "биология" и "химия" показал увеличение процента правильных ответов после введения профессионального испытания в процедуру приема СтГМУ в 2015 г. Полученные данные позволяют сделать вывод о полезности профессионального испытания при поступлении в медицинские вузы России.

Сравнительная оценка методологических подходов в оценке готовности выпускников медицинских вузов к самостоятельной деятельности

Аннотация

В представленном материале рассмотрена проблема оценки практических умений выпускников в качестве основного критерия готовности к самостоятельной деятельности. Выполнена сравнительная характеристика 2 аналогичных по смыслу экзаменов, проводимых в медицинских вузах Российской Федерации (ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России) и США (Школа медицины и научно-исследовательский институт "Virginia Tech Carilion"). Предложена экзаменационная методика "Стандартизированный пациент" для повышения объективности результатов экзамена первичной аккредитации специалистов.

Информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании

Аннотация

Цель работы - описать модели реализации сегментов национальных проектов "Здравоохранение" и "Образование" через призму компетентностного подхода в медицинском образовании (использование современных коммуникационных, информационных и дистанционных технологий в медицинском образовании и практическом здравоохранении], освещение дискуссионных вопросов проблемы деформации человеческих ресурсов в цифровом образовании.

Методы. Теоретико-методологический анализ публикационной активности в информационной системе поиска eLIBRARY.RU по проблематике исследования.

Результаты. Выделены модусы рассмотрения взаимодействия информатики и медицины. Обозначены тезисы рассмотрения данного вопроса как в рамках медицинского образования, так и в практическом здравоохранении. Первый из них о главенствующем направлении роста индустрии онлайн-образования и формирования доступной среды на современном этапе развития информатизации обучения. Второй - о невозможности в настоящее время развивать медицинское образование без системы больших данных (Big Data]. Третий, четвертый - об особой актуальности в сфере медицинского образования применения дистанционных технологий, электронного и симуляционного обучения, их перспективах и ограничениях.

Обязательное медицинское страхование и приоритетные проекты системы здравоохранения как актуальные вопросы преподавания дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" в медицинских вузах Российской Федерации

Аннотация

Здоровье населения, профилактика заболеваний, оптимальная организация системы охраны, укрепления и восстановления здоровья, рациональное использование ресурсов, качество медицинской помощи, основы планирования, финансирования и управления в здравоохранении - это стержневые вопросы дисциплины, которые изучаются в настоящее время студентами на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения. Значительное ухудшение здоровья населения призывает нас учить будущих врачей не только анализу и оценке состояния здоровья населения, но и поиску рациональных путей повышения качества медицинской помощи, путей совершенствования мероприятий по охране, укреплению и восстановлению здоровья как населения в целом, так и его отдельных групп. Все это ставит соответственно и задачи совершенствования преподавания названных выше вопросов будущим врачам и менеджерам сестринского дела. В статье проанализированы особенности преподавания будущим врачам дисциплины "организация здравоохранения и общественное здоровье". Показана необходимость углубленного изучения современных приоритетных проектов системы здравоохранения, обязательного медицинского страхования, менеджмента и экономики здравоохранения.

Кадровое развитие

Реализация новых подходов в подготовке бакалавров сестринского дела: переход на уровень магистратуры "управление сестринской деятельностью"

Аннотация

Введение в российское образование многоуровневой подготовки бакалавриат-магистратура коснулось и подготовки кадров для системы здравоохранения: у специалистов сестринского дела специалитет сменился на бакалавриат, причем подготовка бакалавров была введена еще в 2011 г., но отсутствовал уровень магистратуры. В статье представлен первый опыт внедрения в образовательную траекторию бакалавров по направлению "сестринское дело" модели подготовки магистров по профилю "управление сестринской деятельностью", основные этапы разработки федерального государственного образовательного стандарта для нового уровня образования и первые результаты анализа востребованности таких кадров в учреждениях практического здравоохранения и образовательных организаций в сфере медицины.

Анализ мнения руководителей медицинских организаций и медицинских работников по вопросам организации неотложной медицинской помощи

Аннотация

К условиям, влияющим на развитие неотложной медицинской помощи (НМП) на региональном уровне, относятся компетентность должностных лиц медицинских организаций и уровень знаний медицинских работников кабинетов (отделений) НМП по вопросам организации неотложной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Проведен опрос руководителей медицинских организаций и медицинских работников кабинетов (отделений) НМП по вопросам организации неотложной медицинской помощи. Анализ результатов опроса выявил недостаточный уровень знаний опрошенных об основных принципах организации НМП и условия, влияющие на ее развитие, среди которых дефицит кадров и неэффективный способ оплаты. Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости углубленного изучения вопросов организации НМП при обучении медицинских работников по дополнительным профессиональным программам в традиционной форме и в системе непрерывного медицинского образования. Выявленные условия, влияющие на развитие структурных подразделений, оказывающих ПМСП в неотложной форме, необходимо учитывать при разработке мероприятий по совершенствованию НМП.

Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности "медико-профилактическое дело"

Аннотация

Результативность деятельности будущих врачей в значительной степени зависит от их способности ставить жизненные цели и достигать их. Для совершенствования навыков целеполагания у будущих специалистов в области медико-профилактического дела использовали методы: анкетного опроса, монографический, аналитический и логический. Привлечение к исследованию в качестве респондентов 55 студентов выпускного курса ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет] и всестороннее обобщение опыта работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко позволили установить, что обучение медицинских специалистов целеполаганию является важным направлением в оптимизации их профессиональной подготовки. Среди опрошенных студентов доля лиц с высокой целеустремленностью составляет 9,09%, обладающих средним уровнем целеустремленности - 58,18%, имеющих низкую целеустремленность - 32,73%. Установлено, что среди респондентов, не владеющих методами целеполагания, 83,64% стремятся их освоить. Задачи по овладению методикой формирования жизненной цели и по ее достижению целесообразно отражать в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах медицинских специалистов. Обучение будущих врачей целеполаганию может осуществляться в формате тренинга в системе их профориентации и в процессе изучения дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение".

Опыт

Биофармацевтическое исследование твердых лекарственных форм в учебном процессе с применением интерактивных методик обучения

Аннотация

В статье представлена методика преподавания дисциплины "Биофармация" на фармацевтическом факультете ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет" Минздрава России с применением интерактивных форм обучения студентов (работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций, метод проектов). Поскольку цель преподавания дисциплины "Биофармация" состоит в формировании у студентов теоретических знаний в области биофармацевтических исследований и навыков их практического применения, предложено вместо традиционных форм практических занятий применять в учебном процессе разработку исследовательского проекта. Это позволит обеспечить качество образования посредством интеграции научных исследований и учебного процесса в практическую деятельность. Разработка проекта включает 5 этапов: подготовка, планирование, исследование, защита проекта и рефлексия. В качестве объекта для постановки модельного опыта "Тест сравнительной кинетики растворения in vitro" для учебного процесса использовали лекарственный препарат нитрофурал (таблетки в дозировке 0,02 г). Для проведения эксперимента в учебных условиях использовали оборудование для фармакопейного анализа твердых лекарственных форм (прибор "Вращающаяся корзинка", фриабилятор, прибор "Качающаяся корзинка", прибор для определения прочности таблеток т.д.), диализная среда (вода очищенная), для количественного определения действующего вещества в диализной среде - фотоэлектроколориметр или спектрофотометр.

В результате перехода от традиционных аудиторных занятий к интерактивным формам обучающиеся в ходе работы над проектами получают знания по основам биофармации, понятие о фармацевтических факторах и их влиянии на терапевтическую эффективность лекарственных средств, приобретают знания, умения и навыки в области методов и устройств, используемых для биофармацевтических исследований. Формируют способность самостоятельной интеграции ранее полученных знаний по разным дисциплинам в практическую деятельность, направленную на решение профессиональных задач, а также навыки инициализации и разработки научно-исследовательских проектов.

Этические аспекты концепции развития здравоохранения, подготовки и работы врача

Аннотация
В статье сформулирован ряд этических аспектов современной модели развития здравоохранения, образования и работы врача. Дано описание такой модели на основе многолетнего опыта кафедр ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Раскрыта необходимость развития у студентов-медиков духовно-нравственной компетентности, рефлексивной позиции, совестливости, милосердия и готовности к самообучению, самообразованию. Студенту-медику полезно учиться ставить себя на место практикующего врача и тем самым готовиться к общению с пациентом, который находится перед сложным выбором и должен принять серьезное решение.

Новый индекс здоровьесберегающего поведения студентов

Аннотация

Цель - исследование корреляции широкого спектра факторов, влияющих на поведение в отношении здоровья, с их суммарным показателем и индексом коморбидности для обоснования нового индекса здоровьесберегающего поведения.

Материал и методы. Рандомизированное слепое стратифицированное по гендерному признаку исследование проведено с 01.11.2017 по 01.12.2018 в ФГБОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет" Минздрава России и ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Минздрава России. Объем выборки составил 934 студента обоих полов, из них 448 (47,9%) обучались на начальных курсах и 486 (52,1%) - на старших. Средняя частота отклика составила 92,9%. Все участники заполняли анкеты самооценки студента вуза, объективное состояние здоровья и индекс коморбидности оценивали по медицинской документации студенческих лечебно-профилактических учреждений (формы 025/у; 001-1/у; 062/у). При сравнении значений в субгруппах доверительный интервал ±5% считали достаточным для определения значимых различий. При статистической обработке массивов данных использовали двусторонний анализ дисперсии (ANOVA). Корреляцию показателей определяли с расчетом коэффициента Спирмена. При работе с полученным материалом была использована прикладная программа Statistica 6.0.

Результат. В процессе исследования был выявлен широкий спектр проблемных факторов, влияющих на здоровьесберегающее поведение студентов. При оценке по 5-балльной шкале студенты низко оценивали условия проживания [1,7 (0,3) балла], доступность медицинской помощи [1,7 (0,6)], личный доход [2,2 (0,7)], транспортную доступность вуза [1,7 (0,6)]. Было установлено, что студенты проявляют слабый интерес к информации о здоровье [2,5 (1,7)], негативно оценивают свой распорядок дня [1,9 (0,7)], отмечают недостаток ночного сна, свободного времени [0,7 (0,5)]. Большинство студентов оказались не привержены занятиям спортом и физической культурой [2,2 (0,5)], имели минимальные контакты в пабликах, в которых обсуждаются проблемы здорового образа жизни (ЗОЖ) [2,2 (0,5)], редко обращаются за врачебной помощью, даже когда она необходима [2,3 (1,4)]. Анализ корреляционной зависимости между отдельными факторами, характеризующими здоровьесберегающее поведение студентов, и суммарным показателем, а также индексом коморбидности позволил выделить 21 параметр, имеющий как минимум корреляцию среднего и сильного уровней с обоими композитными показателями. Это послужило основанием для включения этих переменных в индекс здоровьесберегающего поведения студентов.

Заключение. Большинство студентов (95%) оценивают свое поведение в отношении здоровья, согласно предложенному индексу здоровьесберегающего поведения, в 61,1-80,7 балла, при максимально возможном значении показателя 105 баллов. Предложенный индекс здоровьесберегающего поведения нуждается в дальнейшем исследовании критериальной и дискриминантной валидности. Тем не менее предварительные данные позволяют с осторожным оптимизмом говорить о его высокой конструктивной валидности и эффективности при комплексной оценке здоровьесберегающего поведения студентов.

О новом направлении подготовки провизоров для работы в ветеринарных аптечных организациях в Тюменском государственном медицинском университете

Аннотация

Современные тенденции развития фармацевтического образования в РФ направлены на расширение возможностей реализации будущих специалистов в различных видах деятельности. Основное направление деятельности выпускника фармацевтического факультета - сфера обращения лекарственных средств (ЛС), включающая не только обращение ЛС для медицинского применения, но и ЛС для ветеринарного применения. Неоднократно в Минздраве России обсуждали вопрос о включении в номенклатуру должностей фармацевтических специалистов должности "провизор ветеринарной аптечной организации". Базовая подготовка таких специалистов, конкретизация их специфических компетенций, разработка задач, трудовых функций и дальнейшая реализация на практике способствовали бы минимизации целого комплекса нарушений, которые в настоящее время выявляются в данных организациях в ходе контрольных мероприятий. С этой целью был разработан учебно-методический комплекс новой дисциплины "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций" для подготовки студентов фармацевтического факультета к профессиональной деятельности в области обращения ЛС для ветеринарного применения.

Избранные тезисы X международного форума РОСМЕДОБР-2019 "Инновационные обучающие технологии в медицине" (2-5 октября 2019 г., Санкт-Петербург)

Избранные тезисы X международного форума РОСМЕДОБР-2019 "Инновационные обучающие технологии в медицине" (2-5 октября 2019 г., Санкт-Петербург)

Аннотация
Новости

Новости (№ 4, 2019)

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы научных событий (№ 4, 2019)

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»