Текущий номер
3 . 2019
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Технологии обучения

Определение наиболее значимых для студентов технологий обучения в медицинском вузе

Аннотация

Проведено исследование ряда технологий обучения студентов в ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России с целью определения их эффективности в получении знаний и усвоении практических манипуляций по дисциплине "Уход за терапевтическими больными". Из анализа анкетных данных наиболее эффективной технологией обучения является "обучение манипуляциям на фантомах", не менее важны "информация от преподавателя" и технология "обучение по чек-листам". Другие технологии также не исключают применения их в обучении студентов, но в меньшем объеме.

Оценка степени сформированности навыков и клинических компетенций у студентов

Аннотация

Экстренная медицина, анестезиология-реаниматология и интенсивная терапия - уникальные дисциплины, требующие особых условий обучения для принятия клинических решений. Формирование навыков собственной учебной деятельности, ведения записей и оценки результатов приводят к приобретению профессиональных компетенций, что позволит врачам оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь.

Цель исследования - формирование профессиональных компетенций при оказании неотложной помощи пациентам с учетом современных медицинских технологий.

Методические стратегии модели SPICES в курсе английского языка для академических целей

Аннотация

В статье рассматривается практика внедрения элективного курса "Иностранный язык в медицинской науке", разработанного в ФГБОУ ВО "Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко" Минздрава России. Специфика курса состоит в его методических принципах, которые интегрировали собственно лингвистический подход к изучению научного стиля речи с ключевыми стратегиями модели SPICES. Авторы полагают, что выделенные стратегии: обучение, ориентированное на студента (student-centred learning), проблемный подход (problem-based learning), критический отбор материала и достижимость заявленных целей (outcome-based learning), могут и должны служить критериями при освоении прагматических, лексико-семантических, грамматико-синтаксических и жанрово-функциональных аспектов Academic English студентами медицинского вуза.

Кадровое развитие

Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового "голода" в медицине

Аннотация

Проведено анкетирование студентов Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского". Выявлено, что большинство абитуриентов выбирают будущую профессию на основании неполной или недостоверной информации, в связи с чем во время обучения происходит пересмотр взглядов как на саму профессию, так и на свое соответствие ей. Среди первокурсников 89,2% опрошенных готовы работать по специальности, но к VI курсу их число уменьшается до 75%. Полученные результаты свидетельствуют о недостатках работы по профессиональной ориентации.

Применение инновационных методик при повышении квалификации врачей в системе непрерывного медицинского образования

Аннотация

Следуя программе внедрения непрерывного медицинского образования, на базе учебной виртуальной клиники (УВК) ФГБОУ ВО "Воронежский медицинский государственный университет им. Н.Н. Бурденко" Минздрава России разработаны краткосрочные курсы повышения квалификации по экстренной медицине для врачей различных неургентных специальностей. В основу обучающих программ положены принципы и методы контекстного обучения как наиболее эффективного в работе с взрослым контингентом. По определению основателя контекстной системы обучения А.А. Вербицкого, "контекст - это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам" [1]. Для повышения эффективности обучающего процесса в программы внедряются неординарные образовательные средства. Сотрудники УВК сняли художественное музыкальное видео, посвященное медицине угрожающих состояний. С целью уточнения актуальности подобной работы с помощью дистантных коммуникаций был проведен опрос, давший неожиданные результаты, показавшие заинтересованность как медицинских работников разных специальностей, так и респондентов, не имеющих отношение к медицине, в популяризации ургентной медицинской деятельности.

Опыт

Компоненты творческих способностей студентов медицинского вуза в реальном образовательном процессе при изучении медицинской информатики

Аннотация

В статье освещена проблема формирования творческих способностей будущих медиков в реальном образовательном процессе; конкретизировано научное представление о содержании научных понятий исследования (творческие способности будущего медика, творческий образовательный процесс, творческая информационная деятельность студента медицинского вуза). В работе приведены результаты констатирующего эксперимента, описаны компоненты (когнитивный, технологический, информационно-коммуникационный и рефлексивно-аксиологический), показатели и критерии уровней развития творческих способностей будущего медицинского работника.

Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы

Аннотация

В статье авторы проанализировали нормативную правовую базу медицинского образования в части подготовки специалистов в клинической ординатуре. Выделены 8 компетенций, которые присутствуют во всех федеральных образовательных стандартах ординатуры, составлена анкета для опроса обучающихся. Им предлагали оценить значимость данных компетенций по 10-балльной шкале. В опросе приняли участие 339 респондентов 1-го года обучения ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Были выявлены достоверные различия в оценке некоторых компетенций, связанные с полом, возрастом и специальностью обучающихся. Был проведен многомерный кластерный анализ результатов исследования, по которому компетенции обучающихся разделили на 2 кластера. Результаты опроса свидетельствуют, что врачи, начинающие свою подготовку в ординатуре как стоматологического, так и лечебного профиля, сориентированы на приобретение компетенций, необходимых для непосредственной работы с пациентами. Авторы предположили, что более тесный контакт обучающихся с работодателями будет способствовать их профессиональному становлению как высококвалифицированных специалистов.

Дидактическое тестирование в медицинском образовании: анализ результатов на кафедре анатомии человека

Аннотация

Внедрение информационно-коммуникационных технологий - обязательное условие обеспечения образовательного процесса в медицинском университете. С их помощью дидактическое тестирование результатов обучения студентов становится естественным процессом улучшения системы оценки в медицинском образовании. В статье представлен анализ данных дидактического тестирования студентов лечебно-профилактического факультета ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России по дисциплине "Анатомия", полученных в ходе экзаменационной зимней сессии 2018/2019 учебного года. Методика дидактического тестирования, используемая на кафедре анатомии человека, доказала свою валидность. Результаты анализа применимы к мониторингу оценки качества учебного процесса на кафедре, позволяют предложить критериальное значение для конвертации в традиционную для отечественной образовательной системы оценочную шкалу, а в перспективе - для европейской системы перевода и накопления баллов.

Об оценке уровня подготовленности специалистов сестринского дела

Аннотация

В статье представлены результаты анализа уровня освоения компетенций в области лечебно-диагностического процесса и оказания экстренной доврачебной помощи студентами, получающими среднее специальное (сестринское) образование. Кроме того, проанализированы результаты тестового контроля будущих специалистов сестринского дела по вопросам медицины катастроф. При этом выявлены сравнительно невысокий уровень знаний теоретических основ организации службы медицины катастроф и высокая подготовленность в вопросах, касающихся практических навыков и умений для оказания экстренной доврачебной медицинской помощи. Также проведена самооценка специалистами сестринского дела уровня своей подготовленности по различным направлениям их деятельности. Выявлен недостаточный уровень знаний по вопросам организации, экономики здравоохранения и правового обеспечения сестринской деятельности.

Организация межвузовского сотрудничества студентов

Аннотация

Эффективность проводимых в отечественном здравоохранении реформ во многом зависит от готовности медицинского персонала к сотрудничеству, навыки которого следует развивать у врачей еще в студенческие годы. С помощью анкетного опроса, логического и монографического методов были проанализированы и обобщены основные направления указанной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет), которые включают открытое обучение студентов по авторским программам, организацию совместной деятельности студенческих научных кружков различных вузов, привлечение студентов к участию во всероссийских олимпиадах и конференциях.

Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена (№ 3, 2019)

Аннотация
Новости

Новости (№ 3, 2019)

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы (№ 3, 2019)

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»