Текущий номер
2 . 2019
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Технологии обучения

Руководство AMEE № 106. Резиденты в качестве преподавателей: обучение под руководством сверстников в клинике* (пер. под ред. Алексеевой А.Ю.)

Аннотация

Данное руководство AMEE дает теоретические основы, которые помогут медицинским преподавателям, участвующим в разработке и реализации программ "Резиденты в качестве преподавателей".

Предлагаемые подходы основаны на устоявшихся моделях разработки программ: логической модели программы для ее составления, модели трех кругов Данди для обоснования системного подхода к планированию образовательного контента и к пирамиде Киркпатрика, которая составляет основу оценки программ обучения. В данном руководстве представлен обзор учебных программ с использованием резидентов в качестве преподавателей, их преимуществ и анализ влияния на основе уже существующей литературы, дополненной сведениями из собственного опыта авторов, причем каждый из них вовлечен в процесс преподавания в собственных учреждениях. Дано концептуальное описание логической модели программы, которая подчеркивает ее ориентированность на результат. Описаны примеры действий на каждом этапе этой модели, позволяющие руководителям в сфере образования структурировать собственную программу на основе задач, содержания, потребностей учреждения и имеющихся ресурсов. Акцент сделан на модульной форме учебной программы, чтобы можно было не только улучшить преподавательские навыки резидентов, но и обеспечить развитие их будущей карьеры в качестве преподавателей, ученых и руководителей. Проиллюстрировано применение модели трех кругов Данди, чтобы придать гибкость учебной программе, которая позволяет удовлетворить различные уровни образовательных потребностей и интересов. Кроме того, представлены практические советы по надежной оценке результатов в отношении оценки участников программы и самой программы. Наконец, авторы подчеркивают необходимость согласованности между официальной и скрытой учебной программой посредством явного признания ценности преподавания учреждениями, поддержки развития программ обучения, поощрения доказательного подхода в образовании, и вознаграждения преподавателей любого уровня.

Непрерывное образование и старение населения

Аннотация

В настоящее время в демографической структуре населения возрастает доля людей старшего поколения. Это приводит к тому, что многие тенденции социального развития общества стали существенно зависеть от соответствующих показателей социальной группы пожилых. В частности, в контексте парадигмы непрерывного образования возникает проблема обучения людей старшего возраста, тогда как научно обоснованная система обучения этой возрастной группы разработана недостаточно. Цель публикации - исследование влияния изменения возрастной структуры населения на профессиональное образование взрослых, выявление тенденций и проблем развития образования людей старшего поколения и выработка практических рекомендаций (на примере обучения медицинских работников информационным технологиям). В статье использованы и проанализированы официальные статистические данные, данные научных публикаций, экспертные оценки и обобщенный практический опыт. Проведен краткий анализ структуры населения и возрастного распределения людей пожилого возраста. Показаны тенденции изменений в составе населения и, соответственно, в контингенте профессионального образования взрослых. Рост доли пожилых слушателей приводит к необходимости учета особенностей их обучения и соответствующей корректировки системы образования. Рассмотрены специфические особенности пожилых людей и подходы к их обучению. Предложена двухэтапная методика формирования компетенций в новой для обучаемых области (на примере обучения информационным технологиям). Согласно предлагаемой методике, на I этапе пожилой слушатель обучается работе с учебным пособием и строгому выполнению предлагаемых заданий с пошаговыми инструкциями, а на II - выполнению упражнений по аналогии с типовым примером с поиском необходимых решений для имеющихся отличий. Рекомендованы также практические способы общения с пожилыми слушателями. Рассмотрена специфика организации учебного процесса. В статье сформулирован ряд конкретных предложений, касающихся обучения людей пожилого возраста. Отмечено, что для полноценного образования необходимо специально разрабатывать учебные программы, учитывающие особенности пожилого возраста.

Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей

Аннотация

Цель - исследование взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ), с успеваемостью, мотивацией и профессиональным выгоранием с учетом влияния социально-экономических, демографических условий и объективного состояния здоровья студентов медицинских направлений старших курсов.

Материал и методы. Исследование проводилось с 01.02.2017 по 01.05.2018 в Школе биомедицины ФГБОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет" Минздрава России и ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Минздрава России. В нем приняли участие 394 студента V-VI курсов. С помощью комплексной анкеты и медицинской документации были собраны данные о демографических характеристиках, социально-бытовых условиях обучения и проживания, заболеваемости. Самооценка КЖСЗ проводилась по анкете "Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36". При расчете объема выборочной совокупности была принята доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5%. Достоверность различий оценивалась при проведении двустороннего анализа дисперсии (ANOVA).

Результаты. Оценка КЖСЗ студентов старших курсов медицинских направлений составила 55,1 балла, что соответствует нижнему квартилю диапазона нормальных оценок. Студенты обследуемой выборки оценили свою мотивацию в 50,6-59,4 балла, уровень профессионального выгорания - в 27,7-40,3 баллов. Средний уровень успеваемости составил 4,1-4,5 балла. КЖСЗ студентов старших курсов медицинских направлений оказалось сильно взаимосвязано с академической успеваемостью (0,61; p<0,01), качеством питания (0,63; р<0,01), мотивацией к обучению (0,45; р<0,05), индексом ко-морбидности (-0,41; р<0,05). Уровень академической успеваемости, кроме того, оказался жестко связан с мотивацией к обучению (0,72; р<0,01]. В свою очередь, уровень мотивации сильно коррелировал с уровнем заболеваемости. Одновременно была отмечена высокая степень отрицательной взаимосвязи мотивации и профессионального выгорания (0,61; р<0,01).

Заключение. Суммарная оценка КЖСЗ может быть использована для исследования корреляции физического и психического здоровья с другими факторами, влияющими на успеваемость студентов медицинских направлений. Студенты-медики оценивают свое КЖСЗ как удовлетворительное, имеют высокую мотивацию к обучению и низкий уровень профессионального выгорания. Среди факторов, коррелирующих с успеваемостью, наиболее сильная связь отмечается между КЖСЗ и академической успеваемостью, качеством питания, мотивацией к обучению, индексом коморбидности.

Способы реализации практико-ориентированного подхода при изучении микробиологии

Аннотация

С целью повышения эффективности преподавания микробиологии коллектив кафедры ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России разрабатывает и внедряет в учебный процесс методы активного приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности. Специфика преподавания дисциплины позволяет уже на первых занятиях формировать основы клинического мышления, внедряя в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий.

Цель работы - анализ использования в образовательном процессе различных методов активизации познавательной активности студентов при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России. Каждое занятие сопровождается заполнением студентами отчета-протокола. Анализ оформления протокола - эффективное оценочное средство, позволяющее преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы. При реализации практико-ориентированного образования на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России при изучении раздела "Частная микробиология" в число обязательных навыков входит заполнение бланка-направления и бланка-результата микробиологического исследования. Оформляя эти документы, студенты осознанно выбирают материал и метод исследования, что позволяет подтвердить диагноз и назначить адекватную терапию. Одним из способов совершенствования учебного процесса является участие студентов в научных проектах. Нами изучена динамика участия студентов в работе студенческого научного сообщества кафедры микробиологии в 2008-2018 гг. В статье обоснованы цели, методы и возможности практико-ориентированной самостоятельной деятельности студентов при изучении медицинской микробиологии.

Кадровое развитие

Трудности в обучении и практической подготовка молодого врач а в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт

Аннотация

В последние годы в России идет полномасштабная реформация одной из составляющих системы здравоохранения - вузовской и послевузовской подготовки медицинских кадров. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификации специалистов на их аккредитацию будущих врачей.

Опрос более 3 тыс. медиков из 84 субъектов РФ, проведенный экспертами Общероссийского народного фронта после введения новой системы допуска к работе, показал, что 77% врачей недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания медицинских учебных заведений.

В ходе проведенного опроса молодых врачей Ставропольского края были выявлены основные проблемы, с которыми они столкнулись в начале трудовой деятельности: не за каждым молодым специалистом закреплен наставник; оснащенность рабочего места необходимыми приборами недостаточна; компьютеризация рабочих мест (особенно в сельской местности) неполная; не за всеми участковыми врачами закреплены медицинские сестры; численность прикрепленного населения на одном терапевтическом участке превышает норму. Трудности практической деятельности молодых специалистов были связаны с недостаточным временем на V-VI курсе обучения в вузе, отведенном для практической подготовки, и с отменой интернатуры.

На вопрос: "Что бы вы изменили в системе подготовки на VI курсе медицинского вуза?" - 69% молодых врачей предложили увеличить время, отведенное на практику в лечебных организациях и на обучение оформления первичной медицинской документации (73%).

Анализ проблем и трудностей профессиональной деятельности молодых врачей на современном этапе показал, что именно на терапевтическом участке поликлиники решается до 80% проблем, связанных со здоровьем населения. Врач, не имевший до этого реальной практики, скорее навредит, чем поможет страждущим.

С целью возрождения традиций наставничества и повышения уровня компетенции молодых врачей-терапевтов участковых - выпускников после 2017 г. Министерство здравоохранения Ставропольского края совместно с кафедрой поликлинической терапии ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России организовало работу школы молодого терапевта, которая показала большую значимость в практической деятельности молодых врачей края.

Административно-сервисные компетенции молодых преподавателей медицинского вуза

Аннотация

В статье представлены результаты оценки уровня сформированности административно-сервисных компетенций молодых преподавателей медицинского вуза (на примере ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России). В процессе исследования была сформирована модель, включающая в себя оценку 6 компетенций: анализ проблем, планирование и организованность, убедительность в общении, инициативность, ориентированность на взаимодействие, стрессоустойчивость. Достоверно установлено, что компетентностный потенциал молодых преподавателей медицинского вуза характеризуется дефицитарностью по ряду административно-сервисных компетенций, что проявляется в основном в низком уровне проблемного анализа.

Точка зрения

О наименованиях квалификаций, присваиваемых выпускникам ординатуры

Аннотация

В преддверии выпускной кампании по программам ординатуры в данной статье рассматривается вопрос редакций наименований квалификаций, указываемых в дипломах об окончании ординатуры и в приложениях к ним.

Статья носит рекомендательный характер и будет полезна образовательным, научным организациям, реализующим программы ординатуры. Ее цель - гармонизация информации (наименование квалификаций), содержащейся в ряде нормативных правовых актов и указываемой в выдаваемых документах об образовании и о квалификации.

Медико-социальные и этические аспекты деятельности врача по профилактике заболеваний в медицинском вузе

Аннотация

В статье показана значимость медико-социальных и этических аспектов деятельности врача по первичной профилактике заболеваний. На основе авторского анализа сделан вывод, что в учебном процессе, лечебно-диагностической и просветительно-профилактической работе будущий врач должен опираться на идеи личностно-ориентированной педагогики. В результате этого создаются специальные условия для формирования полезных профессиональных компетентностей. Представлены разработанные автором организационно-методические приемы обучения профилактической работе. Решение медико-деонтологических задач способствует развитию ответственного отношения к здоровью и профилактике ятрогенных заболеваний.

Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе

Аннотация

Глобализация образования характеризуется сложностью и динамичностью составляющих ее процессов и явлений, что требует уточнения форм и методов обучения и воспитания студентов-медиков. Участие медицины в жизни человека как явление, охватывающее целиком и полностью его бытие от рождения до смерти, требует высокой нравственной культуры взаимодействия врача и пациента, а также соответствующего современного научно-технического оснащения самого процесса оказания медицинской услуги. Обучение и воспитание студентов-медиков должно включать дидактический и эвристический методы в разумном и сбалансированном отношении, базисные культурные коды социума, которые выражаются в языковых и подражательных формах. Некоторые формы и методы обучения в медицинском вузе требуют коррекции в формировании мировоззрения студентов при освоении ими клинических и социально-гуманитарных дисциплин. Например, анатомия и философия, чаще всего никак не связанные между собой, существенно снижают мотивационную составляющую учебного процесса студентов, потому что лишают возможности открывать в себе медицину и себя в медицине. Из-за этого разрыва у студентов складывается впечатление, что их больше нагружают теорией и меньше формируют практические навыки. Необходимо отметить, что профессорско-преподавательский состав (ППС), обладающий предметной компетентностью, не всегда готов работать в проблемном режиме, что снижает адаптационную и конкурентную активность выпускников медицинских вузов и приводит к их социально-культурной и профессиональной дезориентации в медицине и социуме. Суть проблемы состоит в том, что на современном этапе развития образования в России обострились следующие противоречия: между продуктивной занятостью студентов в вузе и освоением теоретических и практических знаний по предметам; между культурной и дисциплинарной компетентностью ППС и способностью студентов-медиков адаптироваться в социально-культурной и медицинской среде.

Цель: исследовать причинно-следственные связи в системах "образование-общество-медицина" и "преподаватель-студент-пациент".

Задачи: определить вектор дальнейшего развития образования в непрерывно меняющихся условиях развития общества и медицины и проанализировать компоненты, составляющие его содержание.

Заключение. Современный педагог - это навигатор по социально-медицинским проблемам студента, исследующего проблемы собственные, медицинские и социальные как единый комплекс образования, сохраняющего свое историческое наследие и внедряющего инновационные технологии, способствующие нормальному воспроизводству социума на данном этапе развития общества.

Опыт

Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации студентов-медиков и студентов других специальностей. Проанализированы различия личностных характеристик студентов разных специальностей, изучены их профессиональные установки, а также определены кратко-и долгосрочные карьерные цели. Студенты медицинского вуза отличаются качествами, необходимыми в будущей работе: умением работать в команде и целеустремленностью. При этом уверенность в собственных навыках у студентов-медиков ниже, чем у других респондентов, что может быть связано со сложностью профессии. Значительная часть студентов после окончания вуза планируют продолжить образование, что объясняется необходимостью получения дополнительных знаний и опыта. Для будущих врачей характерна большая распространенность карьерных типов лидер и карьерист. В целом можно отметить, что профессия медика оказывает влияние на долгосрочные карьерные пути студентов, в которых преобладают гуманистические цели и возможность профессионального роста.

Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»