Текущий номер
1 . 2019
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Симуляционные технологии

Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомной раны

Аннотация

Цель - улучшение результатов обучения лапарорафии путем применения разработанного для этого медицинского тренажера с оценкой обучаемости новому способу ушивания апоневроза после лапаротомии.

Материал и методы. Разработан медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны, конструктивные особенности которого позволяют в условиях, приближенных к клиническим, обучить навыку лапарорафии. Для этого было проведено обучение способу ушивания апоневроза после лапаротомии на предлагаемом тренажере с оценкой его работоспособности и эффективности. Критерий эффективности использования медицинского тренажера - обучаемость предлагаемому способу путем оценки времени и качества наложения швов.

Результаты. Степень обучаемости новой технике лапарорафии зависит от уровня подготовки обучаемого.

Заключение. Создаваемые трудности в виде диастаза краев импровизированной раны, имитации ее глубины и натяжения, а также отработка навыка визуальной оценки расстояний между швами позволяют увереннее и эффективнее применять полученные умения и навыки на практике.

Стандартизированный пациент как ключевое звено оценки профессиональной пригодности выпускника медицинского вуза: введение в проблему

Аннотация

В ходе реализации реформы системы здравоохранения вопросы повышения качества оказания медицинской помощи, а также адекватной, объективной и независимой оценки уровня подготовки специалистов, находятся в центре внимания практиков и теоретиков медицинского образования.

В кратком обзоре приведены основные определения, понятия и требования к стандартизированному пациенту (СП) - ключевому этапу объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), близкого к оптимальному способу оценки готовности выпускника медицинского вуза к профессиональной деятельности.

Обсуждаются вопросы адекватного подбора и подготовки кандидатов на роль СП и обоснования для замены реальных пациентов на СП в процессе оценки качества подготовки выпускников медицинского вуза. Рассматриваются преимущества, ограничения и проблемы внедрения технологии СП в структуру ОСКЭ в реальной образовательной практике медицинских вузов Российской Федерации.

Технологии обучения

Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов

Аннотация

В настоящей работе приведены результаты применения интерактивных способов обучения мозговой штурм и академическая полемика по предмету "пропедевтика внутренних болезней". Интерактивный способ обучения мозговой штурм способствовал преимущественному совершенствованию I (знакомство) и II (копия) уровней знания. В то же время знания, полученные с помощью учебной игры академическая полемика, были гораздо более совершенными и соответствовали III (знание-умение), а то и IV (знание-творчество) уровням. Примечательно, что в ходе учебно-клинической игры академическая полемика гораздо быстрее рос потенциал аналитического мышления, что представляет важное и отличительное преимущество данного способа обучения.

Реализация новых подходов в обучении дисциплине "Медицина катастроф" на факультете усовершенствования врачей

Аннотация

Предлагаются пути интеграции профессиональных стандартов в систему подготовки, аккредитации медицинских работников и внедрения системы непрерывного медицинского образования в обучении дисциплине "Медицина катастроф", включающие: необходимость охвата обучением врачебных кадров любых специальностей; учет компетентностного подхода в разработке программ обучения различного медицинского контингента; использование положений современной нормативно-правовой базы здравоохранения в ходе теоретического обучения вопросам медицины катастроф; применение методологии развития способностей руководящего состава медицинских учреждений к организации, планированию и управлению оказанием медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС); обязательное симуляционное обучение приемам экстренной медицинской помощи; обучение работе медицинских организаций при ЧС в условиях реальной деятельности отделений травматического центра и функционирования его защитного сооружения; разработку интерактивных образовательных модулей для дистанционного самообразования в системе непрерывного медицинского образования.

Профессиональное воспитание студентов на примерах жизни и деятельности выдающихся лидеров здравоохранения

Аннотация

Профессиональное воспитание студентов относится к важному направлению деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций при подготовке врачебного состава, формировании у обучаемых стремления к достижению цели, сострадания к пациенту, готовности к самопожертвованию и иных желательных для врача качеств. С помощью исторического, аналитического, логического, монографического, статистического методов и метода анкетного опроса в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет) на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко был обобщен опыт проведения занятия с 32 студентами в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения". Установлено, что демонстрация обучаемым биографий, вклада в медицину и лидерских качеств выдающихся предшественников здравоохранения в процессе проведения занятия на тему "Лидеры Сеченовского университета" служит эффективным методом профессионального воспитания молодежи.

Возможности технологии Whole slide imaging в медицинском образовании

Аннотация

Активное внедрение цифровых технологий в практическую медицину ведет к пересмотру методологий преподавания различных дисциплин студентам, ординаторам и врачам. Одну из передовых технологий представляет Whole slide imaging (WSI). Эта технология служит одним из основных и перспективных методов междисциплинарной телемедицины. Применение WSI для преподавания позволяет на практике познакомить учащихся с набирающей популярность телемедициной и расширить методические возможности преподавания дисциплин.

Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача

Аннотация

В статье сформулированы организационно-методические и психологопедагогические проблемы личностно-ориентированной модели образования и работы врача, представлены перспективы их решения. Дано описание такой модели на основе многолетнего опыта кафедр ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Показана роль методов обучения и образовательных технологий, значимых для личностного и профессионального роста будущих и практикующих специалистов. Рассмотрены возможности и ресурсы данной модели в системе высшего медицинского образования.

Кадровое развитие

Оценка установочного компонента когнитивной задачи по структурно-динамическим характеристикам движения глаз преподавателя вуза

Аннотация

Цель работы - пилотное исследование структурно-динамических характеристик движения глаз у преподавателей высшей школы в процессе решения когнитивной задачи (оценивание сформированности знаний у студентов, выставление академической балльной оценки).

Методы. Движения глаз регистрировали монокулярно с помощью айтрекера Gazepoint GP3 EyeTracker с частотой 60 Гц. Функциональное биоуправление биологическая обратная связь (ФБУ БОС) - неинвазивный, безопасный, относительно дешевый метод, объективизирующий результаты исследования. Результаты. Выявлена стратегическая дифференциация решения когнитивных задач: преподаватели преимущественно придерживаются изучающей стратегии. Когнитивная задача, стоящая перед преподавателями, подразумевала оценивание письменной работы по преподаваемой дисциплине, что изначально создавало для них установку на поиск знакомых стимулов. Однако игнорирование признаков, раннее не присутствующих в практическом опыте, может формировать стереотипные гипотезы и приводить к снижению эффективности оценивания.

Руководство AMEE № 108. Написание конкурентоспособных тезисов для участия в научной конференции (пер. под ред. Алексеевой А.Ю.)*

Аннотация

Перевод с английского под редакцией эксперта Ассоциации профессиональных обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Алексеевой А.Ю.

Умение писать конкурентоспособные тезисы для участия в научной конференции - важный навык для преподавателей медицины. Содержательные и краткие тезисы могут убедить рецензентов, членов отборочной комиссии конференции и участников конференции в том, что описанное в них исследование заслуживает включения в программу конференции и/или выступления. Данное руководство Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE) разработано, чтобы помочь преподавателям медицины писать тезисы исследований для участия в научных конференциях с положительным результатом. По этой причине оно начинается с изучения риторических аспектов научных тезисов (т.е. цели, аудитории и структуры), а затем описаны процессы отбора тезисов, которые схожи для многих конференций в сфере медицинского образования. Кроме того, в руководстве представлены теоретически обоснованная информация и конкретные предложения о том, как писать убедительно. Наконец, в руководстве предлагаются некоторые советы по написанию работ и методы корректуры, которые могут использовать все авторы. С помощью рассматриваемых в данном руководстве аспектов написания научных тезисов для участия в конференции мы надеемся помочь работникам сферы медицинского образования усовершенствовать навыки написания этого важного типа текста.

К вопросам обучения студентов на клинической кафедре: обмен опытом

Аннотация

В современных условиях реформирования высшего медицинского образования практическое здравоохранение предъявляет особенно высокие требования к выпускникам медицинских вузов. Это диктует необходимость использования эффективных методов обучения будущих врачей. Существующие педагогические технологии в учебном процессе довольно разнообразны. Среди них модульное и проблемное обучение (предметное и социальное), интерактивные методы, инновационные технологии и др. В статье представлен коллективный опыт преподавания на клинической кафедре одного из старейших медицинских вузов России. Изучено мнение обучающихся относительно соответствия преподавания принципам Стэнфордской модели обучения. Проанализирована эффективность электива "Неотложная помощь в кардиологии". Оптимальным признано сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий, способных отвечать строгим требованиям современного высшего медицинского образования. Для оценки адекватности учебного процесса на клинических кафедрах необходимо регулярно использовать общепринятые методы оценки эффективности преподаваемых дисциплин.

Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация

Этический кодекс специалиста по симуляции в здравоохранении*

Аннотация

* Park C.S., Murphy T. F., the Code of Ethics Working Group. Healthcare Simulationist Code of Ethics Опубликовано при поддержке Society for Simulation in Healthcare 12.02.2018. URL: https://www.ssih.org/SSH-Resources/Code-of-Ethics.

Анонсы мероприятий

Анонсы

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»