Текущий номер
3 . 2018
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы мероприятий

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
Симуляционные технологии

Командное взаимодействие аспирантов. Симуляционное обучение работе в команде

Аннотация

Важность навыков командной работы, необходимость обучения медиков командному взаимодействию ни у кого не вызывают сомнений. Какими командными навыками, индивидуальными умениями для работы в команде обладают аспиранты? Что такое команда, с их точки зрения, и какими общими знаниями она должна владеть? Как сами аспиранты оценивают собственные коммуникативные навыки? В какой мере они готовы исполнять роль лидера? Что могут предложить команде, как предполагают справиться с трудным и незнакомым заданием, решить проблемы, возникающие при работе в группе? Проведенное на кафедре медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России исследование позволило ответить на эти вопросы, а также предложить структуру проведения симуляционных командных тренингов, основанную на результатах исследования полученной типологии социальных ролей аспирантов.

Технологии обучения

Руководство AMEE № 99. Разработка учебного плана для учреждений, применяющих концепцию доверенной профессиональной активности (Entrustable Professional Activities, EPA)* (Под ред. Алексеевой А.Ю.)

Аннотация

Перевод с английского под редакцией эксперта Ассоциации профессиональных обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Алексеевой А.Ю.

Данное руководство написано, для того чтобы помочь преподавателям, заинтересованным в создании компетентностно-ориентированного учебного плана. В руководстве представлен современный обзор литературы на тему доверенной профессиональной активности (EPA), дополненный предложениями по ее практическому применению при разработке учебных программ, системы оценки и образовательных технологий. В руководстве сначала вводятся понятия и определения, связанные с EPA, а затем даются указания по их выявлению, проработке и валидации, при этом разъясняются распространенные заблуждения о EPA. Обсуждается подход к составлению матричной схемы при комбинировании EPA с компетенциями и существующей концепцией компетентностных вех. Отдельный раздел посвящен принятию решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности как неотъемлемой части работы с EPA. При использовании EPA оценка на рабочем месте трансформируется в принятие решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности в рамках определенных уровней разрешенной автономии, начиная с работы под полным контролем для обеспечения наблюдения опытного профессионала за подопечным учеником. Заключительный раздел посвящен использованию технологий, включая мобильные устройства и электронные портфолио, для поддержания обратной связи с обучающимися по поводу их успехов, а также для поддержки принятия решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности директорами программ или клиническими бригадами.

Выявление особенностей процесса оценивания учебных работ по глазодвигательным реакциям у преподавателей

Аннотация

В основе реализации педагогической деятельности преподавателем заложено постоянное решение множества задач. Одна из значимых - оценка преподавателем результатов обучения. Присутствие в процессе обучения лица, принимающего решение, вносит в процесс формирования и выбора рациональных решений элемент субъективизма. В связи с этим стоит проблема снижения субъективизма в принятии оценочных решений преподавателем путем выявления и учета психологических факторов, влияющих на этот процесс. В исследовании предпринята попытка выявить особенности процесса решения оценочных задач по глазодвигательным реакциям у преподавателей вузов. В результате исследования процесса решения оценочных задач по глазодвигательным реакциям у преподавателей установлено, что стратегия просмотра письменных работ студентов в процессе решения оценочных задач определяется когнитивной установкой.

Динамика публикационной активности по сегменту "непрерывное медицинское образование" в современных информационных системах

Аннотация

Одна из ключевых задач современной системы здравоохранения в Российской Федерации - достижение высочайшего профессионального уровня специалиста здравоохранения. Качество, надежность и безопасность лечения - вот залог того, что здравоохранение на государственном уровне будет соответствовать высоким международным стандартам. Достичь этого можно в том числе за счет внедрения и организации корректной системы непрерывного медицинского образования.

В последние годы стало популярно определять эффективность работы научнопедагогических сотрудников, а также актуальность проблематики и востребованность научных решений при помощи науко- и библиометрических показателей. Соответственно рост наукометрических показателей может, с одной стороны, свидетельствовать о повышении результативности научной работы, а с другой - о потребности решения проблем в исследуемой теме.

Цель настоящего исследования - определение значимости вопросов развития и внедрения непрерывного образования путем анализа науко- и библиометрических параметров профильных научных журналов по непрерывному образованию, в том числе по непрерывному медицинскому образованию.

На 1-м этапе исследования анализировали журналы, входящие в отечественную базу научного цитирования, по следующим критериям: динамика числа журналов, место журнала в рейтинге SCIENCE INDEX за 2013-2017 гг., изменение общего числа цитирований журнала в текущем году. На 2-м этапе аналогичную процедуру осуществляли по зарубежной базе научного цитирования. Приведенные качественные и количественные результаты могут свидетельствовать о высокой научной и практической значимости расширения публикационной активности по проблемам непрерывного образования, в частности непрерывного медицинского образования.

Использование сканер-анализаторов микроскопических препаратов и компьютерных технологий в образовательном процессе кафедры клинической лабораторной диагностики

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы подготовки ординаторов по специальности 31.08.05 "клиническая лабораторная диагностика". Указаны наиболее сложные для освоения разделы дисциплины, связанные с выполнением и интерпретацией микроскопических исследований. Приведены новые методики для освоения специальности и оценена их эффективность.

Точка зрения

Провизор - врач клинической лабораторной диагностики: новые возможности

Аннотация

В статье сообщается о расширении возможностей для профессиональной реализации провизоров: о возможности осуществления ими медицинской деятельности по специальности "клиническая лабораторная диагностика", которая появилась в связи с утверждением профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики". Вместе с тем отмечены некоторые нормативные проблемы, связанные со вступлением в силу данного профессионального стандарта. Предложены пути их преодоления, в том числе по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения. Статья носит информативный характер и может представлять интерес как для руководства медицинских, фармацевтических вузов и факультетов, реализующих программы специалитета по специальности "фармация" и программы ординатуры по специальности "клиническая лабораторная диагностика", для руководства медицинских организаций, так и для профессионального фармацевтического сообщества.

Психологическая поддержка пациентов как важное направление профессиональной деятельности работников среднего звена акушерско-гинекологической службы

Аннотация

В статье рассматривается роль психологической поддержки как важного лечебно-профилактического мероприятия в рамках акушерского сопровождения женщин во время беременности, родов и послеродового периода. Анализ отечественной системы профессиональной подготовки будущих акушеров(-к) показал, что в настоящее время психологическая подготовка студентов по специальности "акушерское дело" не предусматривает обучения навыкам психологической поддержки пациентов, что вступает в противоречие с современными тенденциями в развитии здравоохранения.

Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация
Онлайн-публикация

Использование ROC-анализа для оценки эффективности обучения студентов

Аннотация

Методы описательной статистики и ROC-анализа позволяют количественно оценить динамику учебного процесса. В статье рассматривается задача прогнозирования результатов обучения студентов по дисциплине на основе результатов обучения по отдельному модулю. В качестве прогностической модели, построенной в прикладной среде RapidMiner, использованы ROC-кривые.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»