Текущий номер
2 . 2018
Анонсы мероприятий

Анонсы мероприятий

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
Симуляционные технологии

Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

Аннотация
В статье сформулированы основные критерии эффективности и направления обучения в сфере симуляционного медицинского образования для практического здравоохранения, представлен обобщенный опыт Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы (МСЦ Боткинской больницы) в подготовке специалистов практического здравоохранения хирургического профиля. Эффективность и результативность симуляционного обучения медицинских работников для практического здравоохранения и медицинской науки определяются критериями, среди которых значимыми являются практические результаты, практико-ориентированный формат обучения, очная форма реализации образовательных программ и общая трудоемкость их освоения, объективность экспертизы профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения, непрерывное повышение профессионального уровня медицинских работников.
Положительный опыт работы МСЦ Боткинской больницы показал целесообразность инвестирования материальных средств в многопрофильный образовательный центр, сегодня являющийся идеальной практической площадкой для постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов здравоохранения. Эффективная деятельность и результативность МСЦ Боткинской больницы подтверждает значимость применения инновационных технологий в организации дополнительного профессионального образования медицинских работников для столичного практического здравоохранения и медицинской науки.

Обучение врачей-гинекологов в рамках развития непрерывного медицинского образования с использованием симуляционного виртуального тренажера HYSTsim

Аннотация
Оперативная гистерорезектоскопия является неотъемлемой частью повседневной гинекологической хирургии, при этом возможности по обучению данной процедуре ограничены. Современные технологии симуляционного обучения позволяют решить широкий круг задач в последипломном образовании врачей, давая возможность в рамках существующих программ повышать свою квалификацию без риска для жизни реальных пациентов.
Материал и методы. С апреля по декабрь 2016 г. 72 акушера-гинеколога с разными навыками оперативной гистероскопии проходили обучение по курсу "Оперативная гистерорезектоскопия" на виртуальном симуляторе HystSim в учебном центре для медицинских работников Медицинский симуляционный центр ГБУЗ "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы.
Результаты. Объективные и субъективные показатели эффективности симуляционного обучения оценивали с помощью стандартизованной гистерорезектоскопической программы HystSim и анкетирования участников. В рамках обучения использованы 2 задания: гистерорезектоскопическое удаление полипов разного уровня сложности. По окончании курса высший балл получили большинство слушателей.
Заключение. Успешная отработка навыков гистерорезектоскопии на виртуальном симуляторе HystSim позволяет хирургам проводить операции реальным больным.

Оптимизация обучения практическим навыкам в акушерстве и гинекологии: от рутинных методов к современным робототехнологиям

Аннотация
Практические навыки работы по специальности до применения их в реальной практике акушеры-гинекологи должны приобретать в специализированных центрах, оснащенных высокотехнологичными тренажерами и компьютеризированными роботами-манекенами, а также программами, позволяющими моделировать клинические ситуации, включая командные тренинги по междисциплинарному взаимодействию. Анонимное анкетирование ординаторов и врачей акушеров-гинекологов показало, что симуляционное обучение облегчает переход к клинической практике и приобретение навыков оказания неотложной помощи, но значительно снижает уровень собственной оценки практических навыков на начальном этапе симуляции.

Симуляционное обучение дисциплине "Лечение боли"

Аннотация
Цели данной разработки в преподавании дисциплины "Лечение боли" - систематизация у обучающихся полученных знаний и умений, приобретение определенных клинических компетенций, выработка коммуникативных навыков. Преподаваемая дисциплина является междисциплинарной, так как она рассматривает узкие вопросы лечения боли с позиции многих клинических дисциплин. Межпрофессиональный подход в обучении позволяет использовать имеющиеся знания, формировать у обучающихся клиническое мышление, основанное на этиологических и патогенетических принципах диагностики болевого синдрома. В работе использовано гибридное обучение, делающее его комплексным и позволяющее оценивать технические и коммуникативные навыки.

Процесс формирования soft skills в медицинском вузе

Аннотация
В статье определено значение нетехнических навыков (soft skiffs) для профессиональной компетентности врача. Представлены общекультурные и общепрофессиональные компетенции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) III поколения по специальности "лечебное дело" и определено количество дисциплин, в рамках которых происходит формирование soft skiffs. Рассмотрена роль симуляционных технологий в отработке нетехнических навыков.
Технологии обучения

Руководство AMEE № 84. Проблемно-ориентированное обучение: как добиться максимальных результатов у своих студентов; их роли и обязанности*

Аннотация
В этом руководстве представлен анализ большого количества литературных источников, посвященных достоинствам и недостаткам проблемно-ориентированного обучения (ПОО) и факторам, способствующим или препятствующим его внедрению, с точки зрения студента. Наилучшие результаты ПОО достигаются в том случае, когда студенты и преподаватели понимают, какие факторы влияют на обучение, и четко знают свои роли. В этом руководстве изложены основные проблемы по данному вопросу. Одно из самых важных понятий - общая ответственность студентов и преподавательского состава за учебный процесс, при этом на его успешные результаты могут повлиять несколько факторов, в том числе мотивация студентов к ПОО и их реакция на погружение в процесс.
Преподавателям важно создать такую среду, которая будет формировать у студентов привычку к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни, а также навыки и отношения, которые помогут им стать компетентными думающими врачами. Каждый представленный элемент налагает обязанности не только на самого студента, но и на преподавательский состав, и на учебное сообщество, в которое они входят.
Хотя все авторы работают в европейских учебных заведениях, и во многих из них ПОО используется в качестве стратегии обучения, данные рекомендации можно применять более широко, они содержат ряд важных факторов, актуальных для любой формы учебного плана. Это руководство подготовлено на основе ранее выпущенной серии руководств AMEE по медицинскому образованию, в которых представлен обзор ПОО [121] и предприняты попытки подчеркнуть ключевую роль студентов в освоении предметов при помощи ПОО. Это руководство поможет преподавателям лучше понять студентов и то, как они могут поддержать их в приобретении независимости и в дальнейшем профессиональном совершенствовании.


*Это руководство впервые было опубликовано в журнале "Medical Teacher": Bate E, Hommes J, Duvivier R, Taylor D.C.M. Problem-based learning (PBL): Getting the most out of your students - Their roles and responsibilities: AMEE Guide No. 84. Medical Teacher. 2014; 36 (1): 1-12.
Опубликовано: Ассоциация медицинского образования в Европе (AMEE), Данди, Великобритания.
©AMEE2014. ISBN: 978-1-908438-75-1.

Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения

Аннотация
В статье рассмотрены перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс медицинского вуза. Предложены методы организации информационного и методического сопровождения самостоятельной подготовки студентов. Освещена проблема кадрового обеспечения системы дистанционного обучения в вузе. Формирование информационных компетенций студентов-медиков предлагается осуществлять с использованием системы дистанционного обучения Learning Management System (LMS) Moodle. Представлены результаты анализа использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе на основе данных анкетирования студентов.

Общественно ориентированный подход в медицинском образовании: перспективы и проблемы внедрения

Аннотация
Концепция общественно ориентированного обучения при подготовке студентов-медиков начала внедряться за рубежом в медицинское образование в 1970-1980-х гг. Общественно ориентированное медицинское образование направлено на удовлетворение потребностей в сфере здравоохранения определенных групп людей, местом жительства которых является ограниченная территория. Основная цель общественно ориентированного подхода - подготовка врачей, которые способны и хотят работать в сообществах и эффективно справляться с проблемами со здоровьем населения на всех уровнях оказания медицинской помощи. Общественно ориентированное обучение имеет важное преимущество, так как оно предлагает студентам адекватный опыт реальных состояний здоровья людей в обществе, возможность работать с другими специалистами в сфере здравоохранения и развивает осознанность роли социальных факторов в причинно-следственных связях развития болезней. Новые общественно ориентированные программы обучения студентов-медиков направлены на уменьшение разрыва между потребностями сообщества и образовательных учреждений, повышение внимания к этнокультурным и языковым различиям в определенной группе населения и на развитие сотрудничества между всеми участниками процесса. От внедрения общественно ориентированного подхода ожидают значительных результатов: перенос теории на практику, взаимодействие с большим количеством пациентов и персонала, расширение взглядов студентов на медицинские вмешательства, повышенное межпрофессиональное сотрудничество, привлечение большего количества выпускников к работе в сельской местности, опыт создания взаимоотношений между профессионалами и обществом, в котором они работают. Институциональные барьеры при внедрении общественно ориентированного обучения могут быть связаны со страхом потерять контроль, комфортные условия преподавания, с рассмотрением образовательных инноваций как слишком затратных по времени, финансам и ресурсам. Однако внедрение в общественную жизнь - это неизбежная часть процесса медицинского образования.

Медицинская физиология для медицинских вузов

Аннотация
Анализ преподавания физиологии в российских вузах приводит к выводу, что оно не соответствует задаче формирования будущего врача. Одна из причин - размытость дисциплины, отсутствие ясного понимания того, какая именно физиология необходима современному врачу. В результате существенной разницы для медицинских вузов и, например, биологических факультетов нет, и студенты медики вынуждены воспроизводить (в последнее время чаще виртуально) вековой давности эксперименты на лягушках, изучать материал, необходимый для будущего исследователя, но не врача, насыщенный многими важными, но имеющими историческое значение концепциями. Кроме того, в принятых в настоящее время программах имеется существенный перекос в сторону суммы знаний, но не умения ими оперировать, чем и должен заниматься в дальнейшем врач, применяя физиологические принципы в диагностике и лечении. В противоположность сегодняшним программам предлагается давно принятая в западных вузах парадигма медицинской физиологии, согласно которой студентам-медикам необходимо овладеть основными общепринятыми концепциями медицинской физиологии, т.е. уметь свободно оперировать теми базовыми представлениями о функционировании организма, которые приняты и служат теоретическим инструментом деятельности врача в мировом медицинском сообществе. Обсуждаются принципы формирования программ по медицинской физиологии, приводятся конкретные примеры.

Электронная среда для обучения аспирантов-медиков

Аннотация
Использование электронной образовательной среды медицинским вузом для обучения аспирантов зависит не только от компетенций преподавателя, но и от самих аспирантов. Актуальным вопросом использования электронной среды становится анализ понимания аспирантами особенностей организации электронного обучения и степени их готовности к обучению с использованием информационнообразовательных ресурсов, интерактивного посещения занятий, интерактивного взаимодействия с преподавателем. В статье автор знакомит с результатами исследования, проведенного на кафедре медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России.
Кадровое развитие

Психолого-педагогические факторы комплайенса

Аннотация
Проблема комплайенса в медицине является одной из актуальных. В статье приводится анализ психолого-педагогических факторов, которые влияют на в комплайенс. С одной стороны, это факторы, связанные с пациентом: тип акцентуаций его характера, степень его психологической зрелости, мотивация. С другой - впервые обращается внимание на факторы, связанные с врачом: его психолого-педагогическую компетентность и психологическую зрелость. Приводится анализ методик диагностики комплайентности пациента. В статье сделан акцент на то, что в процессе обучения как в вузе, так и в последипломном профессиональном образовании больше внимания следует уделять изучению психологии как практической дисциплины. Для выработки психолого-педагогических навыков следует активнее использовать современные методы обучения, симуляционные технологии, тренинги.
Точка зрения

Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура

Аннотация
Статья посвящена перспективам развития высшего медицинского образования в системе уровней высшего образования бакалавриат-магистратура в свете предстоящего перехода к первичной аккредитации лиц, которые получат после 1 января 2019 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень бакалавриата, уровень магистратуры). Даны предложения по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения, с целью совершенствования и развития высшего медицинского образования уровня бакалавриата и магистратуры.
Опыт

Научная работа ординаторов в медицинском институте ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"

Аннотация
В статье представлен опыт организации научной работы ординаторов на факультете последипломного обучения врачей медицинского института ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова". На всех кафедрах подготовка ординаторов осуществляется по новым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, кроме теоретического курса и практики ординаторы также занимаются научной деятельностью.

Автоматизация фронтально-циклового расписания ФГБОУ ВО "Тверской государственный медицинский университет" Минздрава России

Аннотация
В статье рассматривается опыт автоматизации фронтально-циклового расписания в ФГБОУ ВО "Тверской государственный медицинский университет" Минздрава России на базе "1С: Автоматизированное составление расписания. Университет".

О внедрении методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинские вузы Кыргызстана (на основе исследований опыта Вильнюсского университета)

Аннотация
Недобросовестные медицинские исследования являются актуальной проблемой для всего мира. Низкая культура научных исследований - одна из главных причин проблемы. Медицинские вузы играют большую роль в воспитании культуры научных исследований.
Цели работы - ознакомление и раскрытие опыта научной и этической подготовки медицинского факультета Вильнюсского университета (Литовская Республика) и на основе проведенного исследования разработка рекомендаций по внедрению методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинских вузах Кыргызстана. В задачи исследования вошло изучение таких компонентов образовательной системы факультета, как ценностные основания, учебные планы и программы по научной и этической подготовке; подразделения вуза, занятые в обучении; обучающие методы и ресурсы.
Результаты исследования показали, что подготовка добросовестных исследователей на факультете имеет государственный масштаб и значение. Ценностными основаниями образовательной среды являются традиционные ценности классического университета, подкрепленные фундаментальными ценностями академической этики и этики научных исследований, демократической атмо-сферы и социальной ответственности. Комплексный подход к обучению включает раннее, продолжительное по времени, целенаправленное и постепенное обучение в течение всего периода преддипломной подготовки на факультете. При этом этическая и научная подготовка рассматривается в комплексе и чередуется в определенном порядке, обеспечивающем преемственность блоков дисциплин, облегчая, структурируя и потенцируя процесс овладения необходимыми для научной деятельности профессиональными компетенциями. Теоретические знания закрепляются с помощью практической подготовки студентов в интернатуре на 6-м году обучения. Богатые ресурсы системы этической экспертизы, биоэтического информирования, национального и международного масштаба служат механизмами этического регулирования научных исследований и наглядным примером практического применения этики научных исследований, а также важными учебными ресурсами для подготовки добросовестных исследователей в вузе.
Таким образом, Вильнюсский университет располагает благоприятной образовательной системой, интегрировано и целенаправленно обеспечивающей развитие профессиональных компетенций и ценностей добросовестной научной медицинский практики на всех этапах преддипломной подготовки.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что Вильнюсский университет располагает положительным опытом создания оптимальной образовательной системы для воспитания культуры научныхисследований у студентов-медиков, который может быть полезен для разработки и в дальнейшем для внедрения методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинских вузах Кыргызстана.

Информационная поддержка научно-исследовательской деятельности вуза (из опыта работы Научной библиотеки ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России)

Аннотация
Представлены традиционные и новые формы информационно-библиографического обслуживания пользователей, опыт плодотворного сотрудничества и взаимной заинтересованности сотрудников Научной библиотеки ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России и профессорско-преподавательского состава в развитии вуза. Большое внимание уделено библиографическому обучению как составляющей информационной культуры личности и необходимых знаний для научной деятельности. Один из рассматриваемых вопросов - комплектование библиотечного фонда электронными ресурсами.
Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация


Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»