Текущий номер
1 . 2018
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы мероприятий

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
Симуляционные технологии

Объективный структурированный клинический экзамен как инструмент аккредитации медицинских специалистов

Аннотация
В статье описана процедура проведения объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). ОСКЭ - метод, который используют для оценки клинической компетентности студентов медицинских вузов. Суть ОСКЭ заключается в создании для экзаменуемых клинических ситуаций, позволяющих продемонстрировать приобретенные навыки. ОСКЭ по сравнению с другими методами оценки обладает множеством преимуществ и может считаться надежным инструментом проверки знаний, умений и навыков.

Компьютерное моделирование виртуальной реальности в доклинической стоматологии: может ли компьютерный симулятор заменить обычные стоматологические фантомы и кураторство со стороны преподавателя?*

Аннотация
В доклиническом стоматологическом обучении приобретение клинических и технических навыков, а также их использование в клинической практике приобретают первостепенное значение. Использование стоматологических фантомов обеспечивает эффективное и безопасное обучение студентов стоматологическим процедурам в рамках доклинической подготовки, значительно улучшая их мануальные навыки. Современные компьютерные фантомные системы включают возможности использования технологии виртуальной реальности, а также обеспечивают эффективную обратную связь.
Цели этого обзора - изучить и проанализировать представленные в стоматологической литературе доказательства, подтверждающие использование таких систем, а также сравнить роль эффективной обратной связи и руководство со стороны преподавателя. Дополнительное обучение с использованием таких систем совершенствует процесс обучения студентов и приобретения ими навыков, а также сокращает период кураторства со стороны преподавателей. Тем не менее виртуальную расширенную обратную связь нельзя использовать как единственный метод получения обратной связи, и вклад со стороны преподавателя по-прежнему имеет решающее значение. Проведение обширных продолжительных рандомизированных исследований, изучающих влияние этих систем на академическую успеваемость студентов при освоении ими клинических навыков, а также вопросы экономической эффективности, оправданно.

Анализ эффективности тренингов по реализации клинических сценариев в симулированных условиях в подготовке анестезиолога-реаниматолога

Аннотация
Симуляционные тренинги призваны способствовать повышению качества учебного процесса. Наша цель - оценить эффективность использования клинических сценариев, реализуемых в симулированных условиях, для оценки степени сформированное™ некоторых профессиональных компетенций у ординаторов. В группе из 10 ординаторов, обучающихся по специальности 31.08.02 "анестезиология-реаниматология" проведено 3 тренинга с различными клиническими сценариями в условиях имитационной палаты реанимации. Сценарии имеют запланированное течение с возможностью изменения состояния в зависимости от действий, оцениваемых по контрольному листу. В первом тренинге положительный результат зафиксирован только у одного испытуемого (10%), во втором - у 8 (80%), в третьем - у 9 (90%) ординаторов. Прослеживается прямая зависимость в снижении количества ошибок, допущенных ординаторами, от полученного опыта в проведенных тренингах. Использование симуляционных технологий позволяет объективно оценить сформированного профессиональных компетенций обучающихся. Для закрепления устойчивых профессиональных навыков необходимо проведение регулярных симуляционных тренингов.

Оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий

Аннотация
Основные задачи Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы (далее МСЦ Боткинской больницы) - организация и обеспечение условий для повышения эффективности и качества профессиональной подготовки медицинских работников путем применения современных технологий обучения и совершенствования практических навыков. С целью изучения эффективности применяемой модели обучения с использованием симуляционных технологий проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 710 слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
В статье представлен анализ результатов анкетирования работников медицинских организаций различных специальностей и специалистов иных профессиональных сфер деятельности (работники системы образования, социальной службы) с различным стажем работы и квалификационной категорией. Все участники опроса были удовлетворены организацией образовательного процесса, работой преподавателей, применяемыми формами и методами обучения, разнообразием видов деятельности, материально-техническим оснащением и обеспечением учебного процесса соответствующим высокореалистичным оборудованием. Проведенное анкетирование позволяет сделать выводы об эффективности применяемой модели обучения в МСЦ Боткинской больницы, достаточно высокой степени удовлетворенности слушателей образовательных программ. Исследование и оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий путем анкетирования слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации симуляционных центров в таком объеме, по нашим данным, ранее не проводились. Без оценки эффективности обучения невозможно выстроить систему обучения и развития, которая будет обеспечивать необходимые профессиональные результаты в дальнейшем.

Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся по специальности "Лечебное дело"

Аннотация
В статье представлены материалы по совершенствованию компетентностного подхода к подготовке студентов, обучающихся по специальности "лечебное дело", за счет внедрения клинического компонента в практическое симуляционное занятие. С этой целью разработаны структура занятия, примерный хронометраж и клинические ситуационные задания. Комплексный подход к формированию и объективной оценке компетенций направлен на повышение качества образовательного процесса.

Пилотирование станции оценки навыков общения при первичной аккредитации специалиста - 2017

Аннотация
В статье представлены результаты пилотирования станции оценки навыков общения на симуляционном этапе первичной аккредитации специалистов по специальности "лечебное дело". В пилоте поставлена цель - проверить возможности реализации экзамена по владению навыками эффективного общения участкового врача-терапевта с пациентом при сборе жалоб на первичном амбулаторном врачебном приеме. Станцию тестировали ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" и ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России [1].
Технологии обучения

Клинический подход к организации научно-исследовательской работы студентами IV и V курса лечебного факультета в ходе прохождения производственной практики

Аннотация
В статье освещены вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов. Представлены проблемы, которые возникают при организации научно-исследовательской работы студентов в медицинском вузе в период прохождения ими производственной практики, продемонстрированы успехи студентов в проведении конкретных исследований в соответствии с потребностями практического здравоохранения.

Образовательный материал для изучения информационных технологий в средних медицинских учебных заведениях. пример практической работы с использованием учебного видео

Аннотация
В статье представлен опыт создания мультимедийного образовательного контента в виде учебных видеофильмов для использования студентами медицинских учебных заведений на практических занятиях по дисциплинам "Информатика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности". Разработка мультимедийного образовательного контента - это непрерывный процесс, в котором решаются отдельные задачи по созданию мультимедийного обеспечения различных тем. Дан обзор созданных автором учебных видеофильмов медицинской направленности для изучения информационных технологий. Педагогическая практика показала, что созданные автором учебные видеофильмы приемлемы для использования студентами медицинских учебных заведений при изучении дисциплин "Информатика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности". Эти учебные видеофильмы размещены на канале nefmont видеосервиса YouTube и доступны для просмотра всем пользователям глобальной сети.

Методология преподавания элективного курса "Управление качеством медицинской помощи" у студентов ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Аннотация
В статье представлены материалы о преподавании курса "Управление качеством медицинской помощи". Рассмотрены педагогические подходы к преподаванию. Показано значение интерактивных методов обучения и образовательных технологий. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования.
Кадровое развитие

Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы

Аннотация
В статье сформулированы организационно-методические и психолого-педагогические проблемы непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза и представлены перспективы их решения. Дано описание модели непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза Школа педагогического мастерства, успешно апробированной в ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России.

Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения"

Аннотация
Успешное освоение специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" зависит от многих факторов, среди них полученный уровень базового образования, лидерство в студенческом коллективе и овладение навыками управления имеют большое значение, способствуют дальнейшему карьерному росту и повышению эффективности работы руководящего состава отрасли. При помощи методов педагогического эксперимента: аналитического, логического и монографического, - авторским коллективом был проанализирован и обобщен опыт формирования лидерских качеств у студентов ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России, проходящих подготовку в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета. Полученные результаты наглядно свидетельствуют, что данная подготовка студентов в течение учебного года по специально разработанной программе, включающая 23 учебные темы и предусматривающая широкое использование методов активного обучения, позволяет формировать у будущих лидеров здравоохранения высокий профессионализм, инновационное мышление, творческий склад ума, современную мировоззренческую культуру и высокую социальную ответственность.

Последипломное обучение (резидентура) по психиатрии в Канаде

Аннотация
В данной статье заинтересованный читатель ознакомится с кратким обзором резидентуры по психиатрии в Канаде на примере Университета Квинс (Queen's University). Приведено описание основных ролей и компетенций CanMEDS, отмечены требования для поступающих в резидентуру, дана характеристика программы обучения на протяжении всего 5-летнего периода. Отдельно описан двухэтапный экзамен при выпуске из резидентуры и возможности пройти узкую специализацию. Авторы надеются, что информация, изложенная в данной статье, окажется полезной для совершенствования обучения в ординатуре по психиатрии в России, а также может послужить отправной точкой для обсуждения возможности аккредитации программы резидентуры по психиатрии.
Из истории медицины

Вклад академика Б.В. Петровского в развитие системы медицинского образования (к 110-летию со дня рождения)

Аннотация
Академик Б.В. Петровский, выдающийся русский хирург, ученый, педагог, организатор здравоохранения и медицинской науки, основатель крупнейшей научной школы, внес большой вклад в реформирование национальной системы медицинского образования. По инициативе и под руководством Б.В. Петровского в целях улучшения качества подготовки специалистов здравоохранения проводилась реорганизация высшей медицинской школы, интенсивно развивалась и качественно совершенствовалась система последипломного обучения. Б.В. Петровскому принадлежит приоритет в создании учебно-научно-производственных комплексов как оригинальной формы организации научно-исследовательской, лечебной и педагогической деятельности, им были предложены принципы преподавания хирургии на до- и последипломном этапах. Основные идеи академика Б.В. Петровского о специализации, этапности, преемственности, непрерывности при подготовке врачей прочно вошли в жизнь и сегодня не утратили своей актуальности.
Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»