Текущий номер
4 . 2017
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы мероприятий

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
Рефераты

Рефераты

Аннотация
События

События

Аннотация
Анонсы мероприятий

Исторический очерк стоматологического симуляционного образования

Аннотация

В статье приводится исторический обзор развития симуляционного обучения с акцентом на стоматологию. Модели­рование является полезным инструментом для обучения. Оно подходит для оценки эффективности, но нет достаточ­ных доказательств влияния использования этой технологии обучения на повышение качества оказания медицинской помощи. Как известно, образовательный процесс должен содержать в себе разнообразные варианты учебных пособий для обучающихся. Это могут быть учебники и методические пособия, модели, фантомы и тренажеры разного уровня реалистичности, роботы-симуляторы и виртуальные трена­жеры. Хочется отметить, что возрастающий интерес к внед­рению симуляционного обучения должен быть связан не только с реализацией уже доступных модулей и технологий, но и с более глубоким изучением проблематики как в исто­рическом ключе, так и с точки зрения новых разработок.

Технологии обучения

Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий

Аннотация
Новый этап активного внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) повышает требования к подготовке профессорско-преподавательского состава (ППС), способного дистанционно реализовывать образовательные программы. Этот вопрос решается путем повышения квалификации ППС, направленного на формирование необходимых компетенций в области технологического, методического, содержательного обеспечения сложной виртуальной образовательной среды. Однако не все преподаватели имеют достаточный базовый уровень, обладают достаточными умениями и опытом для разработки образовательных программ с применением ДОТ. Авторы исследовали технологическую готовность преподавателей к обучению с использованием ДОТ в системе непрерывного медицинского образования.

Проектирование рабочей программы новой дисциплины "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения

Аннотация

С введением новых Федеральных государственных обра­зовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по различным направлениям под­готовки врачей вузы ведут разработки новых и усовер­шенствование действующих рабочих программ, которые должны учитывать требования профессиональных стан­дартов специалистов медицинского профиля, вводимых Министерством труда и социальной защиты РФ. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех введенных стандартов в требованиях к образованию и обучению врачей указаны правовые состав­ляющие. Особенно остро стоит вопрос об ответственности врачей и медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) имеется множество со­ставов административных правонарушений, субъектами которых выступают медицинские организации и медра­ботники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфере медицинской и фар­мацевтической деятельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомлен­ность медицинских работников нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудни­ков к административной ответственности.

В связи с актуальностью задачи подготовки врачей в области административного права в учебный процесс ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский универси­тет" Минздрава России (ФГБОУ ВО КубГМУ) введена новая дисциплина "Административно-правовое регули­рование медицинской деятельности", которая не имеет примерной учебной программы, разработанной соответ­ствующим Учебно-методическим объединением (УМО) и утвержденной Минобрнауки РФ. Данная дисциплина включает 2 модуля и преподается на VI курсе обучения врачей-педиатров, врачей-лечебников и на V курсе врачей-стоматологов. Модуль 2-й новой дисциплины - "Вопросы административной ответственности" - разработан препо­давателями кафедры судебной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ адми­нистративных правоотношений в здравоохранении, анализ административно-правового статуса медицинских органи­заций и их работников применительно к вопросам адми­нистративной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Результаты. Разработана рабочая программа дисциплины по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем моду­ля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекцион­ные, практические занятия и самостоятельную работу. Выделены и наполнены содержанием компетенции, фор­мируемые при изучении дисциплины. Разработано мето­дическое обеспечение учебного процесса: тексты и презен­тации лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов.

Заключение. Представленные учебно-методические мате­риалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопро­сам медицинского права.

Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре

Аннотация
В статье представлены материалы обучения студентов на практических занятиях стоматологических дисциплин, которые проводились с учетом ориентированности на практику. Учет коммуникативных способностей студентов при проведении занятий повысил интерес к изучению дисциплины. Результаты исследований показывают, что усвоение учебного материала увеличивалось при проведении занятий в представленном виде.

Технологии приобретения компетенций при подготовке врача (опыт Казанского федерального университета)

Аннотация
В статье приведен опыт Института фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО " Казанский (Приволжский) федеральный университет" по внедрению симуляционных и виртуальных технологий в учебный процесс для освоения новых компетенций при подготовке врача. С этой целью наряду с симуляционным центром, включающим dry-lab и wet-lab, создан инжиниринговый центр медицинской науки. Также в рамках приоритетного направления САЕ "Трансляционная 7П-медицина" создана научно-исследовательская лаборатория "Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине".

Использование технологии "Дебаты" для формирования правовых компетенций студентов колледжа

Аннотация
На основе опыта преподавательской деятельности при обучении гуманитарным и обществоведческим дисциплинам в системе среднего профессионального образования раскрываются особенности использования технологии "Дебаты" для формирования правовых компетенций студентов. Показаны возможности рассматриваемой технологии для обеспечения мотивации студентов к обучению, развития навыков эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей.

Опыт создания системы оценочных средств в ходе преподавания поликлинической терапии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и профессиональным стандартом специалиста по терапии. Сообщение 2. Экзамен и итоговая оценка

Аннотация
В статье представлены результаты обучения студентов по специальности "Поликлиническая терапия" по итогам как текущей оценки знаний, так и проведенного экзамена. Использованная балльно-рейтинговая система продемонстрировала свои преимущества в виде направленности на формирование профессиональных компетенций, требований систематической подготовки студентов, удобства использования, прозрачности и объективности. Результаты, полученные студентами, объективно оценивают уровень имеющихся теоретических знаний и практических навыков и определяют направления дальнейшей работы преподавателей.
Кадровое развитие

Медицинские информационные ресурсы сети Интернет

Аннотация
В статье приводится обзор электронных информационных ресурсов, представленных в открытом доступе в сети Интернет и востребованных в условиях формирования информационно-образовательной среды медицинского университета. Обзор включает основные виды интернет-ресурсов по медицине и здравоохранению, выявленных автором в ходе информационного исследования. При отборе ресурсов учитывались их основные ценностные характеристики: доступность, полнота, уникальность. Отбор ресурсов закончен 10 марта 2017 г.

Мнимая виновность врачей в причинах заболеваний пациентов и меры по ее преодолению

Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о том, что многие пациенты неосознанно считают врачей виновными в наличии у них тех или иных заболеваний и что пока они не обратились за медицинской помощью, у них нет болезни. Выявлены четыре причины возникновения такой ситуации. Указано, что врачи практически всегда игнорируют данную проблему и то, что ее наличие является одной из причин позднего обращения за медицинской помощью, часто в том случае, когда сделать уже ничего нельзя. Показано, что, как правило, обращение к врачу является для людей потенциальным источником стресса, поэтому они стараются избегать этого; приведены исключения из данного правила. Рассматриваются вопросы педагогического решения данной проблемы в процессе подготовки будущих медиков. Предложены такие методы решения, как вербализация, различные формы ролевой игры, информирование. Проанализированы вопросы страха обращения людей за медицинской помощью, подчеркнута необходимость адаптации медицинских вмешательств к индивидуальным особенностям пациентов.
Блог Рональда Хардена

Блог Рональда Хардена

Аннотация
Приложение

Тезисы VIII Международной конференции РОСМЕДОБР-2017 "Инновационные обучающие технологии в медицине"

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»